Отличие экономической разведки от экономического (промышленного) шпионажа




Тема 6. Контрразведывательная деятельность службы безопасности организации

Отличие экономической разведки от экономического (промышленного) шпионажа. Понятие промышленного шпионажа. Показатели организации, являющиеся объектом промышленного шпионажа. Контрразведка организации: цели и объекты. Задачи и структура контрразведывательного подразделения службы безопасности. Критерии деятельности контрразведывательного подразделения.

Отличие экономической разведки от экономического (промышленного) шпионажа

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Законные методы (то есть методы экономической разведки):

сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;

посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;

приобретение и изучение продукции конкурентов.

Незаконные методы (то есть методы промышленного шпионажа):

выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;

сманивание специалистов для получения от них информации;

подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

засылка агентов на фирму или и окружение ведущих специалистов;

похищение чертежей, документов и образцов изделий;

негласный контроль за деловой корреспонденцией;

незаконное получение информации у государственных чиновников;

получение информации с использованием технических средств;

ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

В России положение с легальной и незаконной экономической разведкой двойственное. Оно рсгламснтируется двумя законами: Законом РФ 1994г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Законом РФ 1992г. № 2487-1 «О частной де­тективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с Законом РФ «Об оператив­но-розыскной деятельности», право осуществлять оперативно-розыскные действия предоставляется толь­ко оперативным подразделениям государственных силовых структур: органам внутренних дел РФ; органам Федеральной службы безопасности; Федеральным органам исполнительной власти в области государственной охраны; Таможенным органам РФ; Службе внешней разведки РФ; Федеральной службе исполнения наказаний; Органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Вместе с тем, и в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» указано, что в целях сыска разрешается предоставление коммерческим структурам ряда услуг розыскного характера. Это:

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка;

сбор информации для деловых переговоров;

выявление некредитоспособных или не­надежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования фирменных знаков и наименований, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других, характеризующих личность, данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении с ними трудовых или иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или организациями имущества.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время этот Закон запрещает:

собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдель­ных лиц;

осуществлять аудио- и видеозапись, фото- и видеосъемку в служебных и иных помещениях без письмен­ного согласия на то соответствующих должностных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или/вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

проводить сыскные действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

Разрешенные частным охранным предприятиям виды деятельности по сбору информации реализуются сле­дующими методами (согласно Закону):

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия),

наведение справок,

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев),

внешний осмотр стро­ений, помещений и других объектов,

наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.

Несмотря на такую жесткую регламентацию, отдельные положения Закона очень часто нарушаются.

Охарактеризуем каждый из вышеперечисленных методов отдельно:

Открытый и зашифрованный опрос - устная беседа сотрудника контрразведки с заранее намеченным и изучаемым лицом с целью сбора фактических данных об исследуемом событии или причастным к нему лицом. Закон не требует от детектива, чтобы он в каждом случае представлялся, в связи с чем устный опрос может быть зашифрован. Устное согласие на проведение беседы с сотрудником предприятия не требуется (если он при поступлении на работу давал письменное согласие о применении по отношению к нему методов, зафиксированных в Законе о частной детективной и охранной деятельности), однако по отношению к остальным гражданам такое согласие обязательно. По результатам опроса возможна (с согласия опрашиваемого) и фиксация самим опрашиваемым полученных сведений в письменном виде, записанных на видеомагнитофон и т.п.

Под наведением справок понимается устное или письменное обращение к гражданину с просьбой о предоставлении сведений, интересующих детектива, и их получение (в т.ч. в форме документов). Следует отметить, что предоставление такого рода сведений для сотрудников предприятия является обязанностью, для должностных лиц - обязанностью только в случаях, когда это установлено правовыми актами, а для остальных граждан вообще является правом, а не обязанностью.

Изучение предметов и документов означает ознакомление, всестороннее исследование их с целью получения искомой (необходимой) информации. В отношении предметов и документов, принадлежащих предприятию, требуется письменное согласие его собственника, зафиксированное при учреждении СБ в его уставе. Что касается остальных предметов и документов, то в отношении их требуется предварительное письменное согласие их владельцев. Правда, и в этом случае имеются исключения (например, в отношении опубликованных правовых актов). Кроме того, если частному детективу будут предоставлены любым лицом копии предметов и документов (макеты, модели и т.д.), а не оригиналы, то согласия собственников (владельцев) не требуется. Для изучения предметов и документов (как оригиналов, так и их копий) сотрудник контрразведки вправе привлечь экспертов, консультантов и т.д.

Внешний и внутренний осмотр строений, помещений и др. объектов означает всестороннее визуальное (гласное и/или негласное) их обследование и изучение для фиксации необходимых контрразведчику сведений. Согласие собственника на внешний осмотр законом не предусмотрено, что касается внутреннего осмотра объектов предприятия, то такое согласие должно быть зафиксировано в уставе СБ. При осмотре допускается использование технических средств и специалистов.

Скрытое наблюдение - метод негласного, закрытого от посторонних лиц, сбора информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии процессов и явлений, а также приемов их регистрации, касающихся изучаемого объекта, значимого с точки зрения контрразведывательной деятельности. В процессе такой деятельности применяется как физическое, так и электронное наблюдение. Согласие наблюдаемого на использование этого метода не требуется, однако детективу следует иметь в виду, что применение его ограничено законодательными нормами. Например, детектив может без разрешения вести наблюдение за сотрудником предприятия на его территории, однако вести такое наблюдение с помощью электронных средств в квартире этого сотрудника законом запрещается.

Все вышеперечисленные методы можно эффективно применять как раздельно, так и взаимно дополняя друг друга. Однако наиболее эффективным методом следует признать все-таки опрос, так как именно в рамках этого метода возможна деятельность информаторов.

Информаторов контрразведывательного подразделения можно условно разделить на несколько групп:

Работники предприятия, осведомляющие о работе потенциальных источников утечки информации в силу своего служебного положения (например, секретари, водители персональных машин и т.д.).

Соседи, знакомые, друзья, любовницы и т.д., осведомляющие о готовящихся правонарушениях в отношении охраняемых сотрудников предприятия во внеслужебное время.

Лица, не работающие на предприятии, но имеющие близкие контакты с сотрудниками охраняемого предприятия, которые, в свою очередь, являются потенциальными объектами разработки со стороны конкурентов.

Сотрудники контрразведывательного подразделения службы безопасности, негласно внедрившиеся на определенное время в качестве сотрудника охраняемого предприятия.

 

Промышленный шпионаж

Промышленный шпионаж – вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность.

Неотъемлемой частью экономической разведки стал промышленный шпионаж, ведущийся негосударствен­ными организациями и частными лицами. Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рын­ками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрак­там, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.

При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:

- определение целей разведывательной деятельности;

- определение потребности в информации для достижения этих целей;

- определение источников получения необходимой информации.

Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкурен­ции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.

Показатели организации, являющиеся объектом промышленного шпионажа.

Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков. Это:

- финансовые отчеты и прогнозы;

- маркетинг и стратегия цен;

- технические параметры существующей и перспективной продукции;

- условия контрактов;

- перспективные планы развития производства;

- финансовое положение компаний;

- условия продажи или слияния фирм;

- организационная структура корпорации;

- элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

 

3. Контрразведка организации: цели и объекты

Всяким разведывательным действиям (законным и незаконным) со стороны партнеров по бизнесу и конку­рентов должна противодействовать активная контрразведывательная деятельность фирмы. При этом сле­дует иметь в виду, что основным объектом разведывательной деятельности противника, в конечном итоге, является та или иная конфиденциальная информация фирмы, составляющая коммерческую тайну.

Значение и роль контрразведки службы безопасности (СБ) предприятия в современных условиях определя­ется, по крайней мере, двумя обстоятельствами:

во-первых, стремлением некоторых предпринимателей устранить или нейтрализовать своих конкурентов с помощью средств экономического шпионажа, и,

во-вторых, масштабом криминализации экономики.

Исходя из этого, цель контрразведывательного подразделения можно определить как противодействие разведывательным мероприятиям конкурентов и пресечение правонару­шений со стороны противоправных групп или отдельных лиц, посягавших на интересы обслуживаемого пред­приятия и его отдельных сотрудников.

Как видно, в отличие от разведки объектом контрразведывательной деятельности является не внешняя, а внутренняя среда функционирования предприятия, которая включает в себя, по крайней мере, следующие элементы (объекты - источники, обладающие конфиденциальной информацией):

1 группа – Люди:

1. Руководящий состав предприятия (директор, его заместители, главбух и т.д.) как потенциальные объек­ты разведывательных мероприятий и/или преступлений со стороны конкурентов.

2. Лица из вспомогательного персонала, имеющие доступ к коммерческой тайне (машинистки, работники канцелярии и т.д.).

3. Сотрудники, со стороны которых потенциально существует опасность предоставления преступным эле­ментам таких сведений, которые помогут им совершить преступления (сторожа, охранники, водители персональных машин руководителей и т.д.).

4. Сотрудники самой службы безопасности.

5. Ранее судимые лица из числа работников предприятия.

6. Сотрудники предприятия, родственники которых работают у конкурентов.

7. Ранее уволившиеся с предприятия его работники.

8. Лица, которые в силу своих должностных обязанностей регулярно принимают посетителей предприя­тия (продавцы продукции).

Кроме того объектом контрразведки могут быть и субъекты внешней среды, а именно: клиенты, партнеры, поставщики, покупатели.

Люди в ряду источников конфиденциальной информации занимают особое место как активный элемент, способный выступать не. только источни­ком информации, но субъектом злонамеренных действий противника.

2 группа – Внутренние документы:

Это общепринятая форма накопления, хранения и обмена информацией. Документ отлича­ет то, что его функциональное назначение весьма разнообразно. Система документов имеет довольно разветвленную структуру и представлена не только различным содержанием, но и различными физи­ческими формами - материальными носителями;

3 группа – Публикации:

Это самые разнообразные издания: книги, газетные и журнальные статьи, монографии обзоры, сообщения, рекламные проспекты, доклады, тезисы выступлений, и т.д. и т.п.

4 группа – Технические носители:

К ним относятся бумажные носители (перфокарты, перфоленты), кино- фотома­териалы, (микрофильмы, кинофильмы и т.д.), магнитные носители (ленты, диски, дискеты, стримеры и т.д.), видеофильмы, компакт-диски, флешки, распечатки данных и программ на принтерах, информация экранах ЭВМ, промышленных телеустановок, табло индивидуального и коллективного пользования;

5 группа – Технические средства обеспечения предпринимательской деятельности:

Сюда входят самые различ­ные средства, такие, в частности, как телефоны и телефонная связь, компьютеры, телевизоры и промышленные телевизионные установки, радиоприемники, радиотрансляционные системы, системы громкоговорящей связи, усилительные системы и другие, которые по своим параметрам могут быть источниками утечки конфиденциальной информации. Особую группу средств составляют автоматизированные системы об­работки информации, т.к. они обладают большой информационной емкостью;

6 группа – Продукция:

Продукция фирмы является ценным источником информации, за характеристиками кото­рой весьма активно охотятся конкуренты. Особое внимание привлекает новая, еще не поступившая на рынок продукция, находящаяся в подготов­ке к производству;

7 группа – Производственные отходы:

Этот, так называемый бросовый материал, может многое рассказать о ха­рактере деятельности, особенностях производства, технологии. Тем более что он получается почти безопасным путем на свалках, помойках, местах сбора металлолома, в мусорных корзинах кабинетов.

Занимаясь проблемами внутренней безопасности фирмы, следует помнить, что в нее всегда может проник­нуть стратегический разведчик противника или конкурента. Такому разведчику достаточно один раз по­смотреть документы бухгалтерской отчетности, уставные документы или стратегически важную оператив­ную информацию, чтобы понять картину пассивов и активов организации, структурной стабильности, а также направления инвестиционной политики. Утешает одно, стратегических разведчиков очень мало и можно с уверенностью сказать, где и когда они могут появиться.

Во-первых, они могут выступать в качестве консультантов и экспертов, помощников, решающих для органи­зации принципиальные и жизненно важные вопросы. Единственное средство их выявления - это независи­мая экспертиза. Это тонкая и очень дорогая, но концептуально необходимая работа.

Во-вторых, "разведчики" могут появиться в налоговой инспекции и банке. Наиболее действенным сред­ством обнаружения интереса к значимой информации организации является «содержание» в этих местах своих контрразведчиков в лице налогового инспектора и операциониста.

В-третьих, они однозначно «обитают» в системе финансового контроля и аудита и, следовательно, могут всегда и, главное неожидан­но, прийти с «проверкой».

Не надо жалеть денег на поиск и подготовку «собственного» аудитора, обладающего лицензиями Минфина РФ на проведение аудита и финансового консультирования. «Собственный» аудитор и финансовый консуль­тант для любой крупной организации - стратегически важная фигура. То же самое относится к юристу (адвокату) фирмы. Если организация хочет сохранить свою стра­тегическую информацию, она не должна консультироваться экспертами из сторонних заведений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: