Классификация органов исполнительной власти
По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).
По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:
• органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.
По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.
По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.
По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).
По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.
Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г.
Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.
Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё вносятся изменения).
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
- Министерство обороны Российской Федерации
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств(упразднено по Указу Президента РФ от 08.09.2014 года № 613)- Федеральное агентство специального строительства
- Министерство юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральная служба судебных приставов
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (образована Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 157)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков(федеральная служба)(упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156)
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
- Федеральное архивное агентство (федеральное агентство) (введено по Указу Президента РФ от 04.04.2016 года № 151)
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
- Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство Российской Федерации по делам Крыма(образовано Указом Президента РФ от 31.03.2014 года № 190, упразднено Указом Президента РФ от 15.07.2015 № 368)
- Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное архивное агентство(подчинено Президенту РФ Указом Президента РФ от 04.04.2016 года № 151)- Федеральное агентство по туризму
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральное агентство по делам молодёжи
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное агентство по недропользованию
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Министерство регионального развития Российской Федерации(упразднено по Указу Президента РФ от 08.09.2014 года № 612)Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству(преобразовано в Министерство по Указу Президента РФ от 01.11.2013 года № 819)
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Федеральное агентство связи
- Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (образовано Указом Президента РФ от 12.05.2014 года № 321)
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Федеральное агентство по рыболовству
- Министерство спорта Российской Федерации
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (введено Указом Президента РФ от 01.11.2013 года № 819)
- Министерство транспорта Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Федеральное дорожное агентство
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
- Федеральная служба по труду и занятости
- Министерство финансов Российской Федерации
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (введена Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)
- Федеральная таможенная служба (введена Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора(упразднена Указом Президента РФ от 02.02.2016 года № 41)- Федеральное казначейство (федеральная служба)
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Федеральная служба по аккредитации
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- Министерство энергетики Российской Федерации
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по оборонному заказу(упразднена по Указу Президента РФ от 08.09.2014 года № 613)Федеральная миграционная служба(упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156)- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка(подчинена Министерству финансов РФ Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)Федеральная таможенная служба(подчинена Министерству финансов РФ Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)Федеральная служба по тарифам(упразднена Указом Президента РФ от 21.07.2015 года № 373)Федеральная служба по финансовым рынкам(упразднена Указом Президента РФ от 25.07.2013 года № 645)- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное космическое агентство(упразднено Указом Президента РФ от 28.12.2015 года № 666)- Федеральное агентство научных организаций (образовано Указом Президента РФ от 27.09.2013 года № 735)
- Федеральное агентство по делам национальностей (образовано Указом Президента РФ от 31.03.2015 года № 168)
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации(упразднено Указом Президента РФ от 02.02.2016 года № 40)
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО
По общему правилу большинство служб, агентств и министерств сгруппированы в трехзвенные подсистемы органов, где несколько служб и агентств по смежным сферам деятельности подчиняются головному министерству, ответственному за те же сферы отношений, но имеющему отличные от служб и агентств функции и полномочия (подробнее об этом будет сказано ниже). Однако не все службы и агентства имеют свои головные министерства. В ряде случаев службы и агентства непосредственно подчиняются Президенту РФ или Правительству РФ. Так, непосредственно Президенту России подчиняются Федеральная служба безопасности (ФСБ России) и Федеральная служба охраны (ФСО России). А в подчинении Правительства РФ непосредственно находятся, в частности, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральное агентство по рыболовству и др. Это обусловлено рядом причин, в частности спецификой сферы жизнедеятельности, требующей концентрации полномочий в одном органе, и нецелесообразностью распыления полномочий контроля, регулирования и управления в одной и той же сфере между несколькими органами.
Кроме Минздравсоцразвития России и Роструда компетенцией по решению ряда специальных вопросов профессиональной деятельности в отдельных сферах общественной жизни обладают некоторые другие федеральные министерства и ведомства (службы и агентства), в том числе ответственные за сферы транспорта, промышленности, образования и др.
Различие в названиях федеральных органов (министерства, службы, агентства) не случайно, оно подчеркивает различие в функциях и характере полномочий. По общему правилу основными функциями министерств являются разработка предложений по реализации, изменениям, коррекции, совершенствованию государственной политики в какой-либо сфере (образования, промышленности и т.д.), а также подготовка соответствующей нормативно-правовой базы — нормативных актов для оформления необходимых изменений и совершенствования государственной политики.
В функции государственных служб входят преимущественно вопросы контроля и надзора в установленной сфере. В качестве примера можно упомянуть Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и др.
Наконец, к функциям федеральных агентств отнесены вопросы оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в соответствующей сфере (например, государственными лесами, недрами, водными объектами и др.).
Однако в последнее время из этого общего правила распределения данных функций между министерствами, службами и агентствами все чаще делаются исключения. Так, некоторые министерства наряду с нормотворческими осуществляют контрольно-надзорные полномочия, а также полномочия по оказанию услуг и управлению имуществом.
Среди трех указанных видов органов особое положение занимают министерства, обладающие более высоким статусом. Это выражается и в том, что только федеральные министры по общему правилу могут являться членами Правительства РФ, и в том, что министерства имеют в ряде случаев контрольные полномочия в отношении подведомственных им служб и агентств, и в том, что они разрабатывают значительную часть нормативных актов для подведомственных им служб и агентств, и даже в том, что служащие министерств имеют более высокий уровень дохода по сравнению с работниками служб и агентств. Правда, бывают и исключения. Так, статус Федеральной службы безопасности приравнен Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" к статусу министерства, а директор ФСБ России является членом Правительства РФ наряду с прочими министрами.
Итак, согласно общему правилу разграничения функций министерств, служб и агентств Минздравсоцразвития России выполняет прежде всего функции разработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере своей компетенции, которая включает и вопросы политики в сфере профессиональной деятельности, в частности вопросы регулирования и управления в области трудовых отношений и занятости. В свою очередь, Роструд осуществляет функции контроля и надзора в данной области.
Основные функции и полномочия указанных Министерства и Службы определены и предоставлены им в соответствии с федеральными законами Правительством РФ. Сами функции и полномочия публичного управления, регулирования и контроля для федеральных органов власти могут устанавливаться только федеральными законами. Однако конкретное распределение этих функций между федеральными органами производится в соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Президентом РФ или Правительством РФ утверждаются положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти. Эти нормативные акты детализируют функции данного органа и сводят воедино весь перечень его основных полномочий, вытекающих из множества федеральных законов, регулирующих те сферы жизнедеятельности, которые передаются упомянутым выше Указом Президента РФ в ведение соответствующего министерства, службы или агентства.