П.1.3. Методология работодателя




Глава I. Совмещение работы и учебы

П. 1.1.Причины совмещения работы и учёбы

Финансовые причины.

Согласно результатам большинства исследований, необходимость финансовой поддержки в период обучения, значительная плата за обучение и недостаточные доходы являются основными факторами студенческой занятости. Этот вывод находит дополнительное подтверждение: работающие студенты чаще берут образовательные кредиты, влезают в долги по кредитным картам и проявляют большую готовность к займам на период обучения, чем те, кто не работает во время учебы.

Социальные факторы.

При принятии студентами решения о дополнительной занятости во время учебы наряду с финансовыми важную роль играют и социальные факторы. Результаты фокус-группы, проведенной в городском университете Манчестера в 1999 г. и описанной в работе С. Кертис и Р. Лукас(10), показали, что занятость предоставляет студентам важные неденежные преимущества - в частности, приобретение опыта работы и соответствующих социальных навыков. В этой же статье отмечается, что студенческая занятость выгодна обеим сторонам: работодатели получают достаточно дешевую рабочую силу, готовую работать по гибкому графику, а студенты приобретают деньги и опыт.

Будущие карьерные перспективы.

При анализе будущих карьерных перспектив исследования ведутся в более широком контексте связи образовательной системы и рынка труда. С. Рощин, основываясь на данных российского мониторинга социально-экономического положения и здоровья населения, приходит к выводу, что работа во время учебы облегчает переход от учебы к работе, эффективно снижая период безработицы и страхуя от значительно более низких зарплат в первые периоды трудовой деятельности. Согласно Рощину, в случае, когда эффективность высшего образования как сигнала снижается, сигнальную роль начинает играть опыт работы. Также на основе анализа данных делается вывод о том, что опыт и знания - слабые субституты.

Эффект сообучения.

Общение и совместная работа над заданиями во время учебного процесса дают студентам знания и навыки, которые непросто, а зачастую и невозможно донести на регулярных занятиях. В совместной работе студенты делятся друг с другом приобретенными компетенциями, значит, закономерна зависимость качества получаемого образования от среды, в которой идет обучение

П.1.2.Плюсы и минусы совмещения работы и учёбы

Плюсы работы во время учебы:

Это способ получить опыт и научиться чему-то новому; стать серьезным и ответственным (ведь во время работы никто не будет закрывать глаза на все ваши недостатки и промахи); приучить себя быть пунктуальным и не позволять себе игнорировать работу, которая не нравится; попробовать себя на различных должностях; предложить свое видение развития компании, запустить свежее дыхание в проекты и стать инициатором новых течений; почувствовать себя частью одного коллектива и, наконец, понять, чего вы хотите в будущем.

Если вы человек с большим потенциалом, у вас горят глаза и вы точно знаете, чего хотите, чувствуете, что эта должность именно для вас - вполне возможно, что после завершения вашего обучения вам предложат продолжить работать в компании, только на более комфортных условиях.

Минусы работы во время учебы:

Из минусов - это значительно невысокая заработная плата, придирчивые взгляды руководства как к человеку без опыта и невозможность работать полный рабочий день, переутомление при неравномерном распределении нагрузки, но самый главный минус - работа затрудняет процесс обучения.

П.1.3. Методология работодателя

Говоря о месте студенчества на современном рынке труда, важно проанализировать, каким образом относятся работодатели к студенту как к работнику.

Работодатели считают, что если не существует каких-то принципиальных требований к предлагаемой вакансии (уровень специальной подготовки), принять на работу предпочтут студента, если, конечно, нет отрицательного опыта сотрудничества. Особо следует отметить тенденцию, когда некоторые фирмы и предприятия специально нанимают студентов, устанавливают более-менее регулярные способы их поиска в некоторых сферах сотрудничества. На рынке труда образуются определенные ниши, где студент вполне конкурентоспособен, а в некоторых случаях и имеет более высокие шансы получить работу. Эта тенденция позволила определить несколько подходов, которыми руководствуются работодатели при найме студентов в фирмы и на предприятия: индифферентный, умеренно-обучающий и активно-поисковый.

. Индифферентный подход. Руководители организации не проводят различий «студент или не студент» и принимают тех кандидатов, которые подходят под данный вид деятельности. Это характерно для массовых видов работ, при приеме на низкие позиции, где не требуется профессиональная подготовка. Особенно это выражено в сферах активных продаж, многоуровневого маркетинга, услуг (бытовые, страхование).

2. Умеренно-обучающий подход. Руководители организации принимают студентов, но проводят их небольшое обучение при введении в курс работы, особенно, если нет опыта в данной сфере. Обучение чаще строится на прикреплении к новому сотруднику более опытного. Это характерно для работ, не имеющих узкой специализации, чаще всего это можно встретить в компаниях занимающихся торговлей бытовой техникой. При этом не требуется профессиональной, специальной подготовки и больше ценятся индивидуальные характеристики (общительность, порядочность, ответственность).

3. Активно-поисковый подход. Руководителями организации осуществляется активный поиск на вакантные места студентов. Предлагаются особые формы сотрудничества с участием вуза.

П.1.4. Правовые аспекты

Оформление на работу. Приём на работу студентов требует документального оформления в соответствии с Трудовым кодексом (ТК РФ). Статья 59 ТК РФ предусматривает приём лиц, обучающихся на дневной форме обучения, путём заключения срочного трудового договора, срок действия которого не может превышать пяти лет. Как правило, работодатель заключает договоры на короткий срок, привязанный ко времени окончания обучения или итоговой сессии студента.Если по истечении срока действия договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и работник продолжает трудиться на предприятии, договор считается заключённым на неопределенный срок.

Трудовой договор со студентом может быть заключён как на неполный, так и на полный рабочий день. В случае частичной занятости работник официально теряет в заработной плате в связи с сокращением рабочего времени, но при этом он застрахован от дисциплинарного воздействия со стороны работодателя. Это важно учитывать, заключая договор со студентами, которые могут отсутствовать на рабочем месте из-за учёбы. С другой стороны, договор, предусматривающий частичную занятость, может быть удобен работодателю, например, в случае проверок со стороны государственных органов, курирующих трудовые отношения в организации, ведь формально, отсутствие на рабочем месте может считаться прогулом.

На практике достаточно часто ни студент-работник не заинтересован в уменьшении заработной платы, ни работодатель не хочет иметь пробелы в штатном расписании. Поэтому чаще со студентами заключают все же трудовой договор на полный рабочий день, компенсируя риск увольнения за прогул более высокой зарплатой.

Отпуск. Студенты-очники имеют право на получение дополнительного (учебного) отпуска, который правда намного уступает гарантиям, предоставляемым вечерникам и заочникам. В соответствии со ст.173 ТК РФ очникам предоставляется 15 календарных дней для подготовки к сессии, четыре месяца для подготовки и защиты диплома один месяц для сдачи государственных экзаменов. Заочникам предоставляется для сдачи сессии отпуск от 40 до 50 дней в зависимости от курса обучения. При этом работодатель не оплачивает учебный отпуск студентам дневной формы обучения, а для заочников и вечерников аналогичный отпуск является оплачиваемым.

Для получения студентом-очником отпуска предусмотрены следующие условия:

  • у студента это должно быть первое высшее образование;
  • учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию;
  • студент должен успешно учиться (т.е. не иметь задолженностей по учёбе).

В качестве подтверждения успешной успеваемости и права на получение учебного отпуска работник должен принести работодателю справку из своего учебного заведения. Форма такой справки утверждена Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию».

На практике обычно работодатель не заинтересован в столь продолжительном отсутствии работника, а работник не хочет афишировать в деканате факт совмещения работы с учёбой. В этом случае стороны нередко ограничиваются устными договорённостями о кратковременном отсутствии с компенсацией выполнения работы в выходные дни или вечерние часы. Однако этот вариант достаточно рискован и для работника, и для работодателя. Во-первых, если возникнет спорная ситуация, устные договоренности подтвердить будет достаточно сложно. Во-вторых, сверхурочная или работа в выходные дни допускается только в особо оговоренных в законе случаях.

Более грамотным с юридической точки зрения будет другой вариант. Либо работник должен написать заявление об отпуске за свой счёт (пусть и не на 15 дней, а на тот срок, который устроит обе стороны) и получить разрешительную визу работодателя. Либо же он может потратить на сдачу экзаменов часть своего ежегодного оплачиваемого отпуска, опять же по предварительному согласованию с работодателем.

 

Изучив I главу, можно сделать выводы: главная причина совмещения работы и учебы – это необходимость финансовой поддержки в период обучения.

Работодатели считают, что если не существует каких-то принципиальных требований к предлагаемой вакансии, принять на работу предпочтут студента, если, конечно, нет отрицательного опыта сотрудничества. Некоторые фирмы и предприятия специально нанимают студентов, устанавливают более-менее регулярные способы их поиска в некоторых сферах сотрудничества.

Приём на работу студентов требует документального оформления в соответствии с Трудовым кодексом (ТК РФ). Статья 59 ТК РФ предусматривает приём лиц, обучающихся на дневной форме обучения, путём заключения срочного трудового договора, срок действия которого не может превышать пяти лет. Работодатель заключает договоры на короткий срок, привязанный ко времени окончания обучения или итоговой сессии студента.Трудовой договор со студентом может быть заключён как на неполный, так и на полный рабочий день.По ст. 173 ТК РФ для сдачи экзаменов оплачиваемый отпуск предоставляется только вечерникам и заочникам, а студентам обучающихся очно работодатель отпуск этот не оплачивает.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: