Испытуемые:
1) Максим 4 года д/с «Улыбка» г.Дмитров
2) Александра 6 лет д/с «Улыбка» г.Дмитров
3) Василиса 7 лет школа №6 г.Дмитров
4) Ярослав 9 лет 2 класс школа №4 г.Дмитров
5) Дарья 13 лет 7 класс школа №4 г.Дмитров
Экспериментальные материалы: «посредствующий» ряд стимулов – карточки белого, черного, красного («нет») и зеленого («да») цветов, секундомер.
Метод: экспериментально-генетической.
Инструкция для детей:
1 серия:
-Мы предлагаем тебе поиграть в одну игру.
Тебе нужно будет отвечать на наши вопросы, но с условием: ответы «да», «нет», «черное» и «белое» не ипользуются.
2 серия:
- Продолжим, условия для ответа на вопросы такие же + перед тобой будут карточки - подсказки - черная и белая, красная (означающая ответ «нет») и зеленая (означающая ответ «да»)
Инструкция 3 серии идентична 1 - ой.
Вопросы для самоотчета:
1) Тебе было интересно?
2) Принимал ли ты участие в таких играх ранее?
3) Ты не против принимать участие в наших играх еще?
+ Всегда задаем вопросы, касающиеся сложности или легкости заданий: «Трудно ли тебе было?», «Что было самым сложным?», «Что самым легким?» и т.д.
Ход исследования:
Эксперимент проводился на базе школы и детского сада. В исследовании принимали участия дети следующих возрастов: дошкольники 4-5 и 6 лет, школьники 6-7, 8-9 и 10-14 лет. После установления контакта ребенка просили участвовать в исследовании (принять участие в игре). Перед ребенком было два ряда стимулов. Первый — вопросы экспериментатора, второй — цветные карточки. Во время исследования экспериментаторы воздерживались от оценочных суждений, не комментировали результаты, после выполненных заданий благодарили испытуемых за участие.
Результаты:
Таблица № 1. Ответы и потраченное время.
возрастная группа, испытуемый | Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | примечание | ||||||
+ ответы | - ответы | ср. время | + ответы | - ответы | ср. время | + | - ответы | ср. Время | ||
4 года Максим | 2,6 | 1,8 | 2,3 | |||||||
6 лет Александра | 4,8 | 2,9 | 2,8 | |||||||
7 лет Василиса | 2,3 | 1,6 | 1,4 | |||||||
9 лет Ярослав | 1,4 | 1,5 | 1,6 | |||||||
13 лет Дарья | 1,9 | 2,4 |
· Всего количество ошибок в 1 серии: 7. Среднее время - дошкольники:3,7с; школьники:1,8с.
· Всего количество ошибок во 2 серии: 12. Среднее время - дошкольники: 2,35с; школьники:1,8с.
· Всего количество ошибок во 3 серии: 14. Среднее время - дошкольники:2,55с; школьники:1,6с.
Ответы на вопросы для самоотчета:
Максим 4 года:
1)да
2)нет
3)буду
Александра 6 лет: (держала в уме условия даже на ответах для самоотчета):
1)да
2)нет
3)да
Василиса 7 лет:
1)да
2)нет
3)неуверен
Ярослав 9 лет:
1)да
2)да
3)конечно
Дарья 13 лет:
1)да
2)нет
3)да
Описание детей: (уберите – мы не описываем детей).
1. Максим, 4 года. Легко шел на контакт с экспериментаторами. Отвечал на вопросы развернуто, рассказывал небольшие истории. Вел себя активно, проявлял интерес, внимательно слушал и воспринимал инструкцию, максимально пытался ее понять.
2. Александра, 6 лет. Испытуемая находилась в приподнятом настроении, сразу поняла инструкцию, на вопросы «да-нет» чаще всего отвечала невербально (кивала головой) Не торопилась с ответами, мало ошибалась.
3. Василиса, 7 лета. Испытуемая легко справилась с задачей, поняла инструкцию, быстро отвечала, ошибалась редко и сразу исправлялась. В гимназии учится на отлично, активная и улыбчивая.
4. Ярослав, 9 лет. Испытуемому было интересно общаться с экспериментаторами, но не отвечать на вопросы, т.к. уже имел опыт такой игры. На вопросы «да-нет» отвечал: «конечно» или «отрицаю». Ошибся несколько раз из-за невнимательности и сам это осознавал спустя несколько секунд. Отвечал быстро. Школьный психолог охарактеризовала его как общительного, ранимого, строго воспитывающегося. В школе учится полохо, если интересно, то на уроке работает.
5. Дарья, 13 лет. Испытуемая была в хорошем настроении. Хоть и поняла задание, но ошибалась, из – за невнимательности.. Ей было больше интересно не участие в исследовании, а общение с экспериментаторами. К третьей серии расслабилась и больше ошибалась, хотя задачу в уме держала.
Обсуждение результатов:
1) Максим, 4 года. Условие «белое – черное» понял сразу, а «да – нет» понял не до конца и делал ошибки. Во 2 серии ориентировался на средство, отвечал медленнее. Вероятно, в силу возраста ему трудно учитывать сразу два условия, поэтому справлялся в одном случае и ошибался в другом. Результаты первой серии лучше остальных. Самая ошибочная - вторая серия, а третья чуть лучше второй. Возможно, средство дезориентировало испытуемого, он говорил, то, что видел, т.е конкретный цвет, а не смысл, который вкладывался в средство.
2) Александра, 6 лет. Во 2 серии средство выступило как помеха правильному ответу, испытуемая ошиблась, обратив внимание на карточку и назвав ее цвет. Однако в первых двух сериях испытуемая сделала по 2 ошибки, а третья серия с 1 ошибкой.
3) Василиса 7 лет. Испытуемая отличается умом и сообразительностью, справилась с заданием на «отлично», сделала только 1 ошибку в последнем вопросе (вероятно случайную) во второй серии. В данной сери иногда поглядывала на карточки. Инструкцию всегда держала в фокусе, т.к помнила, что говорить нельзя, но иногда испытывала трудности в замене черного цвета при ответе.
4) Ярослав, 9 лет. У испытуемого отличны результаты, т.к ранее он уже играл в такую игру. Допустил только 1 ошибку в третьей серии, отвечая на вопрос: «Какого цвета шахматы?», испытуемый ответил: «светлые и черные» т.е. не учёл сразу два стимула в вопросе.
5) Дарья, 13 лет. В первой серии была наиболее внимательно, дала все правильные ответы. Начиная со второй, сильно расслабилась, воспринимая исследование как игру, стала ошибаться. Третья серия наиболее ошибочная, возможно это связано с тем, что экспериментатор не повторил инструкцию, хотя условия она помнила, т.к иногда замечала свою ошибку.
Выводы:
1) Первая гипотеза не подтвердилась, количество ошибок всех испытуемых в третий серии в два раза больше количества ошибок в первой серии. Наибольшее количество ошибок было у самого старшего и у самого младшего испытуемых. В первом случае, вероятно, это связанно с тем, что у девочки к концу исследования пропал интерес к заданию, но появился интерес в общении с экспериментаторами. Во втором случае количество ошибок было обусловлено возрастными возможностями испытуемого.
2) Гипотеза подтвердилась. Дошкольники ориентировались на средство (поглядывали). Но это средство выступало не как помощь, а вводило их в дезориентацию, вызвано это тем, что дети не правильно использовали средство, они видели цвет, а не смысл, который вкладывался в средство(укажите, что дошкольники неумело использовали средства). Школьники в свою очередь на средство не ориентировались.
3) Гипотеза подтвердилась. Действительно дошкольники тратили больше времени на ответы, чем школьники, это видно по таблице (ср. время у дошкольников: 2,86 с, а ср. время у школьников: 1,7 с) т.к. у школьников сильнее развита внутренняя операция.