Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Теория и методика воспитания

Курс «Педагогическое образование»

Й семестр, 2012-13 уч. год.

Семинары (10 часов)

Семинар 1

Система методов и форм воспитания младших школьников

(2 часа)

Цель: выявить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному использованию методов воспитания в целостном педагогическом процессе.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие " метод воспитания".

2. Различные подходы к классификации методов воспитания (сравнительный анализ).

3. Зависимость выбора метода воспитания от целей, принципов, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Педагогические условия эффективного использования методов воспитания.

5. Понятие «Форма воспитания». Примеры эффективного использования форм воспитательного воздействия.

Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):

1. Представить схематично метод воспитания как логическую цепочку педагогических действий воспитателя.

 

Литература:

А) Обязательная:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1988.

2. Учебные пособия по педагогике.

3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994.

Б) Дополнительная:

1. С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех. М., 1989.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.

 

 

Семинар 2

Эстетическое воспитание младших школьников

(2 часа)

Цель: Определение эффективных способов эстетического воспитания младших школьников.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Факторы эстетического воспитания личности.

2. Основные этапы эстетического воспитания.

3. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

4. Роль школы в эстетическом воспитании младшего школьника.

 

Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):

Подготовить сообщение об опыте эстетического воспитания школьников в Павлышской школе В.А. Сухомлинского (В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа»).

Литература:

А) Обязательная:

1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969. – С. 373-395.

2. Ефремова Л.И, Соловьев А.А. Эстетическая среда как фактор развития личности\\ Начальная школа. 1999,-№11. С. 52-56.

3. Учебные пособия по педагогике.

4. Б) Дополнительная:

1. Гордеева A.B., Ситник А.П. Эстетическая культура: проблемы вечные и современные. М.: Альфа, 1992. - 98с.

2. Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности // «Начальная школа: плюс минус». - 2000. - № 1. - С. 26-32.

3. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика. 1972. - 160 с.

 

Семинар 3

Нравственное воспитание младших школьников

(2 часа)

Цель: Определение эффективных способов нравственного воспитания младших школьников.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Факторы нравственного воспитания личности.

2. Основные этапы нравственного воспитания.

3. Роль школы в нравственном воспитании младшего школьника.

 

Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):

Написать эссе на тему «Сензитивный период нравственного воспитания» (эссе - сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающий индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету, не претендующий на исчерпывающую или определяющую трактовку темы» сензитивный – чувствительный, наиболее подверженный).

Литература:

А) Обязательная:

1. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.

2. Учебные пособия по педагогике.

Б) Дополнительная:

1. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности - СПб.: Книжный дом, 2006.

2. Сахаров В.А. В.А. Сухомлинский и современность // Начальная школа. – 2002. - №9. – С.20-22.

Семинары 4-5

Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе

(4 часа)

Цель: Формирование умения проводить педагогическую диагностику воспитательной деятельности.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Психолого-педагогическая диагностика как составная часть этапа выдвижения цели воспитания.

2. Функции диагностики.

3. Основные сложности в измерении воспитания.

4. Условия оптимального выбора диагностических методов и методик.

5. Методы и методики педагогических исследований воспитательного процесса в условиях начальной школы.

 

Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):

Подготовить «копилку» методик педагогического исследования (шкала-лесенка, цветограмма, др.).

Литература:

А) Обязательная:

1. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. - Л., 1989.

2. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.

3. Степанов П.В. Как провести проблемно- ориентированный анализ школьного воспитания? // Классный руководитель. - 2010. - № 2.

4. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

Б) Дополнительная:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /; под ред В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М., «Академия», 2006.

2. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, студентов / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1995.

3. Степанов Е.Н. Анализ воспитательного процесса: современные представления // Классный руководитель. - 2010. - №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: