Деятельность: мотив(м.б.потребности, соц.установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы)-цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия(анализ).
Субъект (кто), Объект (на что).
Отличительные признаки чел.деятельности:сознательность,орудийный хар-р, преобразующий хар-р
Цель- осознанный образ результата
Интересы - целенаправленное отношение человек к его потребности
Социальная установка- ориентация индивида на те или иные принятые в обществе ценности, нормы, способы поведения
Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, влияющих на активность человека
Убеждения - это твердые, устойчивые взгляды на мир, выполняющие роль ориентиров в деятельности человека.
эмоции - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать
идеал - высшая степень ценного
Виды деятельности: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная)
*духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)
* творческая(новаторской или креативной)
Деятельность: игровая, учебная, познавательная, трудовая, творческая.
Особенности игровой деятельности: с развитием общества меняются игры(напр.комп.),игра как проявление творчества, можно мннять правила игры, двухплановость (реальн.+вообр.), может использоваться как способ выхода из конфликта, как форма включения ребенка в мир взрослых, развитие личности
Особенности трудовой деятельности: практич. полезность, ожидаемый результат, целесообразность, преобразование внеш.среды.Труд бывает физический и умственный. Особенность совр. труда- усложнение, технологичность, сокращение простого физ.труда
Особенности творческой деятельности: не регламентируется правилами, большую роль играет трудолюбие и усидчивость, риск быть не понятым, средства достижения- интуиция, воображения., итог-качественно новый продукт
Особенности учебной деятельности (м.б. организованной в образ.учрежд. и неорганизованной в др.видах деятельности): приобретение знаний, умений и навков; знания открывает для себя, но они не являются новыми для науки; используются учебные приемы и методы, а не методы науки; знания получает готовые, а ученый «добывает», субъект совпадает с объектом, знание проверяется жизнью, обязательность
Способности- индивидуальный свойства, позволяющие успешно справляться с к-л деятельностью(биолог.основа-задатки,развиваются в деятельности)
Талант- выдающиеся способности
Гениальность- высшая степень развития таланта, когда создается что-то новое, ранее не существовавшее.
Общение - обмен результатами психической деятельности(S-S). В шир.см.- коммуникация(одностороннее общение S-O)
Виды: формальное и неформальное
вербальное и невербальное (жесты, пантомима и т.п.)
межличностное, личностно-групповое и межгрупповое
функции общения: социализация, информационная, психологическая, коммуникативная (осуществл. взаимосвязи)
Свобода человека- возможность и способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целяи, интересами и идеалами
«Золотое правило нравственности» - «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»
Свобода порождает ответственность за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.
Познание - процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология)
Субъект- человек, кол-в Объект - окружающий мир
Условия познания- матер. сред-ва, информация, соц.среда
Цель познания – описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету)
Главный критерий истины - практика, соответствие законам логики и фундаментальным законам
Практика- активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим миром(осуществляется как материальное про-во или научный эксперимент)
Виды познания:мифологическое, социальное, обыденное, научное, религиозное, художественное, самопознание
Истина: абсолютная, относительная
Уровни познания:
1 уровень- чувственное познание - познание с помощью органов чувств.
Результат- ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний в результате их воздейстия на орг.чувств ), восприятие (отражение в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности ), представление (образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира).
Методы чувст. познания:
наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Особенность чув.познания: непосредственность, наглядность, воспроизведение внеш. сво-в объектов
2 уровень-рациональное познание - логическое мышление через методы: сравнение, дедукция, индукция,анализ, синтез, уподобление, обобщение, абстрагирование (отвлечение).
Результат – понятие (мысль, отражающая предметы в их существенных признаках ), суждение (связь между неск. понятиями, в кот. что-то утверждается или отрицается )), умозаключение (из 2 суждений выводят 3-е)
Особенность рац. познания: опора на чувств. познание, абстрактность и обобщенность, воспроизведение на основе внутр. и закономерностей
Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство.
Знание - результат познания
Виды знаний: житейское, научное (установленное и проверенное с помощью спец. методов науки), художественное
Формы ненаучного знания: донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное
Заблуждение –непреднамеренное искажение действительности(Колумб считал, что зап.путь в Индию короче)
Ложь - преднамеренное искажение действительности
Мышление- активный процесс отражения объективного мирав понятиях, суждениях, теориях и т.д.
Особенности: личностный хар-р, обобщенное отражение действительности, на основе практической деятельности, социально, связано с языком
Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое
Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований.
Функции науки: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.
Специфика совр.науки - выполняет социальный заказ общества
Научное познание- вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.
Особенности научного познания: Объективность, Развитый понятийный аппарат, Универсальность, Спец.методы и средства познания
Уровни: 1)эмпирический 2)теоретический
Методы: см.познание
Самопознание- изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды:
-опосредованное (анализ собств.деятельности - анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности. Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности )
-непосредственное (самонаблюдение - на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности )
Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
– оценка других людей;
– отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Самооценка
• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
• Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).
Объекты самопознания- собственные потребности, собственные возможности,смысл собственного бытия, отличие себя от других
Социальное познание- особая форма познания, объектами которого является общество, социальные факты, явления и процессы.
Специфика: совпадение субъекта (S) познания и объекта(O) познания, методы естеств. наук(напр.эксперимент) не всегда применимы, позиция исследователя всегда влияет на оценку факта(влияет идеология, режим или ист.эпоха
Функции соц.познания: выявление причин и следствий соц.процессов, осмысление качественных хар-к соц. социальных объектов, согласование общественных интересов, использование результатов для соц. управления.
Социальные науки: история, экономика, социология, политология