РАБОТА НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА




Клиент всегда включается в работу по поводу какого-либо «голода» и предъявляет терапевту привычный способ поддержания себя в голодном состоянии. При этом терапевт оказывается для клиента питательным продуктом. Может также быть выявлено нарушение и выделительной функции клиента, когда клиенту стыдно, неловко кормить терапевта какой-либо информацией. Для иллюстрации работы на границе контакта можно использовать метафору, как маленький пингвиненок пытается съесть сырую рыбу. Пожует, пожует и отрыгивает ее взрослому пингвину. Тот пожует, пожует, и вот уже пища оказывается пригодной для пингвиненка. Так и клиент обращается к терапевту с какой-то информацией, а терапевт немного ее видоизменяет и возвращает обратно клиенту в более пригодном для употребления виде. Тот пожует, пожует и опять отрыгивает терапевту, мол не годится. А терапевт опять немного пожует, и - обратно клиенту. И так много раз... Что, очевидно, следует из этой метафоры, так это то, что терапевту нужно сформировать и натренировать специальный «терапевтический желудок», чтобы не отравиться ядом, которым его пытается накормить клиент. Попросту говоря, чем более терапевт является проработанным, чем больше он в курсе по поводу собственных проблем, тем более свободно он чувствует себя с клиентом. Чем меньше у него зона неосознаваемой тревоги — тем меньше шансов попасться в ловушку. Важно помнить, что терапевт является переходной фигурой в жизни клиента, предоставляющей клиенту возможность потренироваться в осознавании и изменении опыта. Так что и яд клиента, и деликатесы, которыми он пытается кормить терапевта, предназначены вовсе не ему, а реально значимым фигурам в жизни клиента.

Работу на границе контакта можно определить как диалог, в ходе которого поддерживается процесс удовлетворения межличностных потребностей клиента в беседе с терапевтом. Т.е. это диалог, в котором удается распознать и преодолеть остановки этого процесса, исследовать возможности клиента отстоять свои границы, предъявить свои интересы, отказаться от ядовитой для себя информации и т.д. Диалог — это всегда встреча двух феноменологии - терапевта и клиента. В данном случае фигурой диалога является способ клиента устраивать свой контакт, свою жизнь в контакте с окружающей средой, которой выступает терапевт. Если есть схема, технология разговора - он перестает быть открытым диалогом. Поэтому при работе на границе контакта терапевт всегда находится в ситуации неопределенности и вынужден осуществлять творческое приспособление к ситуации. Есть особая ценность терапевтического «незнания» как основы терапевтического любопытства. Психотерапевт может поддерживать процесс диалога в определенных рамках на протяжении длительного времени, но не может гарантировать его результат.

Несколько слов о понятии творческого приспособления. Творческое приспособление можно определить как процесс поиска нового решения в ситуации неопределенности в отсутствие заданного выбора. Понятие напряжения также необходимо, поскольку энергия творческого приспособления определяется «разностью потенциалов» между знанием и незнанием в зоне чистого интереса, любопытства, возбуждения. Способность к творческому приспособлению связана также с проявлениями конструктивной агрессии, но утрачивается, если на место возбуждения приходят тревога или страх. Способность к творчеству связана со способностью выдерживать напряжение ситуации неопределенности. Способность к творческому приспособлению зависит также от чувства юмора, умения быть смешным, азартным, играть в серьезные вещи. Набор этих качеств позволяет ребенку превращать беспокойство в любопытство и расти, развиваться в страшном и непонятном мире взрослых. Обращение к терапевту во многом связано с утратой способности к творческому приспособлению. Пациент - это тот, кто терпит нужду и голод. Его потребность не удовлетворена, поскольку архаический привычный способ ее удовлетворения больше не работает. Поддержка со стороны терапевта - это поддержка поиска клиента и поддержка его не целенаправленности. Сугубая серьезность терапевта может подтвердить худшие опасения клиента, а хорошая шутка - лучший помощник в терапии, шлюз, снижающий пафос драмы.

Работа на границе контакта - это постоянная работа с проекциями клиента, т.е. с его фантазиями, с его переносом в адрес терапевта и сопоставление этих фантазий с реальностью. Формирование терапевтических отношений, т.е. переноса в терапевтический контакт характерных для клиента способов переживания и действия, поддержание этого переноса с целью исследования этих способов и постепенное освобождение диалога от проекций клиента создает основу долгосрочной психотерапевтической работы. Клиент всегда попытается заставить терапевта играть по своим правилам. В каком-то смысле, если провести параллель с точкой зрения психоанализа, гештальт-терапевт выступает родителем «иного типа» или, проще говоря, «иным», т.е. живым человеком. Всегда встает вопрос: что делать терапевту со своими чувствами, возникающими в сеансе? Основа обращения психотерапевта со своими реакциями — это уважение и внимание терапевта к своей собственной феноменологии. Обучение психотерапии - это во многом обучение тому, как обходиться со своими реакциями и как встраивать их в терапевтический диалог в форме, доступной для клиента и с терапевтической пользой для него. Здесь очень мало от техник (подробнее об этом, а также о ресурсах эмоционального сопротивления терапевта и клиента см. статью Е.Калитеевской в сборнике «Гештальт-97», М., 1998).

Следует специально отметить отношение к сопротивлению клиента при работе на границе контакта. Сопротивление рассматривается здесь не как досадная преграда, которую необходимо сломить для достижения поставленных целей. Сопротивление - то же желание, только противоположное. В нем аккумулирована значительная часть энергии клиента. При работе на границе контакта терапевт поддерживает зону, в которой больше энергии. И если энергии больше в сопротивлении - стоит присоединиться к сопротивлению, чтобы освободить полюс желания. И, напротив, раскачивая полюс желания, есть риск усилить сопротивление. Сопротивление также может выступать как патологическое, фиксированное, прерывающее контакт, а может быть творческим, свободным и осознанным, отвечающим потребности настоящего момента. Например, без здоровой конфлюэнции было бы невозможно переживание удовлетворения или острого интереса. Без интроекции передача знаний оказалась бы невозможной. Проекция позволяет создать контакт с другим человеком, а ретрофлексии мы все обязаны всеми достижениями цивилизации. Работа на границе контакта помогает клиенту осознать, как он организует свой процесс, свою жизнь прямо сейчас - в контакте с терапевтом. «Здесь и теперь» он делает то же, что и всегда. Фигура настоящего всегда отражает целостное переживание своей жизни и всегда формируется в контексте актуальной потребности, выхватывая из картин прошлого и будущего соответствующие фрагменты. Меняя качество переживания в точке настоящего момента, мы меняем осмысление проживания своей жизни в целом - меняется не только настоящее, меняется также восприятие прошлого опыта и картина будущего. В этом магия гештальт-терапии.

Работа на границе контакта может быть условно разделена на два основных этапа — диагностический и экспериментальный.

Первая задача терапевта - помочь клиенту прояснить свою истинную потребность (Например, человек жалуется на то, что страдает от недостатка любви, однако, делает все, чтобы эту любовь не получить.)

В процессе работы терапевт всегда отмечает некоторые феномены, например, возросшее напряжение клиента при затрагивании болезненной для него темы, внезапное падение энергетики, изменение позы или тона голоса, непроизвольное изменение дистанции в адрес терапевта и т.д. Таким образом, первая составляющая работы терапевта - просто видеть, слышать, чувствовать и воспринимать очевидные вещи.

В диагностике происходящего терапевт может также использовать известные ему объяснительные схемы функционирования, а также объективные законы развития чувств. Например, если человек говорит, что чувствует обиду, уже не обязательно спрашивать его, злится ли он на того, на кого обижается, поскольку в переживании обиды всегда смесь любви и агрессии. Если демонстрируется лютая ненависть - значит, ищи привязанность. То же относится к диалектике желания и сопротивления, поскольку мы можем переживать желание сделать что-либо только если встречаем внутри себя сопротивление. Иначе все действия осуществлялись бы автоматически и не оставляли бы в нашей душе никакого следа. Имеет смысл помнить о том, что личность диалогична, «Я» представляет собой конгломерат противоположных сил, и значительная часть энергии блокирована в непредъявлением полюсе. Полезно также использовать свои знания о теории и функциях «self ». Например, если человек много и подолгу рассуждает о пользе какой-то терапевтической системы, сам он, вероятно опасается предъявлять свои индивидуальные эмоции. Есть еще известная всем «механика» различных видов сопротивления. Клиент, постоянно похлопывающий себя по коленке, вероятно, хочет поколотить кого-то или, возможно, мечтает, чтобы его отшлепали. В любом вопросе содержится информация о том, кто спрашивает.

Психоаналитическая работа официально построена на интерпретациях терапевта. Гештальт-терапевты могут интуитивно следовать интерпретациям, не осознавая этого. Отсутствие опоры на интерпретации в работе, а также вред терапевтических гипотез - это очередной миф о гештальт-терапии. Правда заключается в том, что гештальт-терапевт не может остановить поток своих собственных размышлений о клиенте и безусловно ведет себя в соответствии со своей интерпретацией или терапевтической гипотезой. В отличие от психоанализа с его системой вертикальной диагностики, где клиент оказывается жертвой интерпретации, в гештальт-терапии клиент - партнер в процессе поиска смысла происходящего и индивидуальное наполнение конкретным смыслом обсуждаемых понятий принадлежит ему (насколько различный смысл вкладывают разные люди в такое, например, распространенное словосочетание как «получение поддержки»). Однако, и терапевт не идиот, который только и делает, что следит за динамикой энергии в контакте, совершенно не пытаясь понять, о чем же с ним говорит клиент. Один из принципов диагностики в гештальте, гениальный в своей простоте, состоит в том, чтобы позволить себе воспринять очевидное. Более того, энергия живость и продуктивность терапевтических гипотез зависят от уважения и доверия терапевта к себе. Иногда чувства терапевта помогают ему уловить «тему» клиента. А если то, что клиент говорит, совершенно не «цепляет» терапевта - это может быть сигналом, что фигура процесса клиента расплывается и теряет свою энергичность.

Интерпретация в гештальт-терапии всегда индивидуальна, т.е. предназначена именно этому клиенту на основании данных его опыта и всегда субъективна, т.е. принадлежит конкретному терапевту с его набором характеристик и жизненных реалий. Интерпретация рождается каждый раз в единственном в своем роде диалоге. Индивидуальная интерпретация — это самая рискованная часть работы терапевта. Поведенческие реакции при фобии могут выглядеть одинаково, однако страх может быть различной природы: можно использовать страх для того, чтобы избавиться от ужаса несуществования, привязаться для получения заботы или симптом может быть средством извлечения выгоды. При работе на границе контакта важно, КАК все это предъявляется, КАК живет, КОГДА и КАК исчезает и ЧЕМ замещается. Преждевременные заключения ведут к многочисленным ошибкам. Поэтому интерпретация может выдаваться клиенту в форме образа, предлагаться для обсуждения, но не иметь вида окончательного диагноза.

Психоанализ ограничивается этапом диагностики. Однако прошлое проективно, и об одном и том же человек может из разных состояний вспоминать как о различных событиях. Психоанализ в своей основе - это исследовательский проект. Гештальт-терапия - это скорее педагогический проект, который базируется на утверждении: если ты хочешь изменить что-либо в своей жизни - сделай это прямо сейчас. Ничего нельзя изменить завтра. Эксперимент предполагает, что проблема клиента может быть представлена как действие, разворачивающееся здесь и теперь в терапевтическом сеансе. Зона эксперимента - это зона поиска, зона интереса. Это некая творческая пауза, где клиент, находясь в безопасных условиях, отпускает стандарты. Основная цель эксперимента - заставить двигаться застывший опыт клиента, чтобы способность к творческому приспособлению могла быть восстановлена. Важно упомянуть об экспериментах в рамках трансферентных отношений, когда терапевт побуждает клиента рисковать отношениями в малых дозах, проясняя реальность.

К терапевтическим экспериментам не относятся заранее продуманные упражнения, в одинаковой форме предлагаемые всем. Основой гештальт-эксперимента является индивидуальная интерпретация и выдвигаемая на ее основе терапевтическая гипотеза. Например, человек привычно игнорирует страх и с первых минут вовсю рассуждает. Внезапный переход терапевта на доверительный тон может вызвать настороженность. Следовательно, работать надо с безопасностью, выяснить у клиента, понимает ли он, где находится, с кем говорит. Эксперименты могут быть большие и маленькие, но это всегда интервенция со стороны терапевта. Например, если человек говорит о себе, не используя местоимение «Я», можно попросить его говорить от первого лица. Это небольшой эксперимент. А если клиент боится показаться смешным в глазах терапевта, то предложение терапевта, чтобы клиент придумал ситуацию, в которой смешно выглядел бы сам терапевт, может оказаться очень большим экспериментом и выявить полную беспомощность клиента, а может оказаться и не очень большим экспериментом. Катастрофические проекции в адрес участников группы, которые, как кажется клиенту, его отвергают, могут быть проверены реальной обратной связью и т.д.

В конце каждого сеанса работы терапевт выясняет состояние клиента и качество интеграции полученного опыта. Важно оставлять время на интеграцию. В тех случаях, когда терапия проводится в группе, есть дополнительная возможность групповой интеграции опыта. Как правило, чувства, не обозначенные клиентом, но активно влияющие на его состояние, «оседают» в группе и могут быть возвращены в процесс терапии путем эмоционального обмена между участниками группы.

Работа на границе контакта является областью гештальт-терапии, которая активно развивается как в практическом, так и в аналитическом ключе (см статьи Д.Хломова о динамической концепции личности в гештальт-терапии в сборниках Гештальт-96, Гештальт-98).

В рамках данной статьи остались нерассмотренными некоторые важные вопросы, имеющие прямое отношение к работе на границе контакта: рассмотрение параметров процесс-анализа построения и разрушения гештальта с точки зрения «кривой контакта», особенности терапевтических отношений в гештальт-терапии, и т.д. Четкое разведение и рефлексия двух разных стратегий работы гештальт-терапевта, описанных выше, представляется весьма важной для того, чтобы терапевт мог ясно осознавать свой выбор и его последствия, а также альтернативные возможности действий в терапевтической ситуации. При этом в практической работе деление на различные стратегии весьма условно, и терапевт может на протяжении одной сессии переходить от одной стратегии к другой.

Статья из сборника
Московского Гештальт Института
\\\"Гештальт 2000\\\"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: