Истолкования понятий (концептов) в словарях, в справочной литературе




Тематическое направление «Цели и средства»

Материалы для осмысления понятий (концептов)

Истолкования понятий (концептов) в словарях, в справочной литературе

1.1. Цель, - и, ж.1. Место, в которое надо попасть при стрельбе или метании, мишень. Попасть в цель. 2. Перен. То, к чему стремятся, что надо осуществить. Ставить с себе целью что-нибудь (Ожегов С.И. Словарь русского языка.стр. 1143).

1.2. Средство,-а, мн. Средства, средств, средствами. 1. Прием, способ действия для достижения чего-нибудь. 2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности.3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении.4. Деньги, кредиты.5. Капитал, состояние (устар.) (Ожегов С.И. Словарь русского языка.стр. 995).

1.3. Цель.1. задача.2. мишень.3.назначение.4. идеал (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.стр.585).

1.4.

Цель
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие цели также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного будущего» по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о цели как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Психологический словарь. 1.5. Рассмотрим понятия «цель» и «средства» с точки зрения философии. Прочитайте статью «Соотношение цели и средств в морали». Выделите фрагменты текста, которые будут необходимы для истолкования данных понятий.

Соотношение целей и средств – практическая проблема, которую человек вынужден решать применительно к самым разным сферам жизни и деятельности. С точки зрения простой целесообразности наиболее желательным оказывается выбор таких путей и способов, которые при минимальных затратах сил, энергии, времени способствовали бы достижению максимального результата. Такой вывод вполне справедлив, будем ли мы говорить о сфере политики или хозяйственной жизни общества. Достижение оптимального соотношения затрат и результата есть важнейший показатель успеха, эффективности социальной и индивидуальной деятельности.

Мораль рассматривает практические цели под специфическим углом зрения: ее интересует то, насколько та или иная конкретная цель соответствует моральному благу, а также степень этичности средств ее достижения. Представляющаяся нам желанной цель может быть подвергнута сомнению с позиций морального идеала. Однако перед субъектом всегда стоит необходимость выбора такого рода средств, которые по нравственным показателям были бы адекватны поставленной цели.

Как ни парадоксально, но осмысление рассматриваемой проблемы первоначально было осуществлено через негативную, ставшую впоследствии широко известной, формулу "цель оправдывает средства". В соответствии с ней утверждается, что для достижения морально благой цели могут быть использованы любые пути, способы, средства, формы, которые оказываются оправданны в той мере, в какой ведут к обретению искомого результата. Указанная позиция чаще характеризуется как макиавеллизм либо иезуитизм. В первом случае традиция ведет свое начало от имени итальянского государственного деятеля и мыслителя Никколо Макиавелли (1469–1527), который в своей работе "Государь" обосновал допустимость для политического деятеля использовать любые, включая морально сомнительные, средства, если они направлены на благо государства. Второй термин издавна ассоциируется с деятельность членов ордена иезуитов, не брезговавших ничем для решения стоявших перед ними задач.

Приведенная формула снимает вопрос о нравственной ценности путей и способов достижения цели, лишая их статуса относительного блага. Их значение тем самым сводится к голой целесообразности, приобретает чисто утилитарную направленность. В истории этической мысли эта тенденция небезосновательно отождествлялась с проявлением аморализма. Его не следует отождествлять с имморализмом. Имморализм, поскольку он связан с ничем не прикрытым провозглашением и следованием по пути зла (порока), достаточно редок, представляет собою крайнюю форму. Примером его может служить творчество скандально известного французского сочинителя маркиза де Сада (1740–1814), в многочисленных произведениях которого содержится прямая апология зла. Отрицание морали и общепринятых правил поведения носит здесь абсолютный характер; своим шокирующим творчеством автор, казалось бы, решил бросить открытый вызов обществу. Результатом этого стало формирование особого этико-эстетического направления в искусстве и литературе, названного по имени указанного лица.

Проблема соотносительности целей и средств в морали стара, так же как и 25-вековая история этики. Еще Л. А. Сенека утверждал: "Как из постыдного не родиться честному, так и благу из зла: ведь честное и благое – одно и то же" [1]. Однако вопрос вовсе не сводится к тому, насколько достойные пути мы избираем для достижения цели. Другой философ-стоик – Эпиктет усматривал парадокс в том, что "не только скверные, но как будто и прекрасные дела часто делаются ради скверных целей, например из-за денег или ради славы" (1) Цель, по сути, не менее важна, чем средства ее достижения, так как именно она задает направленность усилиям человека; с нею же соотносится достигнутый результат;исходя из нее определяются необходимые и нравственно допустимые пути и формы.

