Особенности формы государства




План

Введение……………………………………….……………………….4

1. Особенности формы государства…………….………………………….5

2. Специфика функционирования государственного механизма.………..11

3. Проблемные вопросы типологии государства…..……………………...16

Заключение……..………………………………………………………23

Литература...……………………………………………………………24

 

 

Ведение

Что представляет из себя конкретное государство? Какие органы осуществляют государственную власть? Как эти органы взаимодействуют между собой? Какие имеются формы и методы осуществления государственной власти? На эти и ряд подобных вопросов можно ответить после анализа законодательства данного государства. Ответ на этот вопрос как раз и предполагает формальную характеристику государства.

Однако знание законов, знание правовой регламентации деятельности государства еще не свидетельствует о познании самого государства, его предназначения и существования в реальной действительности.

Право – это лишь идеал, масштаб должного. В идеале государство должно полностью соответствовать своей формальной характеристике, однако на практике, практически в деятельности каждого государства имеются различного рода отклонения, суть которых сводиться к несоответствию между формой и содержанием.

Такая картина вызвала необходимость детального анализа государства с позиций его формально-юридического закрепления (формальный подход) и его существования и деятельности в реальной действительности (функциональный подход). Проведение данного анализа выступает в качестве основной цели настоящей лекции.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить форму государства и исследовать основные проблемные вопросы, характеристики её внутренних составляющих;

- дать характеристику деятельности (функционирования) государства в целом и государственного механизма в частности;

- провести анализ современного состояния типологии государства.

Решение указанных задач пройдёт в рамках вынесенных на лекцию вопросов.


Особенности формы государства

 

Форма государства показывает политическое, структурное и территориальное внешнее устройство государства. В науке “теория государства и права” принято выделять три основных элемента, составляющих форму государства – это форма правления, государственное устройство и политический режим. Хотя имеются и другие точки зрения на этот счёт[1].

Следовательно, форму государства можно представить в виде набора трёх обязательных составляющих, которые характеризуют организацию и порядок образования высших органов государства, территориальную организацию государственной власти и основные способы и приёмы осуществления власти в государстве.

Государствоведы выделяют достаточно большое количество форм государства. Причины такого многообразия различны. Среди них можно обозначить исторические традиции развития государственности, согласно которым форма государства зависит от конкретно-исторических условий существования и развития государства.

Однако, на наш взгляд, определяющими факторами в становлении конкретной формы государства являются: национальный состав населения государства, географический и территориальный факторы, различные исторические традиции и т.п.

Для более подробной характеристики формы государства рассмотрим каждый составляющий её элемент в отдельности.

Форма правления характеризует организацию, порядок образования и взаимоотношений высших органов государственной власти, а также формы воздействия населения на эту власть.

Следует отметить, что форма правления в ходе исторического развития государства очень часто изменяется. Эти изменения зависят от установления различной компетенции и взаимной ответственности между органами государственной власти, а также от степени воздействия населения на эти органы.

Теория государства, фиксируя в его истории реально воз­никавшие формы правления, выработала несколько их клас­сификаций.

Так еще со времён Платона и Аристотеля возникло разделение формы правления по числу лиц правящих государством. Если власть при­надлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия, или республика.

Данная классификация, хотя и с некоторыми изменениями (аристократическая форма была утрачена в ходе развития государственности), дошла до наших дней.

Следовательно, сегодня различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия (с греч. – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой высшая власть осуществляется единолично. Лицо, осуществляющее такую власть, обладает ею по наследству, чаще всего пожизненно и не несёт ответственности перед населением страны.

Таким образом, можно выделить следующие признаки монархии:

- В государстве существует единый носитель власти;

- Единоличная власть передается по наследству (согласно закону о престолонаследии или обы­чаю) и осуществляется пожизненно;

- Правитель представляет государство по собствен­ному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим);

- Следствием третьего признака выступает отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Все выше перечисленные признаки характерны лишь для абсолютной (неограниченной) монархии, в современном мире встречающейся всё реже и реже.

В странах, где в качестве формы правления закреплена абсолютная монархия, монарх имеет всю полноту государственной власти: выступает в качестве правотворческого органа; является главой исполнительной власти (следовательно, управляет и всеми вооружёнными силами); является высшей судебной инстанцией, тем более что всё правосудие осуществляется от его имени; во внешней политике единолично представляет государство.

Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных восточных государств (восточные деспотии). В настоящее время в чистом виде абсолютная монархия существует лишь в Омане, однако, имеется ряд государств, обладающих полным набором признаков, характерных для абсолютной монархии (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар)[2].

Основной признак ограниченной монархии – это правовое закрепление ограничений абсолютной власти монарха. В зависимости от объёма таких ограничений можно выделить монархию дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия характеризуется наличием у монарха всей полноты исполнительной власти, а также отдельных полномочий в рамках законодательной и судебной властей. По сути, этот вид монархии является переходным от абсолютной к парламентарной монархии. Данная форма правления возникает, как правило, в качестве компромисса между властями и населением государства.

В парламентарной монархии монарх выступает в качестве символа, традиции, идеи, номинального главы государства. Формула осуществления им власти следующая: «монарх царствует, но не правит». Сегодня имеется много примеров стран с парламентарной формой монархии (Великобритания, Испания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Япония и др.).

Законодательная власть в этих странах принадлежит избираемому парламенту. Парламент формирует правительство, которое становиться главным органом исполнительной власти в стране.

За монархом в силу сложившихся традиций могут оставаться некоторые полномочия, например, подписывать законы или назначать главу правительства. Но данные полномочия всего лишь дань традициям. И на самом деле у монарха нет права отклонить предоставленный ему закон или не утвердить предложенную кандидатуру премьер-министра. Указы, издаваемые монархом, вступают в силу только после их контрассигнации, т.е. подписи их главой правительства или министерства.

Вторая форма правления – республика отличается тем, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, состав которых избирается населением на определённый срок. Данные органы ответственны перед избирателями.

Таким образом, республика обладает следующими признаками:

- Наличием избираемых на определённый срок органов государственной власти;

- Наличием всенародно избираемого поста – Главы государства;

- Характер государственной власти в республики производен, то есть, власть осуществляет властные полномочия не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

- Воплощение в государственную жизнь принципа разделения властей;

- Наличие юридической ответственности всех избираемых органов перед населением государства.

Основным критерием деления республик на различные виды выступает порядок формирования и ответственности исполнительной власти (Правительства). По этому основанию выделяют парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.

Основным характеризующим признаком парламентской республики является верховенство парламента, представляющего законодательную ветвь власти и подконтрольность правительства, как органа исполнительной власти.

Правительство в странах с парламентской формой правления формируется парламентом, ответственно перед ним и может быть им распущено. Лидером правительства в таких странах, как правило, становиться лидер партии, получившей большинство на выборах в парламент. Примерами парламентских республик являются Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Италия и т.д.

Президентская республика характеризуется тем, что имеется всенародно избираемый пост главы государства – Президента, который формирует Правительство и одновременно является главой исполнительной власти.

Причем круг полномочий президента не ограничивается исполнительной сферой. Зачастую президент имеет правомочия в области законодательной власти (издание Указов и других НПА, промульгация законов и т.п.). Президенту могут принадлежать и отдельные права в сфере осуществления правосудия и контрольно-надзорной деятельности (назначение и утверждение судей всей системы судов, представление генерального прокурора и т.д.).

Наличие определённых недостатков парламентской и президентской республик дало жизнь смешанному (полупрезидентскому) типу республики.

В таких типах республик может сочетаться существование сильного, всенародно избираемого президента и обладающего широким перечнем полномочий также всенародно избираемого парламента. Причём право на формирование правительства – является их совместным правом.

Страны со смешанной формой правления – Португалия, Польша, Турция, Франция, Украина.

Проблемный вопрос: «Провести анализ нетипичных форм правления».

Следующим элементом формы государства является государственное устройство. Под ним понимается внутренняя структура государства, отражающая территориальную организацию государственной власти, связь государства с его составными частями.

В науке встречаются две разновидности государственного устройства: унитарное государство, федеративное. Основным критерием их разграничения выступает наличие исключительных государственно-властных полномочий[3] у территориальных органов власти.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, составляющие единицы которого, не обладают полномочиями в сфере осуществления государственной власти.

Особенности, характеризующие унитарное государство:

1)Структурными образованиями унитарного государства являются районы, города, края, области и т.п. Управление в них осуществляется посредством местного управления, они не имеют своей собственной территории;

2)Наличие в стране единых органов государственной власти: исполнительных, законодательных и судебных;

3)Наличие единой системы права;

4)Наличие единой территории и единого гражданства.

В качестве примеров унитарных государств можно обозначить Францию, Швецию, Финляндию, Эстонию, Турцию и другие.

Федерация – сложное государство, в состав которого входят несколько субъектов (государстенноподобных образований), имеющих определённые права и обязанности в сфере осуществления государственного управления (т.е., исключительные государственно-властные полномочия).

Основные признаки федеративного государства:

1)Государство состоит из нескольких субъектов, которые могут иметь собственное административно-территориальное деление;

2)Субъекты федеративного государства могут иметь собственное законодательство, территорию, гражданство;

3)Субъекты осуществляют от своего имени государственное управление, однако они не обладают государственным суверенитетом;

4)Наличие в федеративном государстве федеральной конституции и системы права и государственных органов;

5)Наличие двухпалатного парламента, где верхняя палата состоит из представителей субъектов, составляющих государство;

6)Федерация может быть основана на национальном, территориальном и смешанном факторах, влияющих на внутреннее строение государства и на компетенцию его составляющих;

7)В отличие от конфедерации федеративное государство обладает суверенитетом, единой армией и системой федеральных налогов.

Примером федеративных государств являются Россия, Америка, Германия, Бельгия, Австралия, Австрия и т.д.

Особое внимание стоит уделить такой категории как «межгосударственное объединение», оно не является видом государственного устройства, так как представляет не одно государство, а союз государств, участники которого выступают как отдельные государства, обладающие полнотой государственного суверенитета.

К межгосударственным объединениям относят личные и реальные унии, протекторат и ассоциированные государства, конфедерации, содружество и другие формы (союз государств, международное сообщество)[4].

Третьим блоком, входящим в форму государства, является политический (государственно-правовой) режим, под которым обычно понимают политическое состояние, сложившееся в обществе под воздействием определённой совокупности способов, приёмов и методов осуществления государственной власти.

Режим раскрывает принципы, на которых основывается государственная власть, приёмы и методы, с помощью которых она осуществляется.

Выделяются две основные разновидности политического режима: демократический и антидемократический. Об их существовании говорил ещё Платон, который добавлял к ним тимократию (господство благородных воинов) и олигархию (правление богатых семей).

Демократический и тоталитарный режимы сегодня превратились в две, несуществующие в чистом виде крайности, между которыми расположился довольно широкий по объёму перечень смешанных государственно-правовых режимов. Разберём основные разновидности политических (государственно-правовых) режимов.

Основные характеристики демократического режима:

- наличие и гарантированность государством прав и свобод человека,

- признание народа в качестве единственного источника государственной власти,

- правовая регламентация деятельности представительных органов и всех других органов государства, контроль населения за такой деятельностью,

- проведение правовыми методами в государственную жизнь принципа разделения властей, обеспечение его реального действия,

- взаимная ответственность государства и человека,

- наличие реальной возможности достижения правовыми средствами политической власти, политический плюрализм, развитая политическая система, свободная деятельность оппозиции,

- недопустимость установления обязательной государственной идеологии.

В рамках демократического режима может быт выделен либеральный или либерально-демократический, характеризующийся провозглашением, правовым закреплением всех вышеперечисленных принципов и не соответствием реальной действительности, в которой данные принципы не действуют (полностью или частично), в силу или недостаточного экономического развития или низкого культурного уровня общества или по другим причинам[5].

Авторитарный режим также представляет собой промежуточный, переходный тип между демократическим и тоталитарным режимом. Поэтому при характеристике такого режима можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма. В основном он характеризуется формальным провозглашением всех основных принципов демократического режима и отсутствием их воплощения в реальной действительности.

Для тоталитарного режима характерно следующее:

- отсутствие прав и свобод человека и гражданина,

- власть принадлежит не народу, а определённой группе людей во главе с харизматической фигурой вождя, имеющего всю полноту власти,

- насильственное навязывание населению общественных порядков, основанных на единой, обязательной для всех идеологии,

- тоталитар­ный контроль над всеми сферами общества (политикой, экономикой, культурой и бы­том),

- отсутствие гражданского общества,

- идеологическое и организационное единство обеспечи­вается политическим господством партии, возглавляемой во­ждем, данная партия подчиняет себе государство, средства массовой информации и другие органы управления,

- среди методов управле­ния преобладает политическое и физическое насилие, поли­цейский и жандармский террор.

Таким образом, форма государства – это его внешнее строение, исследовав которое можно установить общие принципы порядка формирования и соотношения властей в государстве, уровень его цивилизованности и наличия в его деятельности основных начал и принципов права.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: