СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ




Методические рекомендации

По написанию курсовой работы по междисциплинарному курсу (дисциплине)

Канаш – 2017

 

Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета

«____»__________ 20___ г.

Рассмотрено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии страховых и банковских дисциплин и междисциплинарных курсов

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Председатель предметно-цикловой комиссии: _______________________ /Николаева И.В../

Рассмотрено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии учетных дисциплин и междисциплинарных курсов

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Председатель предметно-цикловой комиссии: _______________________ /Теличева Н.В../

Рассмотрено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии финансоыых дисциплин и междисциплинарных курсов

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Председатель предметно-цикловой комиссии: _______________________ /Орлова И.И./

 

 

Содержание

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..4

2. ВЫБОР ТЕМЫ……………………………………………………………….4

3. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА………………………………………..5

4. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ….6

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………10

6. ОФОРМЛЕНИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………….11

7. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Курсовая работа по междисциплинарному курсу (дисциплине) является одним из основных видов учебных за­нятий и формой контроля учебной работы студентов.

1.2. Выполнение курсовой работы осуществля­ется по мере освоения междисциплинарного курса (дисциплины), в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профес­сиональной деятельности будущих специа­листов.

1.3. Целями курсовой работы являются систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по междисциплинарному курсу (дисциплине).

1.4. Курсовая работа представляет собой:

- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;

- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;

- проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

1.5. Курсовая работа по междисциплинарному курсу выполняется в сроки, определенные рабочим учебным планом по специальности.

1.6. Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1) выбор темы;

2) разработка рабочего плана;

3) сбор, анализ и обобщение материалов исследования;

4) организация выполнения курсовой работы;

5) оформление курсовой работы и её представление для проверки и получения отзыва;

6) защита курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Самостоятельная работа студента начинается с выбора темы курсовой работы, которая тре­бует вдумчивого подхода, осознания её актуальности избранной темы, её теорети­ческого и практического значения. Студент может выбрать любую из предлагаемых тем. Тема курсовой работы может быть предложена и самим студентом при условии обосно­вания им ее целесообразности

2.1. Тематика курсовых работ разрабатывается, рассматривается и принима­ется соответствующими предметно-цикловыми комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе филиала.

2.2. Темы курсовых работ должны соответствовать рабочим программам профессиональных модулей (учебных дисциплин).

2.3. Выбранная студентом тема курсовой работы после согласования с руководителем утверждается приказом директора филиала. Последующие изменения темы допускаются лишь в исключительных случаях по ходатайству самого студента или инициативе руководителя по заявлению на имя заместителя директора по учебно-методической работе. Конкретная тема курсовой работы дается лишь одному студенту учебной группы.

 

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА

3.1. Составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу, является следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.

3.2. При составлении ра­бочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нём оптимально сочеталось изложение, как теоретического материала, так и практического.

Одной из распространённых ошибок является одностороннее представление в рабочем плане и в курсовой работе выбранной темы, или студент сосредота­чивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, или, наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщения и выводы.

3.3. По объему курсовая работа должна быть не менее 20 и не более 30 страниц печатного текста.

3.3. По структуре курсовая работа состоит из:

- введения;

- основной части, которая состоит из 2 глав и параграфов;

- заключения;

- списка используемой литературы;

- приложений.

 

СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Подбор информационных материалов для написания курсовой работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, т.к. необходимо ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям по данной теме, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы.

Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов. В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме курсовой работы.

При исследовании фактических материалов следует разделять их на аналитические и иллюстративные. Аналитические материалы подвергаются обработке с применением математического аппарата, т.е. анализа цифровых показателей и служат основанием для выводов о наблюдаемых процессах и явлениях и формулировки предложений и рекомендаций. Иллюстративные материалы позволяют констатировать факты без обработки данных.

4.2. Изученный, проанализированный и обобщенный материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы. Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:

1. Работа должна быть выполнена на высоком теоретическом, правовом, грамматическом уровнях. Для этого студенту необходимо не только всесторонне изучить выбранную тему, ее теоретические, юридические и практические аспекты, но и важно учесть наличие в современной отечественной науке различных школ, по-разному трактующих отдельные вопросы, дать им соответствующую оценку.

2. В курсовой работе должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.

3. В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.

4. Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.

4.3. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследова­ния. При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

а) не допускается сплошное цитирование использованных материалов;

б) обработанный материал должен соответствовать установленным требовани­ям к объёму курсовой работы;

в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использован­ных источников.

4.4. Итогом этапа сбора, анализа и обобщения материала должна стать логически выстроенная модель кур­совой работы на основе теоретического и практического материала, раскрываю­щая сущность исследуемой проблемы и возможности её решения.

4.5. Ведение. В вводной части курсовой работы обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагаются известные подходы к ее раскрытию в литературе, цель исследования, его теоретическое и практическое значение, определение временных границ предмета темы. Обзор используемых источников и литературы должен содержать оценку их (положительную или отрицательную) автором в рамках исследуемой проблемы. Дается общая характеристика структуры работы.

Объем введения не должен превышать двух-трех страниц.

Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемые в следующем порядке:

1) актуальность исследования;

2) цели и задачи исследования;

3) объект исследования;

4) предмет исследования;

5) методологическая и теоретическая основа исследования;

6) информационная база исследования;

7) научная новизна исследования.

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы.

Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы «Учёт амортизируемого имущества в организации», объектом является «имущество».

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его фор­мулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, проте­кающий в системе, являющийся непосредственным предметом ис­следования. Например, в общей системе ценообразования может быть выделено ценообразование на услуги коммерческих банков; в отношениях между государством и обществом — природа материальных отношений как особой формы отношений.

Формулирование методологической и теоретической основы ис­следования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы. Так, например, в экономических исследованиях принято упоминать в качестве основы экономическую теорию, макро- и микроэкономику, управление экономикой, финансы и кредит, государственное регулирование, региональную экономику, экономическую статистику, программно-целевое планирование и управление и т. д.

Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод экспертных оценок и др. В данном подразделе вве­дения надо указать ученых (российских и зарубежных), которые занимались разработкой исследуемой проблемы.

К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:

а) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.п.;

б) статистические источники: отечественные и зарубежные статисти­ческие материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т.п.;

в) официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т.п.;

г) результаты собственных расчетов и т.п.

«Научная новизна исследования» играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д.

4.6. Основной текст. Основной текст курсовой работы разбивается на две главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает не легко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.

Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе.

Вторая глава раскрывает сущность исследования проблемы. В ней автор высказывает свое отношение к причинам, обусловившим реальное состояние исследуемого явления или процесса, выделяет положительные и отрицательные моменты в его развитии. При этом студент все излагаемые положения должен подкреплять результатами изучения и анализа примеров из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.

Также здесь может быть изучен опыт работы (в том числе личный) в области исследуемой проблемы или анализ практики действующего юридического лица.

4.7. Заключение. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовой работе. По возможности указывается их новизна и практическая значимость. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: