I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
КОНТАКТ (эмоциональный, жестово-мимический, речевой):
• в контакт не вступает;
• контакт формальный (чисто внешний);
• в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет в нем заинтересованности;
• контакт избирательный;
• легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:
• пассивный, вялый, инертный;
• повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность;
• колебания настроения;
• активный, бодрый, деятельный
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1) Невербальные:
• общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком;
• общение посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций;
• общение посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов
2) Речевые средства (различные высказывания)
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены):
• полное отсутствие навыков;
• частичное владение навыками;
• владение навыками с небольшой помощью взрослого;
• самостоятельное владение навыками
П. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩАЯ МОТОРИКА
Сформированность основных двигательных навыков:
• удержание головы;
• самостоятельное сидение;
• удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно);
• ходьба с поддержкой;
• самостоятельная ходьба
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:
• направление руки к предмету;
• захват предмета, его удержание в руке;
• простейшие манипуляции с предметами;
• свободное манипулирование предметами;
• дифференцированные движения пальцев рук;
• выделение ведущей руки (правая / левая)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА:
• неврологический синдром в мышцах и моторике артикуляционного аппарата (спастический парез, гиперкинезы, атаксия)
Лицевая мускулатура:
• гипомимия;
• тонус лицевой мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, N;
• сглаженность носогубных складок;
• оральные синкинезии;
• асимметрия лица;
• гиперкинезы лица
Губы: N, толстые/тонкие; наличие расщелины
• тонус губной мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, N;
• подвижность: губы малоподвижные/подвижные
Зубы: крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, N;
прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
Твердое нёбо: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N
Мягкое нёбо: длинное/короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля
Движение нижней челюсти: открывание/закрывание рта; умение держать рот закрытым
Язык: толстый, маленький, узкий, раздвоенный, невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки
• тонус язычной мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, N;
• гиперкинезы языка;
• тремор языка;
• девиация (отклонение) языка в сторону
Объем артикуляционных движений языка:
• строго ограничен, неполный, снижение амплитуды артикуляционных движений; в полном объеме:
• умение удержать артикуляционную позу;
• способность к переключению;
• произвольное высовывание языка;
• подъем языка;
• боковые отведения (вправо/влево);
• пощелкивание;
• облизывание губ (круговые движения языка)
Глоточный и нёбный рефлексы: повышен, понижен, нормальный
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
(губной, хоботковый, поисковый, ладонно-ротоголовной и др.)
Вегетативные расстройства:
• гиперсаливация: постоянная, усиливающаяся при определенных условиях
Жевание: отсутствие жевания твердой пищи, затруднение жевания, N
Глотание: поперхивается, захлебывается при глотании; не нарушено
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ:
• отсутствие или крайне низкая познавательная активность и мотивация к деятельности;
• снижение познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности;
• недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности;
• ярко выраженная познавательная активность и мотивация
ВНИМАНИЕ:
• низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте);
• внимание неустойчивое, поверхностное; быстро истощается;
• внимание недостаточно устойчивое;
• длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1) проявление интереса к игрушкам, избирательность, стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
• интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует; в совместную игру со взрослым не включается; самостоятельной игры не организует);
• проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам;
• проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам
2) адекватность употребления игрушек:
• совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
• игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением)
3) характер действий с предметами-игрушками:
а) неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно: постукивает, перекладывает, тянет в рот, сосет, бросает);
б) специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов;
в) предметные действия: использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
г) процессуальные действия (с 1,5 лет);
д) игра с элементами сюжета (с 2 лет)
ЗАПАС ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ:
• отсутствует или крайне низкий;
• строго ограничен;
• несколько снижен;
• соответствует возрасту
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, нистагм, N
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
• зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки);
• прослеживание движущегося оптического объекта: фрагментарное, плавное;
• узнавание матери, различение близких и чужих людей;
• рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой;
• зрительное изучение удаленных предметов;
• узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу;
• дифференциация игрушек и однопредметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) — с 1,5 лет;
• рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках — с 1,5 лет;
• соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет);
• различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет);
• знание и называние цвета, формы, величины предметов (с 2-2,5 лет)
СОСТОЯНИЕ СЛУХА: снижение слуха, N
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
• слуховое сосредоточение;
• ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого;
• локализация звука в пространстве (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение);
• дифференциация тембровой окраски и интонации голоса матери (или другого близкого человека) и чужих людей;
• узнавание своего имени (дифференциация своего и чужого имени);
• различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого;
• слуховое внимание к речи взрослого.
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ:
• знание и показ частей тела и лица;
• ориентировка в сторонах собственного тела;
• целостный образ предмета;
• дифференцирование пространственных понятий (справа —слева, выше — ниже, дальше — ближе, впереди — сзади, в центре);
• конструктивный праксис
IV. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• протекало с выраженной задержкой;
• протекало с задержкой;
• нормальное (по возрасту)
Время появления и особенности голосовых реакций:
• крик;
• гуление;
• лепет
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
• не понимает обращенную речь;
• понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное); выполняет простые речевые инструкции;
• понимание обращенной речи на бытовом уровне; выполняет сложные речевые инструкции;
• в полном объеме
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития:
• полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;
• произносит отдельные звуки, звукокомплексы;
• произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний;
• использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
2-й уровень речевого развития:
• пользуется простой фразой;
• аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги
употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития:
• пользуется развернутой фразой;
• недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и
управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения
4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность
N: пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
• проявляет склонность к эхолалии;
• наличие речевых штампов
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: не сформирован; сформирован недостаточно; сформирован (N)
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: нарушена, не нарушена, N
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения: искажения;
• усредненность гласных; недостаток произношения свистящих, шипящих, соноров, губно-губных, губно-зубных, средненёбных, заднеязычных, твердых согласных, звонких согласных;
• изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи;
• фонетический строй речи сформирован достаточно (N)
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков): замены; смешения
Фонематические процессы: нарушены, сохранны
• узнает неречевые звуки;
• различает высоту и тембр голоса (на звукоподражаниях);
• различает слова-паронимы (близкие по звуковому составу);
• различает и повторяет близкие слоги: ма-на, ба-па, да-та
Разборчивость речи:
• речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих;
• разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая;
• разборчивость речи не нарушена (N)
ДЫХАНИЕ:
• свободное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное;
• дифференциация носового и ротового выдоха
ГОЛОС:
• недостаточная сила голоса: тихий, слабый, истощающийся;
• нарушения тембра голоса: глухой, сдавленный, хриплый, назализованный, напряженный, дрожащий;
• сильный, звонкий (N)
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: нарушена, сохранна
Просодическая организация звукового потока:
мелодико-интонационная сторона речи: N
• нарушение интонационного оформления речи;
• отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный);
• слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный);
Темп речи: нормальный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание
Ритм речи: нормальный, растянутый, скандированный