Выделим ряд значимых моментов, определяющих наше отношение к целям с позиций морали.

Во-первых, поставленная человеком цель на практике может быть этически нейтральна, т.е. не иметь ни положительной, ни отрицательной ценности. Так, например, стремление к власти ни в коей мере не может рассматриваться в качестве морально значимой цели. Названное качество оно обретает лишь при условии, что мы обратимся к нравственным мотивам и намерениям человека, стремящегося обрести властные полномочия. В одном случае направленность действий на конкретный результат оказывается средством достижения цели, ассоциирующейся в сознании действующего субъекта с идеей морального блага, в другом она противоречит данной идее, поскольку в основе этих действий лежит явно злонамеренный мотив.

Во-вторых, преследуемые цели могут иметь отрицательную направленность. Очевидность этого факта проявляется в том, что та или иная цель реализуется с помощью откровенно аморальных приемов и способов. В этом случае можно говорить о негативном единстве целей и средств. Ситуация существенно запутывается, если средства, взятые сами по себе, в отрыве от цели, вполне позитивны, тогда как действительные мотивы достойны осуждения. В период избирательных кампаний многие политические силы, стремясь на время поднять свой рейтинг, занимаются благотворительностью, пытаются обнародовать разного рода популистские проекты и т.п. Используемые при этом методы и средства могут быть позитивны, однако мотивы и цели – негативны.

В-третьих, между практическими и нравственными целями чаще всего имеет место неполное несовпадение. Индивиды и социальные общности, группы руководствуются разнообразными интересами, значительная часть которых имеет чисто утилитарный характер. Противоречие нравственных целей и используемых средств оказывается в этом случае производным, вторичным. Полностью устранить его невозможно, однако оно поддается известной коррекции. Положение, согласно которому цель проверяется средствами и цель присутствует в средствах, на практике предполагает допустимость уточнения и даже пересмотра ранее поставленных целей. Истинность целей, т.е. их совместимость с моральным благом, может быть серьезно поколеблена с того момента, как для их достижения будут прибегать к сомнительным в нравственном отношении средствам. Ошибка, таким образом, может быть допущена в исходном целеполагании.

В-четвертых, идеальным оказывается случай, когда обусловленная запросами жизни и практики цель вполне соответствует ценностям морали; этим же определяется выбор адекватных путей и способов ее достижения. Именно к этому идеальному случаю подходит формулировка " единство целей и средств". Здесь налицо две взаимосвязанные стороны отношения, которые на практике могут быть разъединены лишь мысленно. Отклонения в одной из них с неизбежностью влекут изменения и в другой. Благородная цель может быть достигнута лишь с помощью таких же средств.

Нравственная соизмеримость целей и средств находит отражение в проблеме нахождения людьми средств, адекватных цели, к которой они стремятся в своей деятельности. "Если человек стремится к свободе путем насилия, к любви путем ненависти, к братству путем раздора, к истине путем лжи, – замечает Н. А. Бердяев, – то возвышенная цель этого человека не может смягчить нравственно неблагоприятной его оценки" [3]. На практике имеет место своего рода дуализм целей и средств, когда, с одной стороны, абсолютизация цели ведет к недооценке способов ее достижения, а сдругой – всецело сосредоточившись на целях, можно утратить то, ради чего мы работаем. По-своему опасны обе крайности, так как они дезориентируют людей и ведут их к утрате ценностных ориентиров.

Диалектика нравственных целей и средств определяется тем, что они не только взаимоопределяют друг друга, но также и взаимопереходят друг в друга. Дело в том, что используемые средства – шаги движения к нравственной цели, которые по мере реализации, во-первых, служат промежуточному воплощению цели; во-вторых, становятся отправным пунктом последующих действий; в-третьих, свидетельствуют о правильности избранных средств либо необходимости их корректировки.

В социальной практике и повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с подменой идеи нравственного блага такого рода целесообразностью, в основе которой лежат утопические соображения. Гипотетическое предположение о преодолении в будущем классовых различий стало, например, исходной предпосылкой и важным аргументом в отрицании начал общечеловеческой морали (гуманности, милосердия, сострадания и т.п.). Выступая перед рабочей молодежью, основатель советского государства В. И. Ленин (1870–1924) прямо говорил: "Классовая борьба продолжается, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем" [4]. В результате такого рода подмены происходит разрушение морали. Господство целесообразности, в какой бы форме (например, классовой или национальной) она ни выступала, объясняет, как становятся возможными преступления против человечности, откуда берутся десятки миллионов невинных жертв революций, войн и социальных экспериментов.

Формируется определенный слой носителей повой морали. Достаточно вспомнить, что говорил русский писатель и общественный деятель Николай Григорьевич Чернышевский (1828–1889) об одержимости "нового человека" – Рахметова, который, посвятив себя великой, как он считал, цели служения революции, относился к себе и своей жизни без малейшей жалости. Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) в своей книге "Политика как призвание и профессия" предупреждал о том, что негодные (неверные) цели порождают и негодные средства, грозящие выйти из-под контроля идеологов, их изобретших [5]. Аналогичные примеры можно найти в сфере юриспруденции, хозяйственной жизни общества и др.

Итак, мы рассмотрели содержание (значение) понятий «Цель» и «Средства» в языке, в психологии и философии. Подумайте, в чем заключается смысловое единство определений понятий, в чем вы видите разницу.

2. Образное содержание понятий (концептов) в произведениях литературы

2.1. Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль». Госпожа Скотинина истово любит своего сына. Она ничего не пожалеет для Митрофана, для обеспечения его успешной, счастливой, безбедной жизни. Какие средства избирает мать? Как она организовала обучение Митрофанушки? Почему она вдруг решила женить его на Софье, хотя раньше не считала девушку-сироту выгодной партией для Митрофана. Какие преступления готова совершить Скотинина ради любви к сыну? Оправдал ли сын надежды матери? В какой формуле, завершающей комедию, отразилось содержание (смысл) понятий «цель» и «средства»?

2.2. Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума». Цели Фамусова и цели Молчалина. В чем они совпадают. Естественно, что человек стремится к благополучию, счастью в семье, среди друзей и близких. Этому не противоречит и удовлетворение человека своим социальным положением. В чем видит Фамусов удовлетворение жизнью, т.е. достижение целей? Какие средства он избирает? Почему счастливую судьбу Софьи он решает устроить в браке со Скалозубом? Обратите внимание: Фамусову чрезвычайно важен опыт дяди, Максима Петровича для успешного достижения целей (действие 2, явление 2, монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!2). У Молчалина своя программа достижения жизненных целей. Например, он говорит Чацкому: «В мои лета не должно сметь/Свое суждение иметь». В чем его можно назвать старательным «учеником» Фамусова? Почему Молчалин готов унижаться, лгать, тайно унижать любовь девушки (Софьи), соблазняя ее горничную? Как вы объясните употребление фамилии героя во множественном числе в восклицании: «Молчалины блаженствуют на свете!»? Как в этой реплике выразилась позиция автора?

2.3. Пушкин А.С. Философское осмысление высших целей человеческой жизни в стихотворениях: Элегия» (1830 г.), «Из Пиндемонти», «Я помню чудное мгновенье», «Памятник».

2.4. Пушкин А.С. Роман «Капитанская дочка». Цели Пугачева. Почему он стал самозванцем? Как в сказке старой калмычки, рассказанной Пугачевым Петру Гриневу, раскрывается ценностная стратегия жизни и судьбы «народного царя», «злодея и бунтовщика»? Как связаны трагические судьбы защитников Белогорской крепости (капитан Миронов, Василиса Егоровна, Иван Игнатьич) с целями Пугачева?

2.5. Лермонтов М.Ю. Поэма «Мцыри». Почему юноша не принял тихую, сытую жизнь в монастыре? В чем заключается главная цель его жизни? Как в образе романтического героя поэмы выразилась авторская позиция, мысль Лермонтова о предназначении человека, о высшей сути (цели) человеческого бытия?

2.6. Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени». Повесть «Княжна Мери» С какой целью Печорин добивается «любви молоденькой девочки», которую не может полюбить, как не смог любить Бэлу(запись в Журнале Печорина от 3-го июня)? С какой целью он сначала дурачит Грушницкого, а затем убивает его на дуэли? Перечитайте запись в Журнале героя романа от 16-го июня. Печорин в свое дневнике (Журнале) спрашивает себя: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..». Затем перечитайте повесть «Фаталист». Особое внимание обратите на мотив целей и средств обретения смысла и ценности жизни в эпизодах: «пари Вулича и Печорина», «Ночные размышления Печорина» («Я возвращался домой…»), «Захват пьяного убийцы» («…я вздумал испытать судьбу»). Почему, видимо побеждая, достигая целей, Печорин не обретает счастья, не находит своего подлинного воплощения, своей истинной предназначенности? Равнозначны ли средства, избираемые героем для достижения цели подлинной жизни, этой высшей цели? Почему, по замыслу автора, Печорин умирает во время своего странствия в Персию? Как проблема соотношения жизненных целей и средств осмыслена автором? В.Г. Белинский назвал Онегина и Печорина «лишними людьми». Как вы объясните эту характеристику с точки зрения жизненных целей и путей (средств) их достижения?

2.7. Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор». Цель городничего и чиновников города N (действие 1). Какие меры (средства) предпринимают городничий и чиновники для «нейтрализации» ревизора? Насколько были успешны их действия? Почему, по замыслу драматурга, комедия завершается разоблачением городничего, чиновников и «Немой сценой»? Раскройте замысел автора. С какой целью Н.В. Гоголь создал именно сатирическую комедию?

2.8. Гоголь Н.В. Повесть «Шинель». Цель Акакия Акакиевича Башмачкина – теплая шинель, на толстой ваточной подкладке. Он беден, необходимо экономить на самом необходимом, чтобы скопить достаточную сумму для приобретения шинели. Способы достижения цели: голодать, не зажигать свечи по вечерам, ходить на цыпочках, чтобы не снашивать подошвы сапог. И мечтать! О чем светлые мечты «маленького человека»? Только о шинели! Герой повести преобразился, стал как-то бодрее, живее, в его жизни словно появилась «подруга жизни». Как автор относится к Башмачкину и к его «великой» жизненной цели? Почему можно говорить о неоднозначности авторского отношения к Акакию Акакиевичу? Сопоставьте цель жизни Башмачкина и «значительного лица» (у этого героя повести нет имени). В чем «значительное лицо» видит высшее наслаждение, высшую ценность, иными словами, высшую цель своей жизни? Как в эпизоде «Распекание Башмачкина» реализовалась жизненная цель «значительного лица»? Почему именно эти средства, примененные «значительным лицом», стали причиной смерти «маленького человека»?

2.9. Гоголь Н.В. Поэма «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков скупает мертвые души у помещиков N-ской губернии. Никто не в состоянии понять смысл (цель) столь невиданной акции. Раскрывается мошеннический замысел Чичикова в самом конце первого тома поэмы. О чем мечтает мелкий чиновник Чичиков? Как в его жизни воплотился завет отца: «Береги копейку!»? Подлоги, обман, мошенничество – средства достижения цели. В чем вы видите суть авторского замысла? Как вы определите творческую цель Н.В. Гоголя, создавшего «поэму о России»?

2.10. Некрасов Н.А. Стихотворение «Железная дорога». Конфликт: строительство железной дороги для экономического процветания страны и средства достижения цели. Тысячи крестьян в нечеловеческих условиях построили железную дорогу. Цель достигнута, но какой ценой? Толпа призраков погибших во время строительства дороги крестьян окружает поезд. Чувством негодования и боли пронизаны строки Некрасова о судьбах, людей, ставших «средством» достижения цели.

2.11. Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». С какой целью «На столбовой дороженьке/Сошлись семь мужиков»? Как философский вопрос о счастье и смысле (цели) жизни связан с образами «семи временнообязанных», с сюжетом странничества в поисках счастливого, т.е. нашедшего путь к истинному воплощению цели? Обратите внимание на образы таких героев поэмы, как Матрена Тимофеевна Корчагина и Гриша Добросклонов. Готовность героев к самопожертвованию – истинное проявление высоты поставленных жизненных целей.

2.12. Достоевский Ф.М. Роман «Преступление и наказание». Истинная цель Раскольникова: проверить себя, выяснить свою человеческую сущность, является ли он одним из «высших» вершителей человеческих судеб (Наполеон, Магомет и другие) или он «тварь дрожащая». Убийство старухи – средство проверки не самой теории «крови по совести» (в теории Раскольников не сомневается), а средство проверки самого себя на право вычислять «стоимость» человека, его право на жизнь или обреченность на смерть. Жизненные цели господина Лужина и Свидригайлова. Почему этих героев называют «двойниками Раскольникова»? Почему Лужин с позором отвергнут и изгнан, а Свидригайлов совершает самоубийство? Сонечка и Дуня Раскольникова – героини, которые свою жизнь готовы принести в жертву для блага близких людей. «Вечная Сонечка!»,- восклицает Раскольников, понимая, что Дуня и Соня Мармеладова добровольно станут «средствами» достижения благородных целей спасения (Дуня пытается обеспечить благополучную жизнь матери и брата; Сонечка своим «ремеслом» спасает детей Катерины Ивановны и отца-алкоголика). Убить старуху, заедающую чужие жизни, и ее безвинную сестру, чтобы проверить себя на право быть «высшим» - путь Раскольникова. Погубить свою жизнь, честь, счастье во спасение слабых, нищих, больных и обездоленных – путь Сонечки и Дуни. Эгоистические цели и преступные средства Раскольникова, Лужина, Свидригайлова. Бескорыстие любви и самопожертвование – цели и средства Дуни и Сонечки Мармеладовой.

2.13. Толстой Л.Н. Рассказ «После бала». Иван Васильевич в молодости (цели жизни: великолепная внешность, успех и любовь молодых красавиц, высокий социальный статус). Иван Васильевич становится свидетелем казни солдата за побег (наказание шприцрутенами). Что изменилось в сознании молодого преуспевающего человека? Почему «любовь пошла на убыль» и успешная карьера не состоялась? Иван Васильевич нигде не служил, не женился. Но герой рассказа (уже пожилой человек) окружен молодыми людьми, его мнение и рассуждения признаны авторитетными. Какую новую цель, возможно, поставил Иван Васильевич? Почему жизненный опыт «несостоятельного» героя так ценен для молодого поколения? В подтексте рассказа звучит главная для многих произведений Л.Н. Толстого мысль о постоянном поиске и воплощении подлинных, высших ценностей (целей) жизни: самопознание и самосовершенствование. Отвержение фальши, корыстности, карьеризма как жизненных стратегий достижения целей бытия. Вспомним пути героев романа-эпопеи «Война и мир» (князь Андрей, Пьер Безухов).

2.14. Чехов А.П. Рассказы: «Скрипка Ротшильда» и «Студент», «Крыжовник» и «Ионыч», «Человек в футляре». Мнимые, корыстные цели и гибельные средства, которые избирают Яков Бронза («Скрипка Ротшильда»), Беликов («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский («Крыжовник»), Старцев («Ионыч»). Пошлая цель – путь к духовной гибели. Герой рассказа «Студент» - будущий священник. Какую цель жизни поставил молодой человек в финале рассказа? Почему это произведение сам автор считал самым светлым и любимым?

2.15. Бунин И.А. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Каковы были жизненные цели героя рассказа? Какие средства он использовал для воплощения своей жизненной цели? Зачем господин из Сан-Франциско с семьей (жена и дочь) отправляется в Европу на два года? Какова роль подробнейшего описания распорядка дня пассажиров парохода «Атлантида» в рассказе? Как это описание позволяет читателю понять сущность средств удовлетворения жизненных целей пассажиров парохода и самого господина из Сан-Франциско? Достиг ли герой рассказа своих жизненных целей? Раскройте мысль автора о мнимых и подлинных ценностях жизни. Обратите внимание на рассказ о второстепенных героях произведения (старик-рыбак и бродячие музыканты). Какой смысл автор выразил в образах этих персонажей? Обдумаем современное звучание авторского замысла. В современном социуме есть такое понятие, как «консьюмеризм». Значения понятия: 1. в экономике: экономическое движение, направленное на защиту и расширение прав потребителей; 2. в социологии: культ потребления, потребительство как цель и смысл жизни. Можно ли принять такую мысль: господин из Сан-Франциско утвердил консьюмеризм как главную цель жизни и погиб, старый рыбак и нищие бродяги-музыканты далеки от ценностей консьюмеризма, они счастливы, довольствуясь плодами своего труда и творчества, чистым небом, светом солнца, музыкой и самим ощущением бесконечности жизни?

2.16. Горький М. Рассказ «Старуха Изергиль». Сопоставление жизненных целей Ларры, самой Изергиль и Данко. Символы в философском рассказе писателя. Авторское отношение к героям. Осмысление образа молодого человека, которому рассказывает легенды и историю своей жизни старуха Изергиль. Повествователь, молодой человек - странник, постигающий мир, людей и смысл жизни.

2.17. Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце». Научный эксперимент профессора Преображенского уникален. Цель научного опыта: создание нового человека путем «очеловечивания» собаки. Погибший в трактирной драке пьяница-балалаечник Клим Чугункини голодный пес, прозванный Шариком, - средства достижения цели научного эксперимента. Перечитайте повесть «Собачье сердце» и обдумайте напряженный конфликт, возникший между Шариковым и профессором. Шариков угрожает Преображенскому и доктору Борменталю, унижает Зину и Дарью Петровну, ворует деньги, шантажирует девушку-машинистку. Под руководством Швондера Полиграф Полиграфович Шариков становится «заведующим подотделом очистки МКС» и душит бездомных котов. Уничтожение котов – только начало карьеры Шарикова. Преображенский объясняет Борманталю: «Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.Ещё бы! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем. Коты – это временно… Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Ещё какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться.

– А почему не теперь?

– Иван Арнольдович, это элементарно… Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты – это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!». Чтение и осмысление проблематики повести М.А. Булгакова приводит к постановке вопроса о соотношении высоких целей, средств их достижения и конечных результатов, которые могут привести к катастрофе.

 

2.18. Шукшин В.М. Рассказ «Срезал». Цель Глеба Капустина – «срезать» кандидатов. Средства - провокационные вопросы и абсурдная дискуссия. Почему герой рассказа ставит такую цель? Какова роль толпы односельчан? Их захватывает сам процесс, своего рода «спектакль», устроенный Глебом. Раскройте смысл авторского отношения к Глебу и его односельчанам.

2.19. Шукшин В.М. Рассказ «Алеша Бесконвойный». Почему Костю Валикова односельчане прозвали Алешей Бесконвойным? В чем подлинный смысл (цель) главного события недели (подготовка бани и омовение). Костя Валиков, оставшись наедине, предается размышлениям и воспоминаниям. О чем он размышляет? Какое воспоминание ему особенно дорого? Почему он напевает стишок своей маленькой дочери? Мотив пути самопознания как выражения высшей цели (ценности) бытия человека. Образ жены Кости. Обратите внимание на существенную деталь: она зарылась в сундук, пропахший нафталином, и не обращает внимания на Костю. Одиночество героя рассказа.

2.20. Распутин В.Г. Рассказ «Уроки французского». «Непедагогические средства» Лидии Михайловны. Каковы цели молодой учительницы? Автобиографичность рассказа. Роль посвящения. К каким размышлениям приводит читателя Распутин? Память о бескорыстии и чести, хранимая с детства, художественное запечатление ценности этой памяти – вот цель самого писателя, его авторская концепция.

2.21. Окуджава Б.Ш. Стихотворение-песня «Здесь птицы не поют…» из кинофильма «Белорусский вокзал». Авторская песня поэта-барда, писателя-фронтовика впервые прозвучала в одном эпизоде кинофильма «Белорусский вокзал» и сразу стала песней всенародной памяти о великой цели и цене спасения Отечества, о миллионах людей, осознавших смысл жизни в единстве всенародном и личном мужестве. Важно понять, что рефрен (повтор) в тексте песни подобен клятве защитников Родины. Победа над врагом - высокая цель, а единство жизней героев, их самоотверженность и, возможно, гибель (не безвольное функционирование «винтиков» в государственной машине!) – цена жизни и свободы Отечества. Прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы, послушайте авторское исполнение песни. Обдумайте, как в этом произведении о Великой Отечественной войне выразилось авторское понимание (и понимание целого поколения) целей и средств.

karaoke.ru - петь караоке песни с баллами онлайн бесплатно

 

Здесь птицы не поют, деревья не растут,

И только мы к плечу плечо врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

 

Нас ждёт огонь смертельный

И все ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

 

Лишь только бой угас, звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемёт неутомим,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

 

Нас ждёт огонь смертельный

И все ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

 

От Курска и Орла война нас довела

До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

 

Нас ждёт огонь смертельный

И все ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: