Карта-схема комплексного обследования детей раннего возраста




I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

КОНТАКТ (эмоциональный, жестово-мимический, речевой):

• в контакт не вступает;

• контакт формальный (чисто внешний);

• в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет в нем заинтересованности;

• контакт избирательный;

• легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:

• пассивный, вялый, инертный;

• повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность;

• колебания настроения;

• активный, бодрый, деятельный

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) Невербальные:

• общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком;

• общение посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций;

• общение посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов

2) Речевые средства (различные высказывания)

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены):

• полное отсутствие навыков;

• частичное владение навыками;

• владение навыками с небольшой помощью взрослого;

• самостоятельное владение навыками

П. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩАЯ МОТОРИКА

Сформированность основных двигательных навыков:

• удержание головы;

• самостоятельное сидение;

• удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно);

• ходьба с поддержкой;

• самостоятельная ходьба

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:

• направление руки к предмету;

• захват предмета, его удержание в руке;

• простейшие манипуляции с предметами;

• свободное манипулирование предметами;

• дифференцированные движения пальцев рук;

• выделение ведущей руки (правая / левая)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА:

• неврологический синдром в мышцах и моторике артикуляционного аппарата (спастический парез, гиперкинезы, атаксия)

Лицевая мускулатура:

• гипомимия;

• тонус лицевой мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, N;

• сглаженность носогубных складок;

• оральные синкинезии;

• асимметрия лица;

• гиперкинезы лица

Губы: N, толстые/тонкие; наличие расщелины

• тонус губной мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, N;

• подвижность: губы малоподвижные/подвижные

Зубы: крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, N;

прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный

Твердое нёбо: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N

Мягкое нёбо: длинное/короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля

Движение нижней челюсти: открывание/закрывание рта; умение держать рот закрытым

Язык: толстый, маленький, узкий, раздвоенный, невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки

• тонус язычной мускулатуры: спастичность, гипотония, дистония, N;

• гиперкинезы языка;

• тремор языка;

• девиация (отклонение) языка в сторону

Объем артикуляционных движений языка:

• строго ограничен, неполный, снижение амплитуды артикуляционных движений; в полном объеме:

• умение удержать артикуляционную позу;

• способность к переключению;

• произвольное высовывание языка;

• подъем языка;

• боковые отведения (вправо/влево);

• пощелкивание;

• облизывание губ (круговые движения языка)

Глоточный и нёбный рефлексы: повышен, понижен, нормальный

Наличие патологических рефлексов орального автоматизма

(губной, хоботковый, поисковый, ладонно-ротоголовной и др.)

Вегетативные расстройства:

• гиперсаливация: постоянная, усиливающаяся при определенных условиях

Жевание: отсутствие жевания твердой пищи, затруднение жевания, N

Глотание: поперхивается, захлебывается при глотании; не нарушено

III. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ:

• отсутствие или крайне низкая познавательная активность и мотивация к деятельности;

• снижение познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности;

• недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности;

• ярко выраженная познавательная активность и мотивация

ВНИМАНИЕ:

• низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте);

• внимание неустойчивое, поверхностное; быстро истощается;

• внимание недостаточно устойчивое;

• длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) проявление интереса к игрушкам, избирательность, стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):

• интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует; в совместную игру со взрослым не включается; самостоятельной игры не организует);

• проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам;

• проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам

2) адекватность употребления игрушек:

• совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);

• игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением)

3) характер действий с предметами-игрушками:

а) неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно: постукивает, перекладывает, тянет в рот, сосет, бросает);

б) специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов;

в) предметные действия: использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;

г) процессуальные действия (с 1,5 лет);

д) игра с элементами сюжета (с 2 лет)

ЗАПАС ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ:

• отсутствует или крайне низкий;

• строго ограничен;

• несколько снижен;

• соответствует возрасту

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, нистагм, N

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

• зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки);

• прослеживание движущегося оптического объекта: фрагментарное, плавное;

• узнавание матери, различение близких и чужих людей;

• рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой;

• зрительное изучение удаленных предметов;

• узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу;

• дифференциация игрушек и однопредметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) — с 1,5 лет;

• рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках — с 1,5 лет;

• соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет);

• различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет);

• знание и называние цвета, формы, величины предметов (с 2-2,5 лет)

СОСТОЯНИЕ СЛУХА: снижение слуха, N

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

• слуховое сосредоточение;

• ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого;

• локализация звука в пространстве (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение);

• дифференциация тембровой окраски и интонации голоса матери (или другого близкого человека) и чужих людей;

• узнавание своего имени (дифференциация своего и чужого имени);

• различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого;

• слуховое внимание к речи взрослого.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ:

• знание и показ частей тела и лица;

• ориентировка в сторонах собственного тела;

• целостный образ предмета;

• дифференцирование пространственных понятий (справа —слева, выше — ниже, дальше — ближе, впереди — сзади, в центре);

• конструктивный праксис

IV. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

• протекало с выраженной задержкой;

• протекало с задержкой;

• нормальное (по возрасту)

Время появления и особенности голосовых реакций:

• крик;

• гуление;

• лепет

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:

• не понимает обращенную речь;

• понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное); выполняет простые речевые инструкции;

• понимание обращенной речи на бытовом уровне; выполняет сложные речевые инструкции;

• в полном объеме

ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)

1-й уровень речевого развития:

• полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;

• произносит отдельные звуки, звукокомплексы;

• произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний;

• использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)

2-й уровень речевого развития:

• пользуется простой фразой;

• аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги

употребляются редко; слоговая структура слов нарушена

3-й уровень речевого развития:

• пользуется развернутой фразой;

• недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и

управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения

4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность

N: пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:

• проявляет склонность к эхолалии;

• наличие речевых штампов

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: не сформирован; сформирован недостаточно; сформирован (N)

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: нарушена, не нарушена, N

ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения: искажения;

• усредненность гласных; недостаток произношения свистящих, шипящих, соноров, губно-губных, губно-зубных, средненёбных, заднеязычных, твердых согласных, звонких согласных;

• изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи;

• фонетический строй речи сформирован достаточно (N)

Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков): замены; смешения

Фонематические процессы: нарушены, сохранны

• узнает неречевые звуки;

• различает высоту и тембр голоса (на звукоподражаниях);

• различает слова-паронимы (близкие по звуковому составу);

• различает и повторяет близкие слоги: ма-на, ба-па, да-та

Разборчивость речи:

• речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих;

• разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая;

• разборчивость речи не нарушена (N)

ДЫХАНИЕ:

• свободное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное;

• дифференциация носового и ротового выдоха

ГОЛОС:

• недостаточная сила голоса: тихий, слабый, истощающийся;

• нарушения тембра голоса: глухой, сдавленный, хриплый, назализованный, напряженный, дрожащий;

• сильный, звонкий (N)

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: нарушена, сохранна

Просодическая организация звукового потока:

мелодико-интонационная сторона речи: N

• нарушение интонационного оформления речи;

• отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный);

• слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный);

Темп речи: нормальный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание

Ритм речи: нормальный, растянутый, скандированный




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: