ТЕМА 8. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНКЛЮЗИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Требования к компетентности по теме
· знать и раскрывать содержание, структурные компоненты готовности учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности;
· уметь характеризовать личностно-профессиональные качества и компетенции педагога, необходимые ему для работы в условиях образовательной интеграции или образовательной инклюзии; оценивать уровень сформированности у себя этих качеств и компетенций и намечать соответствующие пути, методы и средства профессионального самовоспитания;
· знать функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОПФР в учреждениях образования.
Основные вопросы
1. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности.
2. Личностно-профессиональные качества и компетенции педагогов, работающих в условиях образовательной интеграции и образовательной инклюзии.
3. Функциональные обязанности педагогических работников, осуществляющих коррекционно-педагогическую деятельность в учреждениях образования.
Готовность учителя к коррекционно-педагогической
Деятельности
Учитель является основным субъектом коррекционно–педагогической деятельности. Готовность учителя к осуществлению коррекционно–педагогической деятельности – составная часть его готовности к целостной профессионально–педагогической деятельности и важнейшее условие эффективности преподавания и воспитательной работы. Вместе с тем, научные исследования и изучение образовательной практики показывают, что немалая часть учителей испытывает затруднения в организации обучения и воспитания детей с ОПФР, а также в осуществлении коррекционно-педагогической работы с педагогически запущенными, испытывающими социальную (школьную) дезадаптацию, неуспевающими учащимися.
Готовность учителя к осуществлению коррекционно–педагогической деятельности ученые–педагоги (А.Д. Гонеев, В.А. Сластенин, Ю.И. Турчанинова и др.) рассматривают как сложное интегративное качество (систему качеств), а также состояние личности, включающее взгляды, убеждения, отношения, мотивы, чувства, установки, ценностные ориентации, знания, умения, профессионально–личностные свойства, позволяющие успешно выполнять профессионально-педагогическую деятельность. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности формируется в процессе интеграции знаний основ коррекционной педагогики; умений осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально–личностных качеств педагога, необходимых для эффективной реализации данного вида педагогической деятельности.
В соответствии с этим, в структуре готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности исследователи выделили следующие взаимосвязанные компоненты (табл. 14).
Таблица 14
Сформированность вышеназванных компонентов готовности педагога к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности и имеющийся у него опыт их реализации в образовательном процессе учреждений основного, специального или дополнительного образования свидетельствует о том, что этот педагог владеет профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в условиях образовательной интеграции или инклюзии.
Личностно-профессиональные качества и компетенции педагогов,