Примерная тематика рефератов




В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Теоретические основы методик обучения технологии в начальной школе. Предмет методики преподавания технологии как учебной дисциплины. Понятие о конструирование и моделировании их общая характеристика трудового обучения. Работа со схемами и чертежами на уроках технологии. Основы графической грамоты. Основы дизайна в начальной школе. Ознакомление с народными промыслами России. Приемы установления внутри предметных и межпредметных связей на уроках технологии.
Культура и организация работы учащихся на уроках технологии в начальных классах. (МАША!)   Особенности оснащение курса технологии в начальной школе. Формы организации обучения технологии. Планирование системы уроков. Оснащение курса: инструмент, материалы, технологии в начальной школе Приемы работы с колющими (циркуль, игла, шило) инструментами. Приемы работы с режущими (ножницы, нож) инструментами. Обучение приемам резания разных материалов с учетом их свойств. Инструктаж на уроке технологии. Составление памяток «Правила безопасности на уроках технологии».  
Методы и формы обучения технологии в начальной школе. Исторические сведения о предмете трудового обучения (технологии) в российской школе. Задачи, содержание. Методическая система обучения. Связь технологии с другими дисциплинами. Цели обучения технологии в начальных классах. Содержание начального курса технологии. Классификация методов. Значение и особенности метода наглядности на уроках технологии в начальных классах. Значение слайд-фильмов (презентация) на уроках технологии. Урочная и внеурочная формы технологической подготовки младших школьников. Виды внеклассной работы по технологии, требования к ним. Планирование внеклассной работы по технологии. Схема конспекта внеурочного занятия. Классификация методов обучения, виды методов каждой группы. Их характеристика. Опыты по изучению свойств материалов, используемых на уроках технологии в начальной школе. Беседы и лабораторные работы на уроках технологии по теме. Объемное конструирование из бумаг, и картона.
Урок как основная форма обучения технологии в начальной школе Особенности уроков технологии. Дидактические требования к урокам технологии. Виды и типы уроков технологии. Структура уроков технологии. Анализ программ и учебников по технологии. Составление плана и конспекта урока. Консультации по подготовке к практическим занятиям, рекомендации по написанию методических разработок к уроку.
Основные методики работы на уроках технологии Работа с бумагой и картоном Содержание: общие сведения о целлюлозно-бумажной промышленности (производство бумаги и картона, их свойства, виды бумаги, опыты, знакомящие со строением бумаги).)Разметка и контроль в процессе обработки бумаги и картона (виды обработки бумаги и картона, виды разметки, работа с трафаретом и шаблоном, чертеж, основные линии чертежа, инструкционная карта и методика работы с ней). Сгибание и складывание (правила сгибания и складывания, биговка, фальцевание). Оригами. Симметричное вырезание (понятие симметричности, правила симметричного вырезания, применение). Аппликация (определение, виды аппликации(плоская, объемная/ мозаика, коллаж/, классификации по содержанию/ по количеству используемых цветов/ по наличию симметрии/ по форме/ по способу изготовления деталей и др/.Оборудование, правила склеивания. Изготовление объемных игрушек из бумаги и картона (работа с чертежами и выкройками, трафаретами и шаблонами, техника разные способы соединения деталей. Плетение изделий из бумаги (виды плетения, использование чертежа, технического рисунка). Переплетные работы (виды переплета, материалы, инструменты, техника выполнения, ремонт книг и изготовление книжки-раскладушки).Изготовление елочных игрушек и украшений. Витраж, граттаж, коллаж, квиллинг. (материалы, технология изготовления). Работа с тканью. Содержание: общие сведения о текстильной промышленности, виды переплетения, виды и свойства тканей, отделка, технологические свойства. Нитки (классификация, свойства, использование различных нитей. Стежки и швы. Виды швов. Пришивание пуговиц. Вышивание (виды вышивки, вышивание салфетки). Аппликация из ниток, виды аппликаций из нитей. Темари. Помпоны и изделия из них. Игрушки из нитей. Плетение из нитей и тесьмы. Кройка и шитье (изготовление выкроек по чертежу, раскраивание простейших изделий, изготовление выкройки, обработка срезов, приемы сметывания и сшивания, оформление) шитье мягкой игрушки. Аппликация из тканей. Другие изделия из нитей и тканей(игольницы, цветы, пальчиковые куклы). Работа с пластилином. Содержание: Производство пластилина. Значение работы с пластилином. Правила работы с пластилином (подготовка рабочего места, инструменты для работы с пластилином). Объемная лепка (приемы лепки, соединение деталей, изготовление объемных фигур различными способами, изготовление объемных изделий на каркасе). Рисование на пластилине (рисование жгутами, аппликация на пластилине, барельеф, рисование «мазками», контурное рисование стекой, выкладывание рисунка из различных материалов: крупы, семян, бисера и др.). Работа с природным материалом. Содержание: Аппликация из природного материла (из листьев, мха, соломы). Поделки (из шишек, желудей, ягод рябины). Работа с разным (бросовым) материалом.Содержание: работа с коробками (способы соединения, оформления изделия). Работа с крупой (окрашивание, виды работ). Работа с яичной скорлупой (виды работ, изготовление мозаики). Аппликация из разного материала (вата, перья, опилки, спички и т.д.). Работа с жестью, фольгой (технология изготовления малой чеканки). Изделия из пластиковых бутылок, других форм. Изделия из перчаток. Работа с соленым тестом. Папье-маше.
Конструирование и моделирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии Понятие «конструирование» и «моделирование». Виды конструирования в начальной школе: из деталей конструктора, полос, развертки, модулей, полуфабрикатов. Конструирование с использованием жесткого каркаса. Работа со схемами и чертежами на уроках технологии. Элементы технологии в начальных классах. Основы графической грамоты. Понятия «чертеж», «схема», «эскиз», «технический рисунок», «художественный рисунок». Виды чертежей в начальной школе. Анализ образца изделия. Составление чертежа по описанию готовому образцу, развертке изделия. Чтение чертежа в начальной школе. Линии и обозначения на чертежах и схемах. Роль чертежа в планировании работы над изделием. Понятие «технологическая карта». Элементы графической грамоты. Элементы материаловедения. Элементы техники. Понятие дизайн (художественное конструирование). Задачи дизайнобразования в начальной школе. Дизайнобразование и экологическое мышление в начальной школе
Место уроков технологии в осуществлении межпредметных связей в начальных классах. Освоение технологических и художественных приемов как постижение тайн мастерства народных умельцев. Приемы установления внутри предметных и межпредметных связей на уроках технологии. Взаимосвязь разделов и тем учебных дисциплин.

 

Примерная тематика рефератов

1. Развитие у младших школьников познавательных интересов на уроках технологии. (Маша)

2. Содержание и методика проведения вступительных бесед на уроках технологии художественного типа в начальной школе.

3. Методы практической работы учащихся на уроках технологии в начальной школе.

4. Развитие у младших школьников внимательного отношения к объектам природы на уроках технологии.

5. Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии.

6. Изучение народных культурных традиций на уроках технологии.

7. Воспитание у детей культуры труда, дисциплинированности и аккуратности на уроках технологии. (Маша)

8. Межпредметные связи и интеграция образования на уроках технологии в начальной школе.

9. Применение загадок, кроссвордов, ребусов и пословиц на уроках технологии в младших классах.

10. Значение физкультминутки на уроках технологии в начальных классах.

11. Методика организации и проведения производственной экскурсии.

12. Уроки технологии в младших классах с применением информационных технологий.

13. Методический анализ урока технологии.

14. Аппликация на уроках технологии в младших классах.

15. Значение и содержание работ с тканью на уроках технологии в младших классах.

 

Вопросы для коллоквиумов

Дисциплина «Методики обучения технологии в начальной школе »

Коллоквиум 1

Что такое технология?

2.Укажите слева критерии отбора, а справа – элементы содержания образования и обучения.

· Система фактов, представлений, понятий, законов о развитии природы, общества, мышления. Соотнесение с основными требованиями гуманного демократического общества.

· Отражение задач реализации гармонически развитой личности. Система умений и навыков, являющаяся основой опыта разнообразной практической деятельности.

· Опыт осуществления творческой деятельности. Соответствие уровню развития современной науки.

· Нормы нравственных, эстетических, эмоционально-волевых отношений к делу, людям, обществу, самому себе. Соответствие возрастным особенностям учащихся, их реальным возможностям.

3.Что представляет собой учебный план, программа, учебник? Какие из этих компонентов, отражающих учебное содержание, характеризуются ниже?

· Содержит подлежащий усвоению материал. Обеспечивает его научную достоверность, доступность, краткость, ясность, четкость, сжатость изложения, эстетическое оформление, наличие хороших иллюстраций, рекомендаций об использовании рациональных приемов действий учащихся с учебным материалом, проверку и самопроверку результатов учения.

· Определяет состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение в каждом классе. Обозначает продолжительность учебного года, четверти, каникул.

· Содержит объяснительную записку о целях, задачах изучения учебной дисциплины, перечень ее разделов, тем, учебных вопросов, число часов, отводимых на их изучение, раскрывает особенности базового и регионального учебного содержания, требования к знаниям, умениям и навыкам, формы, методы, средства преподавания данного предмета, перечень учебного оборудования, наглядных и технических средств обучения.

4.Назовите основные направления программы “Технология” в начальной школе.

5.Обозначьте против каждого вида труда соответствующие ему сущностные характеристики.

Учебный труд. Всякая деятельность, обусловливающая быт детей и взрослых, направленная на удовлетворение личных и “домашних” потребностей.
Бытовой труд. Труд, связанный с определенной отраслью производства, выражающий в профессии определенную квалификацию.
Производительный труд. Труд, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на овладение приемами познавательной деятельности, развития способностей.

 

Коллоквиум 2

1. Какие материалы используются на уроках технологии в начальной школе?

2. Из чего получают бумагу?

3. Какие виды бумаги вы знаете?

4. Какие инструменты и приспособления используются для обработки бумаги?

5. Назовите способы разделения бумажной заготовки на части.

6. Назовите способы формообразования изделий из бумаги.

7. Назовите способы соединения деталей из бумаги.

8. Назовите способы отделки изделий из бумаги.

9. Какие изделия из бумаги изготавливают на уроках трудового обучения в начальной школе?

10. Назовите известные вам способы формообразования изделий из бумаги.

Коллоквиум 3

1. В чем вы видите назначение уроков технологии?

2. Почему нельзя отнести к развивающему обучению такую организацию уроков технологии, при которой школьники выполняют поделки по жестким предписаниям (если применяемые при этом практические операции им хорошо известны). Как, по-вашему, можно ли такую работу учащихся назвать самостоятельной? В каких случаях работу по инструкции можно считать развивающей? Приведите примеры.

3. Выполните сравнительную характеристику программ уроков технологии для начальной школы.

4. Найдите в учебнике уроки технологии посвященные освоению определенных умений и продумайте, какие задачи были поставлены автором на этом уроке.

5. Продумайте методику анализа образца определенного изделия.

6. Продумайте методику планирования практической работы над определенным изделием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: