Мировоззрение человека определяет его менталитет.




Деятельность: мотив(м.б.потребности, соц.установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы)-цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия(анализ).

Субъект (кто), Объект (на что).

Отличительные признаки чел.деятельности:сознательность,орудийный хар-р, преобразующий хар-р

Цель- осознанный образ результата

Интересы - целенаправленное отношение человек к его потребности

Социальная установка- ориентация индивида на те или иные принятые в обществе ценности, нормы, способы поведения

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, влияющих на активность человека

Убеждения - это твердые, устойчивые взгляды на мир, выполняющие роль ориентиров в деятельности человека.

эмоции - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать

идеал - высшая степень ценного

Виды деятельности: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная)

*духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

* творческая(новаторской или креативной)

Деятельность: игровая, учебная, познавательная, трудовая, творческая.

Особенности игровой деятельности: с развитием общества меняются игры(напр.комп.),игра как проявление творчества, можно мннять правила игры, двухплановость (реальн.+вообр.), может использоваться как способ выхода из конфликта, как форма включения ребенка в мир взрослых, развитие личности

Особенности трудовой деятельности: практич. полезность, ожидаемый результат, целесообразность, преобразование внеш.среды.Труд бывает физический и умственный. Особенность совр. труда- усложнение, технологичность, сокращение простого физ.труда

Особенности творческой деятельности: не регламентируется правилами, большую роль играет трудолюбие и усидчивость, риск быть не понятым, средства достижения- интуиция, воображения., итог-качественно новый продукт

Особенности учебной деятельности (м.б. организованной в образ.учрежд. и неорганизованной в др.видах деятельности): приобретение знаний, умений и навков; знания открывает для себя, но они не являются новыми для науки; используются учебные приемы и методы, а не методы науки; знания получает готовые, а ученый «добывает», субъект совпадает с объектом, знание проверяется жизнью, обязательность

Способности- индивидуальный свойства, позволяющие успешно справляться с к-л деятельностью(биолог.основа-задатки,развиваются в деятельности)

Талант- выдающиеся способности

Гениальность- высшая степень развития таланта, когда создается что-то новое, ранее не существовавшее.

Общение - обмен результатами психической деятельности(S-S). В шир.см.- коммуникация(одностороннее общение S-O)

Виды: формальное и неформальное

вербальное и невербальное (жесты, пантомима и т.п.)

межличностное, личностно-групповое и межгрупповое

функции общения: социализация, информационная, психологическая, коммуникативная (осуществл. взаимосвязи)

Свобода человека- возможность и способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целяи, интересами и идеалами

«Золотое правило нравственности» - «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Свобода порождает ответственность за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Познание - процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология)

Субъект- человек, кол-в Объект - окружающий мир

Условия познания- матер. сред-ва, информация, соц.среда

Цель познания – описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету)

Главный критерий истины - практика, соответствие законам логики и фундаментальным законам

Практика- активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим миром(осуществляется как материальное про-во или научный эксперимент)

Виды познания:мифологическое, социальное, обыденное, научное, религиозное, художественное, самопознание

Истина: абсолютная, относительная

Уровни познания:

1 уровень- чувственное познание - познание с помощью органов чувств.

Результат- ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний в результате их воздейстия на орг.чувств ), восприятие (отражение в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности ), представление (образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира).

Методы чувст. познания:

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Особенность чув.познания: непосредственность, наглядность, воспроизведение внеш. сво-в объектов

2 уровень-рациональное познание - логическое мышление через методы: сравнение, дедукция, индукция,анализ, синтез, уподобление, обобщение, абстрагирование (отвлечение).

Результат – понятие (мысль, отражающая предметы в их существенных признаках ), суждение (связь между неск. понятиями, в кот. что-то утверждается или отрицается )), умозаключение (из 2 суждений выводят 3-е)

Особенность рац. познания: опора на чувств. познание, абстрактность и обобщенность, воспроизведение на основе внутр. и закономерностей

Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство.

Знание - результат познания

Виды знаний: житейское, научное (установленное и проверенное с помощью спец. методов науки), художественное

Формы ненаучного знания: донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное

Заблуждение –непреднамеренное искажение действительности(Колумб считал, что зап.путь в Индию короче)

Ложь - преднамеренное искажение действительности

Мышление- активный процесс отражения объективного мирав понятиях, суждениях, теориях и т.д.

Особенности: личностный хар-р, обобщенное отражение действительности, на основе практической деятельности, социально, связано с языком

Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое

Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований.

Функции науки: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Специфика совр.науки - выполняет социальный заказ общества

Научное познание- вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

Особенности научного познания: Объективность, Развитый понятийный аппарат, Универсальность, Спец.методы и средства познания

Уровни: 1)эмпирический 2)теоретический

Методы: см.познание

Самопознание- изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Виды:

-опосредованное (анализ собств.деятельности - анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности. Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности )

-непосредственное (самонаблюдение - на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности )

Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Самооценка

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Объекты самопознания- собственные потребности, собственные возможности,смысл собственного бытия, отличие себя от других

Социальное познание- особая форма познания, объектами которого является общество, социальные факты, явления и процессы.

Специфика: совпадение субъекта (S) познания и объекта(O) познания, методы естеств. наук(напр.эксперимент) не всегда применимы, позиция исследователя всегда влияет на оценку факта(влияет идеология, режим или ист.эпоха

Функции соц.познания: выявление причин и следствий соц.процессов, осмысление качественных хар-к соц. социальных объектов, согласование общественных интересов, использование результатов для соц. управления.

Социальные науки: история, экономика, социология, политология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: