Драматические представления (на основе фольклорного драматургического текста) – Фольклорный театр




Вопрос №6. Зрелищно-игровые формы народной культуры

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью народных гуляний. Фольклорный театр в широком смысле непрофессионален, однако, в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи – древнерусские народные актеры-профессионалы.

Скоморохи делятся на оседлых и походных (странствующих) скоморохов. Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках (игра на музыкальных инструментах, пение, пляска). Походные скоморохи обычно выступали в дни народных гуляний. С ними связывают появление и развитие театра Петрушки и Медвежью потеху.

Судьба скоморохов была во многом определена указом Алексея Михайловича, о запрете их деятельности – жесточайшее гонение на скоморохов, выселение на окраины города.

Но любовь к игрищам с ряжеными, к медвежьей потехе была в народе столь велика, что ни церковные гонения, ни княжеские и царские запреты не могли отвадить народ от традиционных зрелищ.

 

 

Этапы зарождения зрелищных форм народной культуры

Игрищный этап (дотеатральные формы)

· Ряжение

· Обрядовые действия

· Народно-праздничные игрища

· Народные игры

 

Фольклорный театр уходит конями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников – особенно, ряжение в дни святок.

Самые древние персонажи ряжения – животные и страшилища, старик и старуха. Рядились: медведем, козой, конем, журавлем, смертью, покойником и пр. Ряженые ходили из дома в дом, где собиралась молодежь, и разыгрывали незамысловатые сценки.

Кстати, о козе. Коза на Руси была символом плодородия. Поэтому часто на Святки (перед Рождеством) ряженые приходили в дом с козой (переодетым человеком). Через некоторое время коза падала и «умирала». Все делали вид, что очень расстраивались из-за случившегося, но вдруг коза вскакивала и, как ни в чем не бывало, начинала скакать. Это важный символ возрождения природы в новом году после зимы (на время которой природа «засыпает» или «умирает»). Эта сценка показывалась в каждом доме, как пожелание хорошего урожая и достатка. (По сути, это древняя земледельческая магия)

Кроме того, ряженые могли изображать трудовые процессы: пахоту (деревянной сохой пахали снег), сев (сеяли в избе по нанесенному снегу пепел или золу), забой скота («кололи быка», разбивая крынку на голове ряженого быком). Эти действия имели также свою магию воздействия на будущий урожай.

Это происходит потому, что изначально, живя на лоне природы, человек не только любил, но и боялся ее, поэтому стремился показать ей свое поклонение, вымолить помощь.

Ряжение так же были и на свадьбе. Значительная часть персонажей и игровых эпизодов свадьбы связана с магией свадебного обрядов, его символикой. В некоторых местностях нашей страны рядились на Масленицу.

В календарных обрядах – символическая фигура Масленицы, Русалки, Березы, Костромы, Купалы, разыгрывание с ними сценок, ряжение.

С потерей магического значения обряд превращался в игру.

 

 

Драматические представления (на основе фольклорного драматургического текста) – Фольклорный театр

 

Почему «Фольклорный театр» и «Народный театр» - не одно и то же?

Фольклорный театр – исконное народное театрально-драматическое искусство. А Народным театром можно называть и любительские театры «для народа», организованные в XIX – XX веках в России для рабочих, солдат и крестьян. Это уже более поздняя театральная самодеятельность.

 

К фольклорному театру можно отнести:

· Балаган

· Раек

· Театр Петрушки

· Вертеп

· Народная драма

 

 

До XVII века городские праздники полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах – ряженые на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели, завивание венков и хороводы.

С XVIII века (приход к власти Петра I) все изменилось. Произошло социальное расслоение культурных традиций – высшее общество ориентировалось на Запад, городские низы ощущали потребность в своем искусстве – благодаря этому начал формироваться городской фольклор.

В 1702 г. На Красной площади Петр воздвигает «комедийную хоромину» - первый публичный театр (который должен был раскрывать смысл деяний преобразователя).

Во второй четверти XVIII в. в России были организованы придворный, школьный, городской демократический и устный народный театры.

При Петре проводятся уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, пародийные обряды, где отчасти использовались традиции народного святочного и масленичного ряжения.

Характерен для XVIII века наплыв в страну иностранцев – в частности бродячих актеров, которые познакомили население с европейским ярморочным искусством.

Возникают новые жанры русского фольклора, пользуются большим успехом уже известные: раек (или потешная панорама), балаганы, вертеп, медвежья комедия, театр Петрушки (Знать описание каждого вида театра – см. конспект)

Поскольку скоморохи, шуты, раешники и пр. разыгрывали сцены «на злобу дня», часто шутки были злыми, высмеивающими власть, выходящими за рамки цензуры. Однако власть не могла взять под контроль народные гулянья, и в конце 19 века стала накладывать ограничения на ярморочное искусство, ярмарки выносят за пределы города. Благодаря этому, к XX веку гулянья затихают, а потом и прекращают свое существование.

 

Параллельно с городским фольклором в крестьянской среде бытовала «народная драма».

 

В народной драме фигурируют те же персонажи ряжения: старик и старуха, цыган, конь, бык, покойник и пр., позднее появляется лекарь, слуга, староста, барин (сначала просто глупый, а потом мнимый, голый, пьяный – разорившийся).

Часто диалоги персонажей кочевали из одного произведения в другое – как особо полюбившиеся.

Обычно драмы разыгрывались на Святках, иногда на Масленицу. Актеры, подобно ряженым, ходили по домам, «испрашивая» разрешение и разыгрывали короткие сценки или более сложные пьесы в окружении толпы зрителей (нет сцены), зачастую вовлекаемых ими в действо. (Это особенность). Такие представления становились настоящими событиями.

Костюмированы и загримированы подобно ряженым.

Участники представлений (обычно молодые люди) могли собираться на репетиции, где лучшие знатоки текста разучивали с ними (с голоса) реплики и монологи.

Наиболее распространенные народные драмы:

· Бытовые сатирические: «Барин» (Мнимый барин), «Пахомушка», «Маврух», «Деревенский староста».

· Героико-романтические: «Лодка», «Царь Максимилиан»

(Прочитать все – они короткие)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: