ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Специальность стоматологияя.

 

 

Методические указания для студентов

 

«Перкуссия, физические основы метода. Сравнительная и топографическая перкуссия легких»

 

Тюмень 2016г.

Методические указанияпредназначены для студентов.

Подготовили: к.м.н. Жмуров Д.В. к.м.н. доцент, к.м.н. Яркова В.Г., к.м.н. Решетникова Т.В.,

 

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

Рецензент:

 

Утверждены на заседании кафедры (протокол № 3, «22» сентября 2016 г.).

 

Заведующий кафедрой,

профессор Жмуров В.А.

 

 

1.Тема занятия: Перкуссия, физические основы метода.Сравнительная и топографическая перкуссия легких.

2.Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы Перкуссия один из основных методов клинического исследования. Перкуссия позволяет заподозрить и выявить изменения в различных органах: уплотнение, повышение воздушности, наличие полостей в легких, наличие воздуха или жидкости в плевральных полостях, определение границ легких и других органов.

4. Цели обучения:

Освоить метод перкуссии легких.

5.Профессиональные компетенции:

· способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

Знать: анатомо-физиологические основы и закономерности функционирования органов и систем;

Уметь: использовать в профессиональной деятельности возможности различных методов обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов

Владеть: интерпретацией клинических обследований в практике врача для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

 

· Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознания состояния пли установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);

Знать: методы клинического обследования больного и общую симптоматологию заболеваний; норму лабораторных показателей и результатов инструментальных исследований.

Уметь: - собирать, анализировать и интерпретировать информацию о состоянии здоровья пациента;

- проводить расспрос пациента и его родственников: выявление жалоб, сбор информации для истории развития заболевания и анамнез жизни;

- производить осмотр и физикальное исследование пациента (перкуссия, пальпация, аускультация, выявление основных симптомов):

- при общем осмотре пациента оценить его осанку, походку, положение в постели, выражение лица, состояние сознания и адeкватность восприятия окружающего, тип телосложения, состояние кожи и видимых слизистых (окраска, наличие высыпаний, геморрагий и др. изменений), волос и ногтей, подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов, мышц, суставов конечностей;

- при исследовании системы органов дыхания определять форму грудной клетки и ее деформации, дыхательную экскурсию грудной клетки, частоту, глубину и ритмичность дыхания, определять голосовое дрожание, изменение перкуторного звука при сравнительной перкуссии (легочный звук, притупление, коробочный, тимпанический), границы легких.

Владеть: - изложить полученные при исследовании пациента данные в виде разделов истории болезни;

 

6. Воспитательный компонент.

Разбирая вопросы перкуссии легких важно отметить роль ученых в развитии и становлении перкуссии. Первые описания перкуссии в отечественной медицине относятся к 1818 году (профессор Федор Уден, в 1825 г. Прохор Чаруковский, Г.И. Сокольский, Ф.Г.Яновский, В.П. Образцов и др.). Изменение перкуторного звука в зависимости от соотношения воздуха и плотных элементов в тканях может служить примером перехода количества в качество. Так легочной звук при наличии полости в легком из ясного переходит в тимпанический.

7. Место проведения занятия: в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

1. Таблицы.

2. Пациенты без патологии и с заболеванием бронхолегочной системы 3-4 человека.

3. Дермографы - 5-6 штук.

4. Сантиметровая лента.

5. Спиртовые шарики.

6. Схема истории болезни

7. Учебное пособие "Методы исследования"

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

- физические основы перкуссии,

- топографические линии грудной клетки.

- проекцию долей легких на поверхность грудной клетки.

 

10. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Определение метода перкуссии.

2. Знакомство с историческим очерком перкуссии.

3. Физические основы перкуссии.

4. Условия соблюдение которых необходимо для проведения перкуссии.

5. Виды перкуссии по способу, целям,

6. Основные правила сравнительной перкуссии.

7. Основные правила топографической перкуссии.

8. Характеристика перкуторного звука в физиологических условиях и патологии.

9. Границы легких в норме.

10.Изменение границ легких при топографической перкуссии в физиологических и патологических условиях.

11. Подвижность нижних границ легких в норме и патологий.

 

11.Графологическая структура темы прилагается

 

Практическая работа.

Задания для самостоятельной работы с ориентировочной основой деятельности

1. Этап выполняемой методики. Сравнительная перкуссия легких.

1.1 Инструмент, теоретическое обоснование. Перкуссия проводится средней силой удара в строго симметричных точках, начиная со здоровой стороны или справа.

1.2 Деятельность студента. Просит больного раздеться до пояса. При удовлетворительном состоянии больного перкуссию проводят в положении стоя; палец-плессиметр располагается по межреберьям, удары наносить одинаковой силы в следующих точках:

♦ спереди над ключицей, II межреберье по средино- ключичной линии, IV межреберье на 1 см кнаружи от средино- ключичной линии;

♦ сбоку VI межреберье по средней подмышечной линии.

♦ сзади над; между и под лопатками.

1.3 Контрольная операция. При перкуссии над здоровым легким получается легочной перкуторный звук - громкий продолжительный, низкий и не тимпанический. Громкость звука зависит от амплитуды звучащего тела, продолжительность - от периода колебания, высота- от числа колебании в единицу времени.

2. Этап выполняемой методики. Топографическая перкуссия легких. Определение верхних границ легких спереди.

2.1 Инструмент, теоретическое обоснование. Нормальное расположение верхушки легких спереди па 2,5-3 см выше ключицы.

2.2 Деятельность студента. При определении верхних границ легких больной сидит, врач стоит справа от больного. Сила удара тихая. Палец плессиметр располагается параллельно ключице, передвигается вверх на ширину пальца. При появлении притупления ставить отметку в сторону ясного звука.

3. Этап выполняемой методики. Определение верхних границ легких сзади.

3.1 Инструмент, теоретическое обоснование. Нормальное расположение верхушки легкого сзади - на уровне VII шейного позвонка.

3.2 Деятельность студента. Для определения верхних границ легких сзади, палец плессиметр передвигается от верхней ости лопатки по направлению к остистому отростку VII позвонка, при появлении притупления ставят метку в сторону ясного звука.

4. Этап выполняемой методики. Определение нижних границ легких. 4.1 Инструмент, теоретическое обоснование. Нормальное

расположение нижних границ легких справа:

♦ парастернальная линия - верхний край VI ребра,

♦ срединно - ключичная линия- край VI ребра,

♦ передняя подмышечная линия- VII ребро,

♦ средняя подмышечная линия-VIII ребро,

♦ задняя подмышечная линия-IX ребро,

♦ лопаточная линия- X ребро,

♦ паравертебральная линия - остистый отросток XI грудного позвонка.

4.2 Деятельность студента. Проводится последовательно по всем вертикальным линиям, начиная справа от парастернальной линии, слева-

от передней подмышечной сверху вниз до появления тупого звука. Отметку ставить со стороны ясного звука.

5. Этап выполняемой методики. Определение подвижности нижнего легочного края.

5.1 Инструмент, теоретическое обоснование. Подвижность нижнего легочного края (экскурсия легких) в норме равна 6-8 см, симметрична с обеих сторон.

5.2 Деятельность студента. Положение больного стоя. Врач сидит справа от больного. Находит нижнюю границу легких по одной из подмышечных или лопаточных линий. Располагает палец плессиметр на уровне найденной границы, просит больного глубоко вдохнуть, задержать дыхание и перкутирует вниз от найденной границы до появления притупления. Делает отметку. Вновь располагает палец-плессиметр на нижней границе легких, просит больного сделать глубокий выдох и задержать дыхание, перкутирует вверх до появления ясного легочного звука, делает отметку и измеряет полученные данные сантиметровой лентой. Аналогично проводит определение подвижности легочного края с другой стороны.

5.3 Контрольная операция. Ограничение подвижности нижнего легочного края наблюдается при эмфиземе легких (симметрично с обеих сторон), при экссудативном плеврите - на стороне поражения, при крупозной пневмонии, при наличии спаечного процесса.

 

ТЕСТЫДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вариант 1

1. Является ли притупление перкуторного звука признаком уплотнения легкого?

Да, нет.

 

2. Появляется ли притупленно-тимпанический звук над участком компрессионного ате­лектаза?

Да, нет.

 

3. Отличается ли перкуторный звук над по­лостью в легком и при эмфиземе легких?

Да, нет.

 

4. Какая верхушка легких правая или левая

находится в норме в большем объеме?

Левая, правая

 

5. Является ли ограничение подвижности нижнего края легкого признаком гидроторакса?

Да, нет.

 

6. Укажите характер перкуторного звука при эмфиземе легких

а) тупой

б) притупленно- тимпанический

в) коробочный

г) легочный

д) тимпанический

 

7. Укажите характер перкуторного звука над участком компрессионного ателек­таза легких

а) тупой

б) коробочный

в) притупленно- тимпанический

г) тимпанический

д) легочный

 

8. Укажите характер перкуторного звука в стадию опеченения

а) тупой

б) коробочный

в) притупленно- тимпанический

г) тимпанический

д) легочный

 

9. Укажите силу перкуторного удара при сравнительной перкуссии легких

а) громкая

б) тихая

в) средней силы

г) ступенеобразная

 

10. Перечислите, какие из указанных границ легких характерны для пневмосклероза?

а) увеличение подвижности нижней границы легких

б) уменьшение высоты стояния верхушек спереди.

в) увеличение высоты стояния верхушек спереди

г) ограничение подвижности нижней гра­ницы легких

е) уменьшение высоты стояния верхушек сзади.

 

11. Укажите, какие условия необходимы для проведения топографической перкуссии?

а) обнажение больного до пояса

б) температура окружающего воздуха 17 С

в) больной находится в положении стоя

г) больной находится в положении лежа на спине

д) врач находится справа от больного

е) обнажение больного до трусов

ж) больной находится в положении на боку.

 

12. Скажите положение пальца плессиметра при проведении топографической перкуссии легких.

а) перпендикулярно искомой границе

б) параллельно искомой границе

в) по направлению органа

 

13. Составьте хронологическую последовательность при определении верхних границ нормальном легком

а) высота стояния верхушки спереди слева

б) высота стояния верхушки сзади справа

в) высота стояния верхушки спереди справа

г) высота стояния верхушки сзади слева

 

Вариант 2

1. Является ли коробочный перкуторный звук признаком эмфиземы легких?

Да, нет.

 

2. Можно ли отличить притупление перку­торного звука над участком инфильт­рации легочной ткани при туберкулезе легких и пневмонии?

Да, нет.

3. Характерно ли расширение нижних границ легких при эмфиземе?

Да, нет.

4. Можно ли в норме определить границы долей легкого?

Да, нет.

5. Укажите характер перкуторного звука над полостью в легких

а) легочный

б) тимпанический

в) коробочный

г) притупленно- тимпанический

д) тупой

 

6. Укажите характер перкуторного звука при полном обтурационном ателектазе легких

а) коробочный

б) легочный

в) тимпанический

г) притупленно- тимпанический

д) тупой

 

7. Укажите характер перкуторного звука над участком инфильтрации в легких в стадию прилива.

а) тупой

б) коробочный

в) притупленно- тимпанический

г) тимпанический

д) легочный

 

8. Укажите характер перкуторного звука в стадию разрешения.

а) тупой '

б) коробочный

в) притупленно- тимпанический

г) тимпанический

д) легочный

9. Укажите характер изменения границ легких при наличии спаек в плевральном синусе.

а) расширение верхних границ

б) ограничения подвижности легочного края

в) уменьшение верхних границ

г) уменьшение нижних границ

10. Какие из перечисленных топографических границ легких характерны для астенического типа кон­ституции?

а) увеличение высоты стояния верхушек

б) расширение нижних границ легкого

в) ограничения подвижности легочного края

11. Укажите силу перкуторного удара, применяемую для определения границ легкого?

а) громкая

б) тихая

в) средней силы

г) ступенеобразная

 

12. Как делается отметка найденной границы при топографической перкуссии?

а) от ясного звука к притупленному

б) от притупленного к ясному

в) со стороны звука, от которого идет перкуссия

13. Укажите силу перкуторного удара при сравнительной перкуссии легких

а) громкая

б) тихая

в) средней силы

г) ступенеобразная

Приложение №2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: