Психофизиология — раздел психологии, изучающий физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний. Наряду с традиционными для психофизиологии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в последние годы развиваются новые направления исследований: социальная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности и др.
предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодействует со многими смежными дисциплинами.
Психофизиология профессиональной деятельности — научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда
Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:
1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, направлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профотборе, выделяются психофизиологические качества и свойства. Поэтому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;
2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширенные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в профессиональной и социальной адаптации и др.);
3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение донозологических (не перешедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека.
4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы компенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения. Перспективным является участие психофизиологов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высокотехнологичных отраслях промышленности (например, энергетике), на транспорте и в военном деле;
5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Действенным направлением для разработки и организации мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опоре на методологию системного подхода к безопасности труда, применение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;
6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совместной деятельности уделяется большое внимание в различных отраслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофизиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-психологической, психологической, психофизиологической) и важном значении для совместной деятельности психофизиологической совместимости;
(В качестве индикаторов психологической совместимости можно выделить два основных критерия, а именно, психофизиологический и социально-психологический. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. При условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия для совместной деятельности. Психофизическая совместимость представляет собой синхронность психомоторных реакций, одинаковый темп выполнения действия, подобие членов команды по уровню возбуждения-торможения, инертности-подвижности, силы-слабости.)
7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта задача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утомлением, стрессом), создание условий для повышения его надежности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.
Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляющих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности (Б.Ф.Ломов, Н.Д.Завалова, В.А. Пономаренко, 1986). Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А. Н.Леонтьева на основе взглядов на системность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включающих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профессий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М.Зараковский, 1966; Е.М.Иванова, 2003; Е.А.Климов, 1988, В.Н.Пушкин, 1965; Г.В.Суходольский, 1988; В.Д.Шадриков, 1979 и др.).
Из методички Манухиной.
Режим труда и отдых операторов // Справочник по инже-
нерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машино-
строение, 1982. С. 323–328.
Деятельность человека осуществляется благодаря двум
тесно связанным способностям организма – дееспособности и
работоспособности.
Дееспособность – это способность формировать целесо-
образную деятельность, она создает качественную сторону
трудовой деятельности человека. Однако человек не может
выполнить ни одну качественно определенную целесообраз-
ную деятельность, не может достичь ни одной намеченной
цели, если при этом одновременно не включается его работо-
способность.
Работоспособность организма – это способность к пси-
хофизиологическому действию. Действие это может состоять
в превращении одного вида энергии в другой, в преобразова-
нии объекта из одного вида в другой, в переформулировании
словесного материала и т.д.
Для суждения о надежности работоспособности опера-
торов важное представление об изменении психологических
функций человека в процессе его работы. В период зарабаты-
ваемости происходит активизация большинства показателей
работоспособности оператора, за тем их стабилизация и по-
следующее снижение работоспособности вследствие утомле-
ния. Для сохранения работоспособности и здоровья операто-
ров в любых условиях и режимах работы должен поддержи-
ваться оптимальный с психофизиологической точки зрения
режим груда и отдыха, который во многом зависит от предела
работоспособности человека. Предел работоспособности – ве-
личина переменная Она зависит от многих факторов: типа
Роль функциональных состояний
в трудовой деятельности
нервной системы, общего здоровья, мотивации, соотношения
труда и отдыха, условий рабочей среды и т.д. Изменение ра-
ботоспособности во времени называют динамикой работоспо-
собности. Динамика работоспособности имеет несколько ста-
дий или фаз. Чтобы обнаружить и оценить стадии работоспо-
собности, применяют специальный метод – построение
кривой работоспособности. Этот метод широко используется
в практике НОТ, так как по особенностям кривой работоспо-
собности можно объективно установить состояние условий
труда, оценить режимы труда и отдыха и т.д. Кривой работо-
способности называют график изменения технико-
экономических и психофизиологических показателей, по ко-
торым можно судить о количественном и качественном уров-
не профессиональной деятельности и функциональном со-
стоянии исполнителя работ. Эта кривая строится так. Через
определенные отрезки времени (30 мин, 1 ч) замеряют у ис-
полнителя те или иные показатели его профессиональной
деятельности и (или) функционального состояния организма.
Для этой цели используют технико-экономические показате-
ли – значение переработки груза или выработки за 1 ч или 30
мин; время, затраченное на операцию или деталь, процент
брака, а также психофизиологические показатели – пульс,
кровяное давление, мышечную силу, тремор, частоту дыха-
ния, показатели внимания, время психической реакции и т.д.
Наиболее полно и точно кривая работоспособности может
быть получена, когда ее строят с использованием тех и других
показателей. Следует иметь в виду, что направление кривой
работоспособности определяется избранным показателем.
Поэтому кривые могут иметь различное направление, но при
этом выражают один и тот же физиологический смысл, харак-
терный для каждой стадии (фазы) работоспособности.
Первая стадия – это врабатывание или стадия нарас-
тающей работоспособности. Постепенное вхождение человека
в конкретную производственную работу происходит потому,
что на него оказывают влияние различные побочные факто-
ры, имевшие место до начала рабочей смены. Эта побочная
функциональная система, предшествовавшая трудовому про-
цессу, может устойчиво занимать мозг, она не сразу, а только
посте пенно уступает свое место господствующего акта для
основной функциональной системы, соответствующей трудо-
вой деятельности. В это время рабочие навыки неустойчивы,
непрочны, задержаны во времени, сопровождаются лишними
движениями. Затем вследствие упражнения навыков в ходе
работы технико-экономические показатели достигают макси-
мального уровня, начинается следующая стадия
Вторая стадия – устойчивая работоспособность на высоком
уровне. Ее характерным признаком являются высокие технико-
экономические показатели. Вместе с тем здесь имеет место сни-
жение напряженности физиологических функций, возникших в
первой стадии. Здесь основная функциональная система приоб-
ретает значение и свойства устойчивой доминанты.
Третья стадия получила название стадии развивающегося
утомления. На этой стадии уровень технико-экономических
показателей начинает снижаться, вместе с тем нарастает на-
пряженность физиологических функций. По своей сущности
стадия развивающегося утомления представляет собой обост-
ряющийся нейрофизиологический конфликт между основной
и восстановительной функциональными системами.
Рис. 1. Колебания работоспособности в течение суток
Роль функциональных состояний
в трудовой деятельности
Таким образом, в графическом изображении динамика
работоспособности в течение рабочего дня представляет со-
бой кривую с закономерными изменениями. Так, в стадии
врабатывания работоспособность нарастает в диапазоне от
нескольких минут до 2 ч. Далее, в стадии устойчивой работо-
способности, она устанавливается на высоком уровне и может
быть стабильной в пределах до нескольких часов. Наконец, в
стадии развивающегося утомления происходит снижение ра-
ботоспособности. Продолжительность этой стадии также ко-
леблется в пределах от нескольких минут до нескольких часов.
На основании кривых работоспособности устанавливаются
нормы времени на отдых и продолжительность работы.
В зависимости от вида работы рекомендуются следую-
щие ограничения ее продолжительности:
1. Задание, которое не требует высокого уровня двига-
тельных навыков и связано с многократным повторением
простых движений – не более 8 ч.
2. Очень длинное задание, в котором используются стан-
дартные приемы с умеренной ответственностью, – не более 8 ч.
3. Постоянная работа, тяжелая, с необходимыми переры-
вами – не более 6 ч.
4. Довольно ответственная работа, связанная с необходи-
мостью принимать решения на основе информации, меняю-
щейся случайным образом, – не более 4 ч.
5. Очень ответственная работа, но монотонная, требую-
щая исключительной точности движений и очень большой
скорости ответной реакции, причем времени на расслабление
не дается – не более 2 ч.
Во второй половине рабочего дня все три стадии повто-
ряются, но имеют свои особенности. Стадия врабатывания по
продолжительности короче, а уровень стадии устойчивой ра-
ботоспособности ниже, стадия развивающегося утомления
начинается раньше и уровень работоспособности снижается
более интенсивно. В некоторых случаях в конце рабочего дня
бывает не снижение, а возрастание работоспособности.
Работоспособность не остается постоянной и по дням
недели. Так, врабатыванне приходится на понедельник, высо-
кая работоспособность – на вторник, среду и четверг, а разви-
вающиеся утомление – на пятницу.
В течение суток работоспособность также изменяется
определенным образом. На кривой работоспособности, запи-
санной в течение суток, обнаруживаются три интервала, от-
ражающие колебания работоспособности (рис. 1). С 6 до 15 ч –
первый интервал, во время которого работоспособность по-
степенно повышается. Она достигает своего максимума к
10–12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором
интервале (с 15 ч до 22 ч) она снова повышается, достигая мак-
симума примерно к 18 ч, затем начинает уменьшаться к 22 ч.
Третий интервал (с 22 ч до 6 ч) характеризуется тем, что, на-
чиная с 22 ч, работоспособность существенно снижается и
достигает минимума около 3 ч, затем начинает возрастать, ос-
таваясь при этом ниже номинального уровня