По тарифам и торговле 1994 года




 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, которое было принято в результате Уругвайского раунда переговоров. ГАТТ-94 и Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47)- разные документы. ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении); договоренности о толковании некоторых статей ГАТТ-47, достигнутые в ходе Уругвайского раунда; а также 12 договоров, регулирующих торговлю товарами, так называемые, договоры, смежные с ГАТТ.

При этом ГАТТ-94 является обязательным для членов, участвующих в договоре. Тогда как положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47) применялись лишь в степени, максимально совместимой с законодательством государств-членов (в силу Протокола о временном применении ГАТТ-47). Таким образом, был устранен один из основных недостатков ГАТТ-47.

Договоры, смежные с ГАТТ, вошли в ГАТТ-94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также являются обязательными для всех членов ВТО. Тем самым было покончено с практикой, когда в разных соглашениях, выработанных до Уругвайского раунда, интерпретировавших ряд важных статей ГАТТ-47, участвовали разные страны и, когда положения этих договоров были обязательны только для стран, участвовавших в них. Например, в Соглашении о таможенной стоимости (так называемом Кодексе по таможенной стоимости) приняло участие 12 государств, а в Кодексе по субсидиям участвовало 13 стран.

Посредством создания многосторонней системы торговли ГАТТ-94 ставит своей задачей обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в условиях справедливой конкуренции.

Не ставя своей целью постатейно проанализировать положения ГАТТ-94, рассмотрим следующие принципы, лежащие в основе концепции открытой и либерализованной многосторонней торговой системы ГАТТ.

Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами. Считается необходимым, чтобы страны-участницы ВТО следовали курсу открытой торговой политики. При этом за государствами признается право защищать национального производителя от иностранной конкуренции, при условии, что такая защита осуществляется исключительно тарифными мерами. Поэтому странам запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев.

Принцип снижения тарифов и их "связывание". Данный принцип предусматривает снижение и отмену тарифов, а также прочих торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Сниженные таким образом тарифные ставки фиксируются в перечне тарифных уступок каждой страны. Тарифные ставки, зафиксированные в этих перечнях, являются "связанными", то есть страны-участницы не имеют права применять более высокую тарифную ставку при импорте товара.

Принцип недискриминации в торговле. Данный принцип реализуется в применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ – один из ключевых принципов международного права в целом, который заключается в предоставлении одним государством другому государству таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любой третьей стороне. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ними связанные. Кроме того, положение о РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц ВТО. В правовой системе ВТО РНБ носит безусловный характер и страны-члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем участникам.

Изъятия из РНБ допускаются в случае подписания региональных торговых соглашений, создающих зоны свободной торговли, таможенные союзы. Кроме того, развивающимся странам разрешено использовать на постоянной основе 4 категории торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в торговле между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО; специальный режим для наименее развитых стран [страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.]).

Принцип национального режима. В соответствии с данным принципом страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: