Общая характеристика никеля
Никель представляет собой серебристо-белый металл, который легко подвергается полировке. Он относится к переходным металлам, поэтому отличается твердостью и пластичностью. Никель в природе встречается в сочетании с серой в минерале миллерит, с мышьяком - в минерале никелин, а также с мышьяком и серой - в никелевом блеске.
Из-за стабильности на воздухе и инертности к окислению никель используется для изготовления монет, для нанесения покрытий на железо, медь и т.д., для производства химической аппаратуры, а также в некоторых сплавах, например в "немецком серебре". Никель обладает магнитными свойствами и очень часто сопутствует кобальту, оба металла встречаются в метеоритном железе. Он является одним из главных полезных компонентов многих сплавов.
Никель - один из пяти ферромагнитных элементов. Тем не менее, монеты, называемые в США "никель", не обладают магнитными свойствами, потому что в действительности они состоят в основном из меди (75%). Канадские никелевые монеты чеканились в различные периоды между 1922-81 гг. и состояли на 99,9% из никеля, поэтому обладали магнитными свойствами.
Наиболее часто встречающаяся степень окисления никеля +2, хотя в некоторых никелевых комплексах наблюдаются степени окисления 0, +1, +3 и +4. Считается также, что никель может принимать степень окисления +6, но это не было окончательно подтверждено экспериментальными данными.
Способы поступления и выхождения из организма
Источники в продуктах
Никель, содержащийся в натуральных пищевых продуктах, не несет в себе никакой опасности, чего нельзя сказать о продуктах, выращенных в зоне загрязненной промышленными соединениями этого микроэлемента. Такие продукты могут вызвать отравление, так как в них кумулируется большое количество никеля, и длительное их употребление способно вызвать онкологические заболевания.
Наиболее богат никелем шоколад, какао порошок, соя и бобы. Меньше его в белом шоколаде, нуте, маргарине, рисе, мясе. Частично никель (около четверти) поступает в организм с водой. Вообще данный микроэлемент в большем количестве содержится в растительной пище, нежели в пище животного происхождения. В связи с этим у вегетарианцев никогда не развиваются состояния, связанные с дефицитом никеля.
Микроэлемент никель участвует в основном в процессе кроветворения (эритропоэза) и входит в состав красных клеток крови (эритроцитов). Поэтому после большой кровопотери для стимуляции кроветворения применяют никель в виде подкожных инъекций для стимуляции синтеза эритроцитов. Всасывается в кровь в виде координационных соединений под действием соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке. Кроме этого, важна его роль в окислительно-восстановительных процессах организма. В тканях и органах распределяется следующим образом: мышцы, печень, легкие, почки, поджелудочная железа, головной мозг, щитовидная железа. Это те органы, в которых происходят основные процессы обмена.
Никель способствует сохранению нормальной структуры клеточной мембраны, активно участвует в обмене витамина В12 и витамина С, обладает антиадреналиновым действием. Для генетического материала, а именно структуры РНК, никель играет большую роль, так как с его помощью сохраняется конформация молекулы.
Всего в организме содержится от 5 до 14 мг никеля. Одной из функций никеля является поддержание уровня кальция на нормальном уровне.
Никель, поступивший в результате вдыхания или через рот, распределяется в тканях более или менее равномерно, однако в дальнейшем проявляется тропность Ni к легочной ткани.
Выводится из организма с калом и в меньшем количестве с потом и желчью.
Никель активный аллерген и способен вызвать у чувствительных к нему людей экзему и контактный дерматит. Это явление можно наблюдать при контакте с кожей украшений, заклепок на одежде и бытовых предметов, в состав которых входит никель. Этот металл очень широко применяется при изготовлении данных изделий в качестве одного из компонентов в сплаве.
Рекомендуемое применение никеля:
Дневная потребность в никеле - порядка 35 мкг. Прием его с пищей в количестве 170-700 мкг в день более чем достаточен для обеспечения организма никелем без всякого дополнительного приема данного микроэлемента.
Безопасность применения:
В составе натуральных пищевых продуктов никель безопасен. Однако загрязнение продуктов промышленными соединениями никеля приводят к развитию опухолей.
Способы снижения токсичного действия
Угроза интоксикации никелем при пероральном его потреблении маловероятна. Из-за превосходного гомеостатического регулирования соли никеля проявляют свое ядовитое действие главным образом в виде раздражения желудочно-кишечного тракта.
Порог токсичности никеля для организма человека составляет 20 мг/день. Токсическая доза для человека: 50 мг. Летальная доза для человека не определена.
Токсичность никеля для растений проявляется в подавлении процессов фотосинтеза и транспирации, появлении признаков хлороза листьев. Для животных организмов токсический эффект элемента сопровождается снижением активности ряда металлоферментов, нарушением синтеза белка, РНК и ДНК, развитием выраженных повреждений во многих органах и тканях. Экспериментально установлена эмбриотоксичность никеля. Избыточное поступление металла в организм животных и человека может быть связано с интенсивным техногенным загрязнением почв и растений этим элементом.
Повышенное содержание никеля в почвах приводят к эндемическим заболеваниям — у растений появляются уродливые формы, у животных — заболевания глаз, связанные с накоплением никеля в роговице.
ДОКЛАД
на тему «Никель – тяжёлый металл»
Работу выполнила уч-ся
2 группы, ф-та бизнеса и права
Григорьева А.Ф
Наука является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.
Хотя элементы научных знаний начали формироваться в более древних культурах (Шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение наука относят к 6 в до н.э., когда в Древней Греции, возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит), сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем и достаточно высокого уровня культуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чем двухтысячелетняя история развития науки обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций ее развития. “Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”, - писал Ф.Энгельс
Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей». [1]
Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Традиционно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела — на естественно-научную, в которой объединяют знания об окружающей природе, и на гуманитарную (от лат. humanitas— человеческая природа), в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты.
Различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно-научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек-субъект), а гуманитарные имеют отношение прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций.
Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим:
- от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Достаточно вспомнить мифических богов и героев у древних греков, чтобы представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — бог морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.);
от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;
от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;
от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку;
от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;
от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;
от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на самопознание мира.
Наука — это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.
Литература
1. © 2010–2012, https://lects.ru
2. Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания: Учебник
ДОКЛАД
на тему «Место науки в культуре человека»
Работу выполнила уч-ся
2 группы, ф-та бизнеса и права
Григорьева А.Ф