МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра «Мировая экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
Микроэкономика
Уровень профессионального образования:
высшее образование – бакалавриат
Форма обучения: заочная
Тула 2015
Методические указания по выполнению контрольно-курсовой работы составлены доц. к.э.н. Агеевой И.С. и обсуждены на заседании кафедры «Мировая экономика»протокол № 3 от 18 марта 2015 г.
Зав. кафедрой МЭ В.И. Белоцерковский
Общие требования к выполнению контрольно-курсовых работ
Контрольная работа, выполняемая студентами, предусмотрена учебным планом и является обязательным видом учебной работы в межсессионный период. Ее выполнение позволяет более глубоко изучить и усвоить дисциплину, отработать учебный материал. Данная работа должна быть написана студентом под руководством преподавателя кафедры самостоятельно.
Выполнение контрольной работы требует от студента знания существа вопроса и умения изложить его письменно, демонстрирует умение собрать и обобщить факты, произвести анализ, сделать собственные выводы и предложения.
Подбор литературы (монографий, статей в журналах, статистические сборники и др.) проводится по каталогам ( в т.ч. компьютерным) в публичных библиотеках и библиотеке Тульского государственного университета. Кроме того, используются материалы Интернета и других электронных источников. Обязательно обращаться к ежегодникам и другим статистическим изданиям Россйской Федерации и, при необходимости, к международной статитике.
Оформление работы
Текст должен быть набран на ПК в редакторе Microsoft Word for Windows:
- формат бумаги - А4 (21х29,7);
- гарнитура текста - Times New Romanr;
- кегль (размер шрифта) - 14;
- межстрочный интервал - полуторный;
- формат полосы набора - 17х25 см;
- абзац (красная строка) - 1,25 см;
- перенос - автоматический (ширина зоны переноса – 0,25 см)
- выравнивание - по ширине области текста.
При использовании цитат, статистического и фактического материала следует делать по тексту сноски:
1) в квадратных скобках, указывая первой - номер источника по списку использованной литературы, а второй - номер страниц(ы). Пример: [4, 614].
2) подстрочные сноски.
Список литературы должен состоять не менее, чем из 5-7 источников, использованных при подготовке контрольной работы. По сложным вопросам оформления списка литературы следует обращаться в справочно-библиографический отдел библиотеки ТулГУ (Гл./131).
Текст, оформленный не по стандарту, а также текст с грамматическими ошибками не принимается.
Объем контрольнй работы до 10-15 машинописных страниц.
Наиболее распространенные ошибки при выполнении контрольной работы:
1) копирование контрольных работ из Интернета. Работы, скопированные из Интернета, к защите не допускаются, так как выполнены несамостоятельно;
2) использование устаревшего статистического и фактического материала;
3) отсутствие ссылок на источник или ссылки на литературу, не указанную в библиографическом списке;
4) фальсификация статистических и фактических данных и списка литературы;
5) отсутствие в списке литературы статей из периодических изданий за последние два года;
6) небрежное оформление работы, ошибки, несоблюдение требований к оформлению, изложенных в методических указаниях.
Список тем, предложенных для контрольных работ
На основании приведенных ниже данных (номер варианта соответствует номеру студента в списке группы, перечень тем устанавливает преподаватель), выполните следующие задания.
ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Контрольная карточка №1
I. Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Экономические отношения.
2. Кривая производственных возможностей.
3. Нужно ли инженеру, юристу, врачу, домохозяйке знать экономическую теорию?
4. Какими ресурсами богата Россия?
II. Задачи и упражнения:
1. Укажите, какие функции выполняет экономическая теория в следующих случаях:
а) раскрывает внутренние связи между экономическими процессами, способствует формированию современного экономического мышления;
б) является теоретической, базовой наукой для конкретных экономических дисциплин: маркетинг, управленческий учет, финансовый менеджмент, стратегическое планирование и др.;
в) выступает научной базой для разработки и проведения государством определенной экономической политики;
г) различные теоретические концепции защищают интересы отдельных социальных слоев, групп;
д) полученные теоретические знания позволяют людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях.
1) познавательная, 2) методологическая, 3) практическая, 4) идеологическая.
2. Составьте схему ресурсов. Назовите конкретные виды ресурсов, которые используются в отрасли, связанной с Вашей будущей специальностью.
3. Проанализируйте изменения в структуре экономики КНР. Назовите возможные причины этих изменений. Как изменился объем производства продукции сельского хозяйства за указанные годы а) в абсолютном выражении, млрд. долл.? б) в относительных показателях?
Структура ВВП КНР по отраслям, %
Годы | ВВП | В том числе | |||
млрд. долл. | % | Сельское и лесное хозяйство | Промышленность и строительство | Сфера услуг | |
28,4 | 48,6 | 23,6 | |||
20,6 | 48,4 | 31,1 |
Контрольная карточка №2
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Экономический закон.
2. Экономический рост.
3. Назовите функции экономической теории. Приведите примеры.
4. Расскажите о факторах и значении повышения производительности труда. Приведите примеры.
II. Задачи и упражнения:
1. а)Какой вид ресурса в приведенном отрывке из повести "Молох" А.И. Куприна является ведущим? б) Что относится к капиталу?
«То и дело худые, цепкие руки набирали полную лопатку угля и затем быстрым, ловким движением всовывали его в раскрытое пылающее жерло. Двое других рабочих стояли наверху и, также не останавливаясь ни на мгновение, сбрасывали вниз все новые и новые кучи угля, который громадными черными валами возвышался вокруг котельного отделения... Казалось, какая-то сверхестественная сила приковала их на всю жизнь к этим разверстым пастям, и они, под страхом ужасной смерти, должны были без устали кормить и кормить ненасытное, прожорливое чудовище...»
1) труд; 2) земля; 3) капитал; 4) предпринимательский талант.
2. Студент N собирался купить аудиокассету по цене 50 рублей, а приобрел два билета на дискотеку. Определите альтернативные издержки покупки двух билетов на дискотеку.
3. Используя приведенные данные, объясните взаимосвязь между ресурсами, эффективностью и объемом произведенного продукта в экономике страны.
Население млн. чел. (1997 г.) | Площадь тыс. кв. км (1995 г.) | Пр-во энергоресурсов млрд.квт. ч. (1999 г.) | ВВП млрд. долл. (1997 г.) | ВВП на душу населен., долл. (1997 г.) | |
РФ | 2110,9 | ||||
КНР | 1239,0 | ||||
США | 3883,0 |
Контрольная карточка №3
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Благосостояние.
2. Ресурсы.
3. Назовите пять экономических категорий.
4. Расскажите о путях и значении повышения фондоотдачи. Приведите примеры.
II. Задачи и упражнения:
1. Как определяется предмет "Экономической теории" ("экономикса") в современной теории рыночного хозяйства?
1) развитие материального производства; 2) эффективное использование ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей; 3) отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе; 4) установленные людьми правила управления экономикой государства, региона, предприятий и т.д.
2. Эффективность использования каких ресурсов непосредствен-
но раскрывают показатели: а) производительность труда, б) фондоотдача, в) материалоотдача? Поясните формулы их расчета.
1) предметов труда;
2) труда работников;
3) средств труда.
3. Имеются данные о производственных возможностях выпуска военной продукции и гражданских товаров. Изобразите кривую производственных возможностей. Что показывают точки В, Д, Е? Укажите альтернативные издержки увеличения производства а) военной продукции с 12 до 27 тыс. шт., б) гражданских товаров с 6 до 8 млн.
Вид продукта, шт. | Производственные альтернативы | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
Военная продукция, тыс. | ||||||
Гражданские товары, млн. |
Контрольная карточка №4
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Элементарные потребности.
2. Производительность труда.
3. Расскажите о трех основных проблемах экономики и путях их решения.
4. Какие методы научного исследования использованы в учебной модели "Кривая производственных возможностей"?
II. Задачи и упражнения:
1. Выделите определения, раскрывающие понятия: а) экономическая категория, б) экономический закон:
1) абстрактное понятие, раскрывающее сущность определенного ряда экономических явлений;
2) отношение экономических сущностей;
3) объективные, существенные, устойчивые, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических процессов;
4) формы и устойчивые организующие принципы процесса экономического мышления.
2. Укажите численность населения и трудовых ресурсов (млн. чел., 1999 г.) а) России, б) США, в) КНР. Рассчитайте удельный вес трудовых ресурсов в численности населения. Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.
1) 272,6 и 137,7;
2) 1246,9 и 655;
3) 146,4 и 73.
3*. Предположим, что в данной экономике всего 5 работников, каждый из которых может произвести либо 3 рубашки, либо 4 торта. Начертите график кривой производственных возможностей (КПВ). Что произойдет с КПВ, если производительность каждого работника при производстве рубашек вырастет до 4 единиц?
Знаком * помечены задачи и упражнения, взятые из уже опубликованных методических работ.
Контрольная карточка №5
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Микроэкономика.
2. Экономическая эффективность.
3. Действительно ли безграничны потребности человека? Обоснуйте свой ответ.
4. Приведите примеры повышения экономической эффективности в производстве, связанном с Вашей будущей специальностью.
II. Задачи и упражнения:
1. Какие из нижеперечисленных утверждений относятся: а) к макроэкономике, б) к микроэкономике?
1) Цена яблок в этом месяце низкая.
2) Нефтяной кризис 1973-74 гг. вызвал в США значительный рост и инфляции, и безработицы.
3) Предприятие увеличило экспортные поставки.
4) В 2000 году в России наметилась стабилизация в экономике.
2. Из нижеперечисленных показателей благосостояния перечислите те, которые непосредственно выражают степень удовлетворения и развития а) элементарных потребностей, б) потребностях в общих условиях жизнедеятельности, в) потребностей в деятельности: 1) объем и структура потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 2) обеспеченность жильем и его комфортность; 3) наличие работы и содержание труда, его условия и продолжительность, интенсивность; 4) затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми, структура видов домашнего труда; 5) продолжительность и структура досуга (свободного времени), соотношение в нем развлечений и занятий, развлекающих человека; 6) состояние окружающей среды; 7) личная безопасность; 8) душевой семейный доход; 9) трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.
3. Валовый национальный продукт Японии (рыночная стоимость готовых товаров и услуг, произведенных национальными факторами производства) вырос с 2071 млрд. долл. в 1985 г. до 4812 млрд. долл. в 1997 г. Укажите возможные факторы, которые обусловили этот экономический рост.
Контрольная карточка №6
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Потребности.
2. Фондоотдача.
3. Каковы альтернативные издержки Вашей учебы в ТулГУ?
4. Объясните взаимосвязь: безграничные потребности → ограниченные ресурсы → структура экономики.
II. Задачи и упражнения:
1. Укажите основной элемент в структуре трудовой мотивации Константина Левина, одного из главных героев романа Л.Толстого "Анна Каренина".
"Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, - думал Левин, - а работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное - положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности - общее богатство, довольство; вместо вражды - согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна. Да, это цель, из-за которой стоит работать".
1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа;
3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым; 5) быть хозяином, собственником; 6) принести пользу своему народу.
2. Какие ресурсы выполняют ведущую роль в а) мануфактурный период; б) в индустриальном производстве; в) а постиндустриальной экономике?
1) человеческий капитал и предпринимательский талант,
2) земля и труд, 3) капитал, 4) информация.
3. Что показывают точки а) А,В,С,Д; б) Е; в) F на графике кривой производственных возможностей (КПВ)? Проиллюстрируйте концепцию альтернативных издержек на графике КПВ
Контрольная карточка №7
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Экономическая категория.
2. Структура экономики.
3. Какие подходы к классификации потребностей Вы знаете?
4. Всегда ли существует прямая взаимосвязь между ростом экономической эффективности производства и ростом благосостояния людей?
II. Задачи и упражнения:
1*. Из перечисленных утверждений выделите: а) нормативные, б) позитивные:
1) Темп инфляции упал почти до нуля.
2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.
3) Уровень доходов в США выше, чем в России.
4) Американцы счастливее россиян.
2. Проанализируйте данные по отдельным странам о выработке условно чистой продукции на одного занятого (тыс. долл.). Укажите возможные причины национальных различий в уровне производительности труда.
Россия | Беларусь | Германия | Япония | Франция | США |
12,1 | 10,5 | 32,2 | 36,0 | 38,9 | 47,1 |
3. Объем промышленного производства в Тульской области в 1990-1996 г., снизился на 66%, в 1996-2000 гг. падение приостановилось и наблюдается небольшой прирост. Охарактеризуйте, используя данные таблицы, структурные изменения в промышленности области за этот период.
Отрасли | Удельный вес в общем выпуске, в % | |||
Вся промышленность | ||||
Электроэнергетика и топливная промышленность | 9,0 | 19,2 | 11,0 | 11,1 |
Черная металлургия | 7,0 | 19,6 | 22,5 | 22,2 |
Химия и нефтехимия | 22,3 | 23,1 | 25,1 | 28,3 |
Машиностроение и металлообработка | 34,3 | 16,1 | 16,5 | 15,0 |
Пищевая | 9,4 | 12,3 | 15,0 | 14,3 |
Прочие | 9,9 | 9,1 |
Контрольная карточка №8
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Макроэкономика.
2. Материалоотдача.
3. Предположим, что Вы сопоставляете благосостояние Вашей семьи с семьей N. Какими показателями Вы воспользуетесь?
4. Какие отрасли входят в структуру современной экономики?
II. Задачи и упражнения:
1. В ноябре 1994 г. забастовали рабочие производства грузовиков (г.Флинт, США) компании Дженерал Моторс, требуя снижения продолжительности рабочей недели, которая составляет 66 часов. Среднегодовой доход рабочего на этом производстве составляет 88 тыс.долл., в т.ч. 53 тыс. - заработная плата и 35 тыс. - социальные выплаты и льготы.
О настоятельности каких потребностей свидетельствует этот факт?
2. Что из нижеперечисленного относится к а) труду, б) капиталу, в) земле, г) предпринимательскому таланту?
1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) физические и умственные способности работника; 5) леса; 6) способности организовать производство, постоянно осуществлять нововведения, брать на себя риск; 7) машины и оборудование.
3. На основе данных таблицы сделайте вывод о соотношении производства средств производства (группа "А") и предметов потребления (группа "Б") в промышленности СССР. Какие причины обусловили сложившуюся тенденцию? Укажите социальные последствия, которые она вызывает сегодня в России.
Годы | Вся продукция промышленности, % | в том числе, % | |
Группа «А» | Группа «Б» | ||
39,5 | 60,5 | ||
61,0 | 39,0 | ||
72,5 | 27,5 | ||
74,8 | 25,2 | ||
74,0 | 26,0 |
Контрольная карточка №9
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Капитал.
2. Экономическая политика.
3. Объясните взаимосвязь между понятиями "потребности" и благосостояние".
4. Как изменится отраслевая структура экономики в условиях современной НТР?
II. Задачи и упражнения:
1. Какие характеристики раскрывают содержание: а) экономических законов, б) юридических, регламентирующих экономическую деятельность, законов?
1) создаются людьми, отражая в большей или меньшей мере объективную реальность, их можно вводить и отменять;
2) действуют объективно, независимо от воли и сознания людей;
3) способствуют или препятствуют развитию данных экономических отношений;
4) раскрывают данные экономические отношения.
2. Что такое потребности?
1) необходимость, нужда субъекта в определенных условиях жизни;
2) реально существующие условия жизни людей;
3) пища, одежда, предметы домашнего обихода, жильё, предметы культурно-бытового назначения и т.п.
3. Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике США за 1970-1998 гг. Укажите возможные причины этих изменений. Объясните отличие абсолютных и относительных показателей. Сделайте выводы.
Отрасли | 1970 г. | 1998 г. | ||
млн. чел. | % | млн. ч. | % | |
Всего Сельское хозяйство Строительство Добывающая пр-ть Обрабатывающая пр-ть Транспорт, коммуникации Сфера услуг Гос. управление | 78,7 3,5 4,8 0,5 20,7 5,3 39,3 4,6 | 4,4 6,1 0,6 26,3 6,7 5,8 | 131,4 3,4 8,5 0,6 20,7 9,3 83,0 5,9 | 2,6 6,4 0,5 15,7 7,1 63,2 4,5 |
Контрольная карточка №10
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Благо.
2. Предпринимательский талант.
3. От чего зависит благосостояние нации?
4. Назовите показатели эффективности использования ресурсов и объясните формулы их расчета.
II. Задачи и упражнения:
1. Какие утверждения можно рассматривать как пример: а) экономической категории; б) экономического закона?
1) альтернативные издержки – это упущенная выгода;
2) цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах;
3) цена товара и величина спроса на него находятся в обратной зависимости;
4) при перераспределении ресурсов от производства одного товара к производству другого товара альтернативные издержки возрастают.
2. Сравните обеспеченность в 1997 г. на 1 тыс. населения товарами длительного пользования в отдельных странах. Сделайте выводы.
Страны | Телевизоры, ед. | Мобильные телефоны, ед. | Компьютеры, ед. |
Китай | |||
Финляндия | |||
Индия | |||
Россия | |||
США | |||
Япония |
3. Используя данные таблицы, объясните закон возрастания альтернативных издержек.
Товары | Производственные альтернативы | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Ракеты, тыс. ед. | |||||
Жилье, млн. кв.м. |
ТЕМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Контрольная карточка №1
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Предложение.
2. Рыночный дефицит.
3. Назовите условия возникновения рыночного хозяйства.
4. Что понимают под неэластичным спросом? Приведите примеры.
II.Задачи и упражнения:
1. Какие элементы формируют стоимость (цену) товара согласно
а) теории трех факторов производства; б) марксистской теории; в) неоклассической концепции?
1 ) чистый продукт, включающий зарплату, прибыль, ренту, процент;
2 ) материальные затраты, амортизация и чистый продукт, который состоит из зарплаты и прибыли;
3 ) материальные затраты, амортизация и чистый продукт, включающий зарплату, ренту, процент, нормальную прибыль и экономическую прибыль.
2. Цена машины 60 000 долл., срок службы 12 лет. Рассчитайте годовую амортизацию и норму амортизации.
3. При равновесной цене 5 долл. величина рыночного спроса и предложения равна 500 ед. товара. Объясните с помощью графика, как будет действовать механизм "невидимой руки" рынка, если цена товара неожиданно а) увеличится до 7 долл., б) снизится до 3 долл.? Кто будет выигрывать, а кто проигрывать при таких отклонениях цены от равновесного уровня?
Контрольная карточка №2
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на
вопросы:
1. Товар.
2. Спрос.
3. Назовите основных субъектов экономических отношений в классической рыночной экономике.
4. Какие основные элементы формируют стоимость товара?
II.Задачи и упражнения:
1. Используя нижеперечисленные категории, составьте схему кругооборота ресурсов, продукта и дохода в классической рыночной экономике:
- домохозяйства, - потребительские расходы,
- рынок ресурсов, - выручка от продаж,
- фирмы, - издержки производства,
- рынок товаров и услуг, - товары и услуги,
- ресурсы, - денежные доходы.
2. Когда снижается цена пиломатериалов при прочих равных условиях, растет спрос на гвозди. Когда растет цена на пиломатериалы, уменьшается спрос на гвозди. Экономисты сказали бы, что пиломатериалы и гвозди…
1) товары нормального качества;
2) взаимозаменяемые товары;
3) взаимодополняемые товары;
4) товары низшей категории.
3*. Даны функции спроса и предложения:
Qd=1800-2P; Qs= – 200+2P (Qd – величина спроса, Qs – величина предложения, Р - цена). Определите цену равновесия и равновесное количество.
Контрольная карточка №3
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Цена.
2. Рыночный избыток.
3. Как рассчитать годовую амортизацию и норму амортизации?
4. Чем объясняется восходящий характер кривой предложения?
II.Задачи и упражнения:
1. Приведите конкретный пример воздействия на рыночный спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:
а) цена данного товара; б) цены на взаимозаменяемые товары; в) ожидания потребителей по поводу будущих цен и доходов.
2. По данным таблицы нарисуйте графики рыночного спроса и предложения. В каких периодах и на сколько а) величина спроса больше величины предложения, б) величина предложения больше величины спроса?
Предложение (т) | Цена (руб.) | Спрос (т) |
2 800 | ||
2 500 | 1 200 | |
2 000 | 2 000 | |
1 200 | 2 500 |
3. Укажите признаки, раскрывающие а) достоинства, б) ограниченность рыночного механизма регулирования:
1) поощрение риска, инициативы, ответственности, частного эгоистического интереса;
2) усиление социального расслоения населения;
3) оперативное реагирование производства на изменение текущего спроса;
4) нацеленность на максимизацию дохода, прибыли путем снижения издержек производства;
5) перераспределение ресурсов между отраслями с учетом средне- и долгосрочных целей развития экономики;
6) циклическое развитие;
7) неполная занятость производственных ресурсов.
8) нацеленность на максимизацию прибыли путем недобросовестной конкуренции.
Контрольная карточка №4
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Рынок.
2. Закон предложения.
3. В чем отличие воздействия цены данного товара и неценовых факторов на спрос?
4. В чем ограниченность механизма "невидимой руки" рынка?
II.Задачи и упражнения:
1. Приведите конкретные примеры воздействия на рыночный спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:
а) цена данного товара;
б) вкусы и предпочтения потребителей;
в) число покупателей на рынке.
2. Перечислите возможные последствия установления государством связанного и несвязанного «пола» цены. Сделайте пояснения с помощью графика. Приведите примеры.
3.* Какие из нижеперечисленных черт осуществления нововведений а) тормозят, б) стимулируют их в условиях чистой конкуренции:
1) большая капиталоемкость, необходимость больших финансовых затрат;
2) высокая степень неопределенности и риска, большой процент неудач при новых разработках;
3) снижение издержек производства в результате совершенствования и внедрения новых технологий;
4) продолжительное время, необходимое для исследований и разработок.
Контрольная карточка №5
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Конкуренция.
2. Величина предложения.
3. Как рассчитывается ценовая эластичность спроса?
4. Назовите достоинства рыночного механизма регулирования.
II.Задачи и упражнения:
1. Какие элементы чистого продукта создаются а) трудом, б) капиталом, в) землей согласно теории трех факторов производства Жана Батиста Сэя? Охарактеризуйте альтернативные точки зрения.
1) прибыль;
2) процент;
3) рента;
4) заработная плата.
2. Приведите конкретные примеры воздействия на спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:
а) цена данного товара;
б) цены на взаимодополняемые товары.
3. Перечислите возможные последствия установления государством связанного и несвязанного «потолка» цены. Сделайте пояснения с помощью графика. Приведите примеры.
Контрольная карточка №6
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. «Невидимая рука» рынка.
2. Величина спроса.
3. Назовите признаки совершенной конкуренции.
4. Объясните соотношение понятий «добавленная стоимость» и «стоимость» товара.
II. Задачи и упражнения:
1. На производство продукции израсходовано сырья, топлива, энергии 180 ед., чистый продукт составил 760 ед., амортизация – 20 ед., стоимость всей продукции - 960 ед. Определите добавленную стоимость.
2. Приведите конкретные примеры воздействия на предложение следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графика:
а) цена данного товара;
б) цены на ресурсы;
в) ценовые ожидания.
3. «Мало в привозе – много в запросе». Проиллюстрируйте эту пословицу с помощью графика.
Контрольная карточка №7
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Индивидуальное предложение.
2. Рыночное равновесие.
3. Какие факторы влияют на индивидуальное и рыночное предложение? Приведите примеры.
4. Назовите достоинства и недостатки рыночного механизма регулирования.
II.Задачи и упражнения:
1. При цене 0,5 руб. за ксерокопирование 1 листа студенты копировали 500 страниц в день. После повышения цены до 0,7 руб. за 1 лист количество заказов сократилось до 460 страниц. Рассчитайте ценовую эластичность спроса.
2. Как изменится спрос при смещении кривой спроса а) влево,
б) вправо? Что произойдет в этом случае с равновесной ценой при неизменном предложении? Сделайте пояснения с помощью графика.
3.* Из перечисленных ниже изменений в экономике выделите те, которые "чистая" рыночная экономика будет а) улавливать, б) игнорировать:
1) загрязнение окружающей среды вследствие производственной деятельности;
2) содержание