IV. Объяснение нового материала.




11.10.12.

Цель:

I. познакомить учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами;

II. закрепить знания учащихся о положении нашей планеты относительно солнца и причине смены времён года.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Вы любите путешествовать?

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но для этого нам необходимо повторить изученный материал.

1. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

2. Как вращается Земля? (Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.)

3. Что происходит в результате этого вращения? (Это вращение вызывает смену дня и ночи)

4. В чём причина смены времён года? (Причина смены времён года - наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца)

5. Какие точки на Земле остаются без вращения? (Северный полюс и Южный полюс)

6. Как называется самая длинная параллель? (Экватор)

7. В какое время года Солнце расположено выше всего над горизонтом?

III. Постановка проблемного вопроса.

- Есть ли на нашей планете места, где всегда зима? (Северный и южный полюс)

- Есть ли места на Земле, где всегда лето? (Экватор)

- Есть ли места на планете Земля, где наблюдается смена времён года?
(Умеренный полюс)

IV. Объяснение нового материала.

Чтение по учебнику стр. 64

Учитель: Где на Земле теплее?

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

Учитель: А вы как думаете, ребята? (Дети высказывают свои предположения)

- Попробуем разобраться в этом вопросе. Посмотрите, одинаково ли солнце освещает нашу Землю? Мы с вами видим, что разные участки земли получают разное количество света. А значит и разное количество тепла.

- Посмотрите на схему.

- Какие лучи падают на Землю в области Северного и Южного полюсов? (Косые, падают на Землю наклонно)

- Какое количество тепла получат эти участки Земли? (Недостаточное)

Вывод: И зимой и летом они скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными.

- Давайте побываем на Северном полюсе. Я предлагаю вам воспользоваться способом, который использовала героиня сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Давайте произнесём волшебные слова:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели
Вели чтобы мы оказались на Северном полюсе.

Чтение по учебнику стр. 65

- Вокруг Северного полюса лежит суровый и холодный полярный пояс. Летом здесь стоит полярный день: солнце светит круглые сутки. Оно проходит полный круг по небу, но остаётся низко под горизонтом. Всю зиму здесь длится полярная ночь.Иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура опускается до − 60С. На Северном полюсе летом солнце светит круглые сутки. Кто знает как называется это явление?

- А теперь проговорим волшебные слова и перенесёмся в самую южную точку нашей планеты.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по нашему вели
Вели чтобы мы оказались на Южном полюсе.

- Южный полюс – край вечной зимы.Здесь все, наоборот, в декабре – лето и полярный день, температура опускается до −36С. Полгода не заходит солнце, нещадно слепит глаза, отражаясь от снега и льда.А в июне – зима и полярная ночь с жестокими морозами, ураганами, бурями, когда ветер рвёт одежду и сбивает с ног.В −10С - −15С мороза у тебя мёрзнут руки и нос. В Антарктиде морозы бывают до −80С. Поверхность Антарктиды покрыта ледяным панцирем толщиной в 3-4 километра.А теперь проговорим волшебные слова и перенесёмся на экватор.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по нашему вели
Вели чтобы мы оказались на экваторе.

- Различается ли на экваторе наклон лучей зимой и летом?

- Какие это лучи: прямые или косые?

- Какое количество тепла получает область вокруг экватора зимой? Летом?

Вывод: Солнце поднимается высоко и посылает на Землю почти прямые лучи, они сильно нагревают земную поверхность в течение всего года. Здесь лето похоже на зиму.

Проверка по учебнику стр. 66

- Вместо лета и зимы на экваторе различают сухой и дождливый сезоны. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. За целый год может не выпасть ни одного дождя.Чем ближе к экватору, тем дольше длится сезон дождей. Когда пройдёт дождь, земля насыщается влагой, вся природа оживает и благоухает. В этом поясе есть пустыни, в них песок раскаляется, как сковорода. А температура поднимается до +500С. Солнце стоит над головой в зените (самой высокой точке). Область жаркого пояса ограничивают линии под названием Северный и Южный тропики. Мы побывали с вами в разных районах земли, посмотрели, что условия жизни везде разные.

- Где же на Земле теплее? Почему?

- А в каких условиях живем мы? (Мы с вами живём в умеренном поясе.Здесь хорошо видны различия между временами года)

Вывод: По количеству получаемого тепла принято различать тепловые пояса.От Северного полюса на юг, к экватору, становится всё теплее, от Юного полюса на север, к экватору, то же становится теплее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: