Психофизиология проф.д-ти .




Психофизиологияраздел психологии, изучающий физио­логические основы протекания психических процессов, форми­рования состояний. Наряду с традиционными для психофизио­логии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в послед­ние годы развиваются новые направления исследований: соци­альная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофи­зиология профессиональной деятельности и др.

предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодей­ствует со многими смежными дисциплинами.

Психофизиология профессиональной деятельности — науч­но-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний сис­темный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасно­сти труда

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, на­правлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важ­ным качествам в наибольшей степени соответству­ют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профот­боре, выделяются психофизиологические качества и свойства. По­этому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;

2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширен­ные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в про­фессиональной и социальной адаптации и др.);

3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, на­правленных на выявление и устранение донозологических (не пе­решедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека.

4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготов­ки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы ком­пенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профес­сиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в про­цессе обучения. Перспективным является участие психофизиоло­гов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высо­котехнологичных отраслях промышленности (например, энерге­тике), на транспорте и в военном деле;

5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Дей­ственным направлением для разработки и организации мероприя­тий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опо­ре на методологию системного подхода к безопасности труда, при­менение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;

6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совмест­ной деятельности уделяется большое внимание в различных от­раслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофи­зиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-пси­хологической, психологической, психофизиологической) и важ­ном значении для совместной деятельности психофизиологичес­кой совместимости;

(В качестве индикаторов психологической совместимости можно выделить два основных критерия, а именно, психофизиологический и социально-психологический. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. При условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия для совместной деятельности. Психофизическая совместимость представляет собой синхронность психомоторных реакций, одинаковый темп выполнения действия, подобие членов команды по уровню возбуждения-торможения, инертности-подвижности, силы-слабости.)

 

 

7) психофизиологическое обоснование эргономических требо­ваний и рекомендаций по учету характеристик человека, его воз­можностей и ограничений при разработке технических средств де­ятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах спе­циалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта за­дача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утом­лением, стрессом), создание условий для повышения его надеж­ности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.

 

 

Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомер­ном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляю­щих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психиче­ского отражения в планировании и осуществлении деятельности (Б.Ф.Ломов, Н.Д.Завалова, В.А. Пономаренко, 1986). Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А. Н.Леонтьева на основе взглядов на сис­темность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включаю­щих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профес­сий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М.Зараковский, 1966; Е.М.Иванова, 2003; Е.А.Климов, 1988, В.Н.Пушкин, 1965; Г.В.Суходольский, 1988; В.Д.Шадриков, 1979 и др.).

 

 

Из методички Манухиной.

 

Режим труда и отдых операторов // Справочник по инже-

нерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машино-

строение, 1982. С. 323–328.

 

Деятельность человека осуществляется благодаря двум

тесно связанным способностям организма – дееспособности и

работоспособности.

Дееспособность – это способность формировать целесо-

образную деятельность, она создает качественную сторону

трудовой деятельности человека. Однако человек не может

выполнить ни одну качественно определенную целесообраз-

ную деятельность, не может достичь ни одной намеченной

цели, если при этом одновременно не включается его работо-

способность.

Работоспособность организма – это способность к пси-

хофизиологическому действию. Действие это может состоять

в превращении одного вида энергии в другой, в преобразова-

нии объекта из одного вида в другой, в переформулировании

словесного материала и т.д.

Для суждения о надежности работоспособности опера-

торов важное представление об изменении психологических

функций человека в процессе его работы. В период зарабаты-

ваемости происходит активизация большинства показателей

работоспособности оператора, за тем их стабилизация и по-

следующее снижение работоспособности вследствие утомле-

ния. Для сохранения работоспособности и здоровья операто-

ров в любых условиях и режимах работы должен поддержи-

ваться оптимальный с психофизиологической точки зрения

режим груда и отдыха, который во многом зависит от предела

работоспособности человека. Предел работоспособности – ве-

личина переменная Она зависит от многих факторов: типа

Роль функциональных состояний

в трудовой деятельности

 

нервной системы, общего здоровья, мотивации, соотношения

труда и отдыха, условий рабочей среды и т.д. Изменение ра-

ботоспособности во времени называют динамикой работоспо-

собности. Динамика работоспособности имеет несколько ста-

дий или фаз. Чтобы обнаружить и оценить стадии работоспо-

собности, применяют специальный метод – построение

кривой работоспособности. Этот метод широко используется

в практике НОТ, так как по особенностям кривой работоспо-

собности можно объективно установить состояние условий

труда, оценить режимы труда и отдыха и т.д. Кривой работо-

способности называют график изменения технико-

экономических и психофизиологических показателей, по ко-

торым можно судить о количественном и качественном уров-

не профессиональной деятельности и функциональном со-

стоянии исполнителя работ. Эта кривая строится так. Через

определенные отрезки времени (30 мин, 1 ч) замеряют у ис-

полнителя те или иные показатели его профессиональной

деятельности и (или) функционального состояния организма.

Для этой цели используют технико-экономические показате-

ли – значение переработки груза или выработки за 1 ч или 30

мин; время, затраченное на операцию или деталь, процент

брака, а также психофизиологические показатели – пульс,

кровяное давление, мышечную силу, тремор, частоту дыха-

ния, показатели внимания, время психической реакции и т.д.

Наиболее полно и точно кривая работоспособности может

быть получена, когда ее строят с использованием тех и других

показателей. Следует иметь в виду, что направление кривой

работоспособности определяется избранным показателем.

Поэтому кривые могут иметь различное направление, но при

этом выражают один и тот же физиологический смысл, харак-

терный для каждой стадии (фазы) работоспособности.

Первая стадия – это врабатывание или стадия нарас-

тающей работоспособности. Постепенное вхождение человека

в конкретную производственную работу происходит потому,

что на него оказывают влияние различные побочные факто-

ры, имевшие место до начала рабочей смены. Эта побочная

 

 

функциональная система, предшествовавшая трудовому про-

цессу, может устойчиво занимать мозг, она не сразу, а только

посте пенно уступает свое место господствующего акта для

основной функциональной системы, соответствующей трудо-

вой деятельности. В это время рабочие навыки неустойчивы,

непрочны, задержаны во времени, сопровождаются лишними

движениями. Затем вследствие упражнения навыков в ходе

работы технико-экономические показатели достигают макси-

мального уровня, начинается следующая стадия

Вторая стадия – устойчивая работоспособность на высоком

уровне. Ее характерным признаком являются высокие технико-

экономические показатели. Вместе с тем здесь имеет место сни-

жение напряженности физиологических функций, возникших в

первой стадии. Здесь основная функциональная система приоб-

ретает значение и свойства устойчивой доминанты.

Третья стадия получила название стадии развивающегося

утомления. На этой стадии уровень технико-экономических

показателей начинает снижаться, вместе с тем нарастает на-

пряженность физиологических функций. По своей сущности

стадия развивающегося утомления представляет собой обост-

ряющийся нейрофизиологический конфликт между основной

и восстановительной функциональными системами.

Рис. 1. Колебания работоспособности в течение суток

Роль функциональных состояний

в трудовой деятельности

 

Таким образом, в графическом изображении динамика

работоспособности в течение рабочего дня представляет со-

бой кривую с закономерными изменениями. Так, в стадии

врабатывания работоспособность нарастает в диапазоне от

нескольких минут до 2 ч. Далее, в стадии устойчивой работо-

способности, она устанавливается на высоком уровне и может

быть стабильной в пределах до нескольких часов. Наконец, в

стадии развивающегося утомления происходит снижение ра-

ботоспособности. Продолжительность этой стадии также ко-

леблется в пределах от нескольких минут до нескольких часов.

На основании кривых работоспособности устанавливаются

нормы времени на отдых и продолжительность работы.

В зависимости от вида работы рекомендуются следую-

щие ограничения ее продолжительности:

1. Задание, которое не требует высокого уровня двига-

тельных навыков и связано с многократным повторением

простых движений – не более 8 ч.

2. Очень длинное задание, в котором используются стан-

дартные приемы с умеренной ответственностью, – не более 8 ч.

3. Постоянная работа, тяжелая, с необходимыми переры-

вами – не более 6 ч.

4. Довольно ответственная работа, связанная с необходи-

мостью принимать решения на основе информации, меняю-

щейся случайным образом, – не более 4 ч.

5. Очень ответственная работа, но монотонная, требую-

щая исключительной точности движений и очень большой

скорости ответной реакции, причем времени на расслабление

не дается – не более 2 ч.

Во второй половине рабочего дня все три стадии повто-

ряются, но имеют свои особенности. Стадия врабатывания по

продолжительности короче, а уровень стадии устойчивой ра-

ботоспособности ниже, стадия развивающегося утомления

начинается раньше и уровень работоспособности снижается

более интенсивно. В некоторых случаях в конце рабочего дня

бывает не снижение, а возрастание работоспособности.

 

Работоспособность не остается постоянной и по дням

недели. Так, врабатыванне приходится на понедельник, высо-

кая работоспособность – на вторник, среду и четверг, а разви-

вающиеся утомление – на пятницу.

В течение суток работоспособность также изменяется

определенным образом. На кривой работоспособности, запи-

санной в течение суток, обнаруживаются три интервала, от-

ражающие колебания работоспособности (рис. 1). С 6 до 15 ч –

первый интервал, во время которого работоспособность по-

степенно повышается. Она достигает своего максимума к

10–12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором

интервале (с 15 ч до 22 ч) она снова повышается, достигая мак-

симума примерно к 18 ч, затем начинает уменьшаться к 22 ч.

Третий интервал (с 22 ч до 6 ч) характеризуется тем, что, на-

чиная с 22 ч, работоспособность существенно снижается и

достигает минимума около 3 ч, затем начинает возрастать, ос-

таваясь при этом ниже номинального уровня

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: