Идейная структура романа 5 глава




ИДЕЯ ПОВЕСТИ «СОТНИКОВ»

Как уже отмечалось, изменив первоначальное название повести «Ликвидация» на «Сотников», автор перенес внимание читателя с событий на героя, однако следует обратиться к названию более подробно, чтобы лучше понять эволюцию замысла писателя. Из воспоминаний самого Быкова нам известно, что произведением, произведшим на него наибольшее впечатление в юности, был роман Фадеева «Разгром». Близость, не только ассоциативная, слов-понятий «ликвидация» и «разгром» очевидна, и хотя первое произносит полицай Стась, оно, следуя пафосу повести, приобретает высокий смысл, как и «разгром» у Фадеева. Дело в том, что эти слова в своем прямом значении имеют общее семантическое основание – «конец», но у Фадеева, как и позже у Быкова, они называют лишь фактический результат, выделяя его в контексте главных идей произведений. Так, четверо из пяти арестованных героев казнены, бывший старшина и партизан спасся и обрек себя на позорное и жалкое существование. Мысль Быкова состоит в том, что ликвидация как физическая смерть не означает границу жизни: Рыбак физически не умер, однако его будущее нельзя назвать жизнью. Иная перспектива жизни-смерти у остальных приговоренных. Еврейская девочка Бася умерла, оставив нам урок человечности; несчастная мать Демчиха – урок сострадания; староста Петр – урок гуманизма; Сотников – урок самопожертвования. Вспомните последние слова о лейтенанте Плужникове в романе Васильева «В списках не значился» (1974), говорящие об идее большой военной литературы рассматривать трагедию и подвиг народа в христианском контексте – «упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». Подтверждением этой тенденции служит фильм режиссера Ларисы Шепитько по повести «Сотников», названный «Восхождение» (1976), в котором в сцене казни кинематографическими средствами показаны евангелические образы и мотивы.

История Сотникова и Рыбака всегда понимается как представление ситуации нравственного выбора, выступающей в творчестве Быкова базовым сюжетообразующим идейным элементом. Ситуация выбора уже более 400 лет, со времен «Гамлета» Шекспира (1600) является определяющей в новой литературе, героем которой стала история человека как личности и ее завоевания – возможности не просто принять решение, не просто взвесить «за» и «против», но сделать выбор, действие качественного иного уровня. Среди героев русской литературы мы можем назвать героев, сделавших свой судьбоносный выбор: Татьяна Ларина, Чацкий, Печорин, Обломов, Катерина, Обломов, Базаров, Раскольников, Безухов, Иван Великопольский, Морозко, Григорий Мелехов, Корчагин и другие.

Вы обратили внимание, выбор героев Быкова называется нравственным выбором, как и для многих других литературных персонажей. Конечно, это определение носит принципиальный характер. Простой выбор бытового, например, характера очень важен для человека и его индивидуальной жизни, однако для большой литературы только тот выбор истинно значим для личности и всех, за которым стоит общая, жизнеутверждающая идея, он может делаться совершенно осознанно или приниматься потому, что нельзя поступить иначе. Рыбак тоже делает свой выбор, его поступок сродни страху Мечика из «Разгрома», так изменник пытается успокоить себя и ноющую совесть: он «хотя и чувствовал, будто виноват в чем-то, но старался себя убедить, что большой вины за ним нет. Виноват тот, кто делает что-то по своей злой воле или ради выгоды. А у него какая же выгода? Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить». И вот идея, определившая выбор Сотникова: «От нее уж он не отступится. Она, единственная, в самом деле зависела только от него и никого больше, только он полновластно распоряжался ею, ибо только в его власти было уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. Это была его последняя милость, святая роскошь, которую как награду даровала ему жизнь».

Высокая идея дает человеку бессмертие, это не следует понимать как дежурную пафосную фразу, как то, что идея переживает индивидуального человека и живет в следующих поколениях и плодоносит формами новой жизни. Поэтому разницу между выбором Сотникова и Рыбака можно выразить разницей в значении слов «жить» и «выжить».

1. Прочитайте фрагмент из повести «Сотников» и выполните задания.

- А там кто живет? - Рыбак показал рукой через огород, где за

островерхим тыном белела снежная крыша соседней постройки. Кажется, там

топили: ветер заносил во двор запах дыма и чего-то съестного.

- А Петра Качан. Он теперь старостой тут, - простодушно сообщила тетка.

- Да? Здешний староста? Ты слышишь? - Рыбак повернулся к Сотникову,

который, прислонясь к бревну, терпеливо стоял под стеной.

- Ну. Поставили старостой.

- Сволочь, да?

- А не сказать. Свой человек, тутошний.

Рыбак, помедлив, решил:

- Ладно, пошли к старосте. Он-то уж, наверно, побогаче тебя.

Они не стали искать стежку, подлезли под жердь в изгороди, перешли

засыпанный золой и картофельной кожурой огород и через дыру в старом тыне

пролезли во двор старосты.

Тут порядка было побольше, чем на соседнем дворе, во всем чувствовалась

заботливая рука хозяина. С трех сторон двор обступали постройки: изба,

сарай, легкий навес; у крыльца стояли сани с остатками сена в розвальнях -

верное свидетельство того, что хозяин находится дома. Под крышей сарая

высился ладный штабелек наготовленных, напиленных и поколотых дров.

Когда они еще переходили огород, Рыбак приметил в замерзшем окошке

тусклые отблески света - наверно, от коптилки - и теперь уверенно ступил

на скрипучие доски крыльца.

Он не стучал - дверь была не заперта, справиться с ней ему, сельскому

жителю, было привычно и просто: повернул на четверть оборота завертку, и

дверь, тихо скрипнув, сама растворилась. Он прошел в темные сени, вдыхая

полузабытые, густо устоявшиеся крестьянские запахи, осторожно повел рукой

по стене. Пальцы его наткнулись на какую-то залубеневшую от стужи одежду,

затем на дверную планку. Нащупав подле нее прокаленную морозом завесу, он

легко отыскал одинаковую во всех деревенских домах скобу. И эта дверь

оказалась незапертой, он потянул ее на себя и переступил высоковатый

порог, передавая скобу в холодные руки Сотникова.

На опрокинутой посреди стола миске горела коптилка, огонек ее испуганно

выгнулся от клуба холодного воздуха. Пожилой, с коротко подстриженной

бородой человек, сидевший за столом в наброшенном на плечи тулупчике,

поднял седую голову. На его широком, непривычно освещенном снизу лице

коротко блеснул недовольный взгляд, тут же, однако, и потухший под низко

опущенными седыми бровями.

- Добрый вечер, - со сдержанной вежливостью поздоровался Рыбак.

 

 

1). Назовите род литературы, которому относится данное произведение.

2). Какое историческое событие изображено в повести В.В. Быкова «Сотников»?

3). Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Петр Качан 1) станет предателем
Б) Сотников 2) не выдаст партизан
В) Рыбак 3) погибнет героем
  4) сумеет скрыться от полицаев

 

 

4). Как называется изображение внешности героя литературного произведения, служащее средством его психологической характеристики: «На его широком, непривычно освещенном снизу лице коротко блеснул недовольный взгляд, тут же, однако, и потухший под низко опущенными седыми бровями»?

 

5). Как называется средство художественной выразительности, образное определение:

«Когда они еще переходили огород, Рыбак приметил в замерзшем окошке

тусклые отблески света - наверно, от коптилки - и теперь уверенно ступил

на скрипучие доски крыльца»?

 

6).Укажите название средства иносказательной выразительности, основанного на уподоблении свойств неживого предмета живому: «На опрокинутой посреди стола миске горела коптилка, огонек ее испуганно выгнулся от клуба холодного воздуха».

 

7). В чем особенность психологизма В.В. Быкова, проявленная в приведенном фрагменте? Дайте развернутый ответ.

8). Как в повести В.В. Быкова «Сотников» раскрывается тема истинного героизма и какие произведения русской литературы близки повести «Сотников» в воплощении данной темы?

 

2. Как в повести «Сотников» воплотился авторский замысел: показать, что происходит с человеком, когда «возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно» (В.Быков)? Дайте развернутый ответ.

 

3. Объясните, опираясь на текст повести, о каком нравственном законе говорит критик И. Дедков: «Сотников, как и все лучшие герои писателя, хорошо чувствует неустранимое присутствие в мире нравственного закона и стремится следовать ему».

4. Выразите свое аргументированное согласие (несогласие) с утверждением критика: «В Рыбаке нет вероломства, и лишь нечеловеческие испытания войны... приводят героя повести к предательству; в иных условиях этого, вероятно, не произошло бы» (Л. Лазарев)

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

 

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН

(1918-2008)

Александр Исаевич Солженицын, русский писатель, публицист, общественный и политический деятель, вошел отечественную историю как личность, с которой в национальном сознании ассоциируется сложное переходное время страны от власти идеологии к современному состоянию, лауреат Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу следования традициям русской литературы». Солженицын родился в крестьянской семье на Северном Кавказе в 1918 г., он никогда не знал отца – Исая Семеновича Солженицына, - трагически погибшего за несколько месяцев до рождения будущего писателя, факт, явившийся своего рода предвестником его подвижнической жизни.

Первые 27 лет жизни Солженицына ничем не отличались от судеб обычного советского человека: школа, учеба в институте на физико-математическом отделении, война. Все, что делал молодой человек, отмечало его способности и ответственное отношение: он хорошо окончил школу, с отличием - институт, на фронте, куда он попал, несмотря на ограничения по здоровью, боевым офицером-артиллеристом за доблесть был награжден двумя орденами. Однако в феврале 1945 г., незадолго до окончания войны, был арестован и осужден за ведение дневника, что было запрещено, поскольку в нем слишком свободно высказывал свои мысли.

После ареста Солженицын отбывал восьмилетний приговор в колониях и лагерях Рыбинска, Подмосковья, Москвы, Казахстана. Заключение Солженицына также явилось типичным для многих советских людей явлением и закончилось оно в знаковом для страны 1953 году. Это был период прозрения и накопления тяжелых впечатлений, приобретения тягостного опыта в жизни Солженицына. После освобождения он работал над рядом замыслов больших художественных произведений, таких как «В круге первом», «Раковый корпус», «Август четырнадцатого» и другими. Еще во время отбывания наказания по приговору Солженицын пытался писать художественные произведения, хотя это было непросто в тех условиях; именно поэтому он вышел на свободу сложившимся писателем.

Дебют Солженицына состоялся в журнале «Новый мир» в начале 1960-х гг. Благодаря поддержке главного редактора журнала Твардовского были опубликованы рассказы, сразу принесшие известность писателю своей смелостью, политической остротой, а главное тем, что они открыли новый период в русской советской литературе - период освобождения от идеологического диктата и замалчивания правды. Это были ставшие классическими рассказы «Один день Ивана Денисовича» (1962), имевший первоначальное название «Щ-854», данное по лагерному номеру героя – заключенного сталинского лагеря; «Матренин двор» (1963), идея которого была отчетливо выражена в предложенном автором журналу названии – «Не стоит село без праведника»; «Случай на станции Кречетовка» (1963) о трагической, но типичной на войне ошибке следственных органов, приведшей к отправке на смерть задержанного бойца.

В 1958-1968 гг. Солженицын создает труд, сыгравший огромную роль в общественно-политической жизни страны и сознании нации, - «Архипелаг Гулаг. Опыт художественного исследования». Это произведение, выполненное в документально-публицистической форме, посвящено открытию правды о репрессивной роли и практики системы лагерей, покрывшей, как зловещая паутина гигантской сетью всю страну. Конечно, публикация «Архипелага Гулага» была невозможна те годы в СССР и состоялась в Париже в 1973 г., после чего Солженицын был лишен советского гражданства и выслан из страны. В изгнании писатель провел 20 лет, затем после распада СССР и образования российского государства в 1994 г. вернулся на родину.

После возвращения Солженицын в своей деятельности был особенно сосредоточен на общественно-политических вопросах, в центре которых были идеи строительства новой российской истории.

1. Одну из своих статей о Солженицыне протоирей А. Шмеман назвал «Зрячая любовь». Раскройте суть этой метафоры, опираясь на известные вам произведения Солженицына.

 

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»

(История создания, жанр, содержание)

Солженицын работал над произведением «Архипелаг ГУЛаг» в течение 10 лет: с 1958 по 1968 гг., однако эта датировка нуждается в уточнении, поскольку содержание будущего произведения вбирает и факты, и впечатления лагерного периода жизни самого автора, которые, безусловно, можно считать материалом книги, жанр которой он определил как «художественное исследование». Это определение учитывает сложный состав произведения: документально-историческая основа и свидетельства очевидцев, с одной стороны, и их художественное представление – с другой. При этом важно понимать сочетание художественного, историко-мемуарного и публицистического в изложении фабулы произведения, следовательно, термин роман применительно к нему употребляется в особом смысле – это история народа, его жизни и страдания, и авторское переживание, являющееся эмоцией, скрепляющей все повествование.

Книга «Архипелаг ГУЛаг» не содержит сколько-нибудь традиционного романного сюжета, т.е. не основана на цельном сюжете. Тем не менее, в истории мировой литературы есть произведения, содержание которых составляет описание жизни людей в каком-то замкнутом пространстве, месте, в котором царят особые законы. В русской классической литературе таким местом оказывается, например, российский остров, изображенный Чеховым в книге «Остров Сахалин» (1893). На это произведение в свою очередь оказала влияние повесть Достоевского «Записки из мертвого дома» (1861), а объединяет подобные произведения общая жанровая форма – очерки, записки.

Содержание и состав книги Солженицына определяет замысел, характер работы над ней и само название. «Архипелаг ГУЛаг» - название, образованное из двух частей: географический термин (группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение) и аббревиатура, обозначающая государственный репрессивный институт власти (ГУЛаг - главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений). Эта организация существовала в 1930-1960 гг., тем не менее, повествование о формировании этой системы автор начинает с 1918 г., начала красного террора. Итак, в названии произведения соединяются, с одной стороны, метафора зловещей паутины карательной системы и реальное административно-политическое учреждение – с другой. Сочетание условного и реального в названии позволило показать фантастический мир, которому на Земле не может и не должно быть места, но которое удивительным образом воплощено в реальности. Благодаря этому приему достигается художественный эффект, делающий книгу истинно гуманистическим произведением. Все сказанное подтверждает справедливость авторского определения жанра – исторически-художественное исследование.

Солженицын приступил к работе над написанием «Архипелага ГУЛага» в 1958 г., и в первые годы работы основывался преимущественно на документальных источниках и личном опыте. Однако после публикации в 1962-63 гг. его рассказов, главными темами которых были репрессии, лагеря, убогая жизнь народа, к писателю пришла всесоюзная известность, и ему стали передавать многочисленные личные материалы от жертв, очевидцев, свидетелей произошедших событий. Эти свидетельства расширили географию повествования, насытили его людскими судьбами, что было несказанно важно, поскольку многие жители СССР даже не подозревали об истинной сути и масштабах репрессий. Эту своего рода коллективную биографическую основу книги «Архипелаг ГУЛаг» составили реальные истории приблизительно 227 - 257 бывших заключенных.

Произведение создавалось тайно, поскольку иначе работу над ним могли попросту остановить насильно. Закончено оно было 2 июня 1968 г. Судьба рукописи в первые годы после окончания была драматической. О разрешении публиковать ее речь не шла, напротив, власть стремилась заполучить ее, чтобы сделать это невозможным. В результате Солженицын принял решение публиковать рукопись заграницей, и первый том «Архипелага ГУЛаг» впервые вышел в Париже в 1973 г.

В Советском Союзе «Архипелаг ГУЛаг» частично был опубликован в 1989 г. в журнале «Новый мир», № 7-11. Солженицын придавал первой публикации большое значение и тщательно отбирал наиболее показательные для всего произведения главы. В следующем, 1990 г., книга вышла впервые вышла полностью. В новой российской истории этот монументальный труд издавался неоднократно, и писатель на протяжении всех возвращался к нему, дорабатывая и внося незначительные, но необходимые изменения.

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»

(Состав, композиция, идея)

Повествование о ГУЛаге строится в такой последовательности, чтобы создать объемлющую картину репрессий и насилия над людьми, уничтожения жизней и ломки судеб. Основные художественные принципы книги таковы: сочетание общего и личного в представлении пенитенциарной системы ГУЛага; изображение географической карты ГУЛага, т.е. распространенность системы по стране; изображение наиболее впечатляющих случаев насилия над людьми; включение исторического периода официального существования ГУЛага в более широкий исторический контекст.

Книга «Архипелаг ГУЛаг» состоит из семи частей; сведенные вместе, их названия дают представление не только о масштабе, но и идее произведения:

Часть первая — ТЮРЕМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Часть вторая — ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Часть третья — ИСТРЕБИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ

Часть четвертая — ДУША И КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА

Часть пятая — КАТОРГА

Часть шестая — ССЫЛКА

Часть седьмая — СТАЛИНА НЕТ

 

Автор начинает повествование с представления репрессивной политики в государстве как основы бесперебойного функционирования огромной бездушной машины, называя эту систему точным определением – «промышленность». Органичной здесь оказывается ассоциация с жертвами, приносимыми, согласно Библии, языческому божеству Молоху. Первая часть становится введением в вывернутый наизнанку мир. Автор, подобно Вергилию в «Божественной комедии» Данте, проводит читателя от ареста до заключения. Рассказ при этом ведется в трех ракурсах: общем, касающемся всех, лично-биографическом и философском. Двенадцать глав первой части демонстрируют полную картину «тюремной промышленности» как системы, состоящей из шести компонентов: арест, следствие, закон, приговор, расправа, тюрьма.

Вторая часть произведения – «Вечное движение» - построена по принципу романа-путешествия. Прочитав названия глав этой части, мы поймем, что писатель прибегает к стилевому приему пародии, чтобы подчеркнуть противоестественность тюремной практики, которая, как щупальца спрута, распространяется во все уголки страны-архипелага («Корабли архипелага» - «Порты архипелага» - «Караваны невольников» - «С острова на остров»). Вторая часть призвана также очертить границы архипелага, показать его географию, и главное – безостановочность его античеловеческого существования.

Третья часть - «Исправительно-трудовые», - состоящая из 22 глав и подробно, всесторонне описывающая лагерный быт, обнажает ведущую «строительную» стратегию книги – повествование организовано по концентрическому принципу, когда каждая следующая часть все более погружает читателей в мир архипелага: если в первой части рассказывается предыстория заключения, во второй – путешествие на архипелаг, то в третьей – жизнь архипелага, которую можно назвать квазижизнью, настолько она искажает естественную жизнь человека. Показательно в том плане название второй главы - «Архипелаг возникает из моря», - передающее известный эффект морского путешествия, когда после долгого странствия перед глазами появляется земля. И дальше автор заселяет эту землю обитателями страны ГУЛаг, особой нацией, которую составляют зэки (глава 19). По замыслу книги и читатель должен стать словно ее жителем, будучи вовлеченным в описываемое благодаря силе и воздействию авторского пафоса.

В центре книги оказывается главная для проблематики произведения оппозиция, вынесенная в название его четвертой, срединной части – «Душа и колючая проволока». В первых двух главах этой части ставится принципиальный вопрос времени: «может быть, мы, современники, не понимаем сурового, но справедливого закона истории»? – сомнение, свойственное и молодому Солженицыну, верившему в советскую власть и ее правду. Поэтому эта часть открывается главой «Восхождение», хотя автор переводит проблему в иную, нравственную плоскость, говоря о восхождении как о душевном озарении. Название второй главы вносит полемическую интонацию по отношению к первой - «Или растление?». В третьей главе «Замордованная воля» автор анализирует психологический, душевный ущерб, наносимый заключенным лагерным существованием. Читая эти главы, обратите внимание, что писатель не согласен с позицией, что человек в лагере растлевается полностью в отличие от заключения в тюрьме, где возможно нравственное восхождение. В конце четвертой части в качестве иллюстрации тому приводятся несколько судеб заключенных.

Пятая часть книги представляет лагерную жизнь как аналог каторги, только несравненно более жестокой, убивающей всякую надежду заключенного. Автор пишет о четырех возможных способах сопротивления и в 12 главах подробно рассказывает о том, как к ним прибегали обреченные. Первые два – протест и голодовка – могут, как свидетельствует писатель из своего опыта, быть действенны только в случае, когда есть возможность апеллировать к общественному мнению, для чего нужна хотя бы какая-нибудь гласность. Приводя известные попытки побега, Солженицын показывает их бесперспективность, когда даже удачное начало заканчивалось полным крахом. И последний, крайний случай сопротивления, выплескивается в мятеже. Ярчайшим примером такого мятежа писатель заканчивает часть «Каторга» - главой «Сорок дней Кенгира», намеренно выделяя число 40, включая это трагическое событие в Евангельский контекст.

В двух последних частях книги – «Ссылка» и «Сталина нет» - автор, обращается, прежде всего, ко времени 50-х гг., описывая свое пребывание по приговору на поселении после лагеря в городе Экибастуз и ситуацию освобождения страны от Сталина. Но в обоих случаях он постоянно возвращается назад в прошлое. Повествуя о своей ссылке, Солженицын переходит к описанию истории ссылок и переселений начиная с первых лет советского государства и делает это для того, чтобы предостеречь читателя от мысли, что испытания закончились, и если не быть бдительными, они могут вернуться в нашу жизнь. Что же касается Сталина, то, по мысли писателя, его физический уход вовсе не означает, что сама система репрессий и насилия исчезла вместе с ним.

Наиболее ценным для читателя можно считать главную мысль Солженицына: чтобы прошлое не стало будущим, о нем необходимо знать.

1. «Архипелаг ГУЛАГ» имеет подзаголовок: опыт художественного исследования. Раскройте особенности этого жанра, опираясь на текст произведения.

2. Покажите, как в «Архипелаге» раскрывается нравственно-философская проблема, сформулированная Солженицыным: «Если б это было так просто! — что где-то есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека… Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце — неискоренённый уголок зла».

3. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и ответьте на вопросы.

А теперь я ввожу за собой смершевцев в белокупольный круглый верхний вестибюль метро «Белорусская_радиальная», он залит электричеством, и снизу вверх навстречу нам двумя параллельными эскалаторами поднимаются густо уставленные москвичи. Они, кажется, все смотрят на меня! они бесконечной лентой оттуда, из глубины незнания — тянутся, тянутся под сияющий купол ко мне хоть за словечком истины — так что ж я молчу??!..

А я — я молчу ещё по одной причине: потому, что этих москвичей, уставивших ступеньки двух эскалаторов, мне всё равно мало — м а л о! Тут мой вопль услышат двести, дважды двести человек — а как же с двумястами миллионами?.. Смутно чудится мне, что когда-нибудь закричу я двумстам миллионам...

А пока, не раскрывшего рот, эскалатор неудержимо сволакивает меня в преисподнюю.

1). Объясните, почему автор утверждает, что ему мало двухсот москвичей для того, чтобы рассказать правду.

2). Объясните аллегорический смысл образов: белый купол, эскалатор.

 

4. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и ответьте на вопросы.

...И как же? как же устоять тебе? — чувствующему боль, слабому, с живыми привязанностями, неподготовленному?.. Что надо, чтобы быть сильнее следователя и всего этого капкана? Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречён на гибель — сейчас или несколько позже, но позже будет даже тяжелей, лучше раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие умерли для меня — и я для них умер. Тело моё с сегодняшнего дня для меня — бесполезное, чужое тело. Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны.

И перед таким арестантом — дрогнет следствие!

Только тот победит, кто от всего отрёкся!

Но как обратить своё тело в камень?

1). Какую роль в этом фрагменте играют риторические вопросы и восклицания? К кому обращается автор?

2). С какой целью автор использует антитезу «тело»-«дух»?

 

5. Проинтерпретируйте приведенный ниже фрагмент текста. Что Солженицын вкладывает в понятия «милосердие» и «доброта»?

Рассказывает Наталья Постоева, что как-то вела её на допрос бесстрастная, немая, безглазая выводная — и вдруг где-то рядом с Большим Домом стали рваться бомбы, казалось — сейчас и на них. И выводная кинулась к своей заключённой и в ужасе обняла её, ища человеческого слития и сочувствия. Но отбомбились. И прежняя безглазость: «Возьмите руки назад! Пройдите!» — Конечно, эта заслуга невелика — стать человеком в предсмертном ужасе. Как и не доказательство доброты — любовь к своим детям («он хороший семьянин», часто оправдывают негодяев).

6. Прочитайте приведенный ниже фрагмент. Объясните смысл последней фразы. Приведите примеры из книги «Архипелаг ГУЛАГ», иллюстрирующие эту нравственно-философскую идею автора.

Это вот какие были люди. К Елизавете Цветковой в казанскую отсидочную тюрьму в 1938 пришло письмо пятнадцатилетней дочери: «Мама! Скажи, напиши — виновата ты или нет?.. Я лучше хочу, чтоб ты была не виновата, и я тогда в комсомол не вступлю и за тебя не прощу. А если ты виновата — я тебе больше писать не буду и буду тебя ненавидеть». И угрызается мать в сырой гробовидной камере с подслеповатой лампочкой: как же дочери жить без комсомола? как же ей ненавидеть советскую власть? Уж лучше пусть ненавидит меня. И пишет: «Я виновата... Вступай в комсомол».

Ещё бы не тяжко! да непереносимо человеческому сердцу: попав под родной топор — оправдывать его разумность. Но столько платит человек за то, что душу, вложенную Богом, вверяет человеческой догме.

7. Приведите примеры из известных вам литературных произведений, подтверждающие следующее суждение Солженицына: «Наверно, придумало человечество ссылку раньше, чем тюрьму. Изгнание из племени ведь уже было ссылкой. Соображено было рано, как трудно человеку существовать, оторванному от привычного окружения и места. Всё не то, всё не так и не ладится, всё временное, ненастоящее, даже если зелено вокруг, а не вечная мерзлота».

8. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и ответьте на вопросы.

Сажать стараются в скрытом месте, чтоб меньше видели вольные, но иногда посадят неловко прямо на перроне или на открытой площадке (в Куйбышеве так). Вот здесь — испытание для вольных: мы-то разглядываем их с полным правом, во все честные глаза, а им на нас как поглядеть? С ненавистью? — совесть не позволяет (ведь только советские писатели и журналисты верят, что люди сидят «за дело»). С сочувствием? с жалостью? —а ну-ка фамилию запишут? И срок оформят, это просто. И гордые свободные наши граждане опускают свои виновные головы и стараются вовсе нас не видеть, как будто место пустое. Смелей других старухи: их уже не испортишь, они и в Бога веруют, — и, отломив ломоть хлеба от скудного кирпичика, они бросают нам. Да ещё не боятся бывшие лагерники, бытовики конечно. Лагерники знают: «Кто не был — тот побудет, кто был — тот не забудет» — и смотришь, кинут пачку папирос, чтоб и им так кинули в их следующий срок. Старушечий хлеб от слабой руки не долетит, упадёт наземь, пачка крутнёт по воздуху под самую нашу гущу, а конвой тут же заклацает затворами — на старуху, на доброту, на хлеб: «Эй, проходи, бабка!» И хлеб святой, преломленный, остаётся лежать в пыли, пока нас не угонят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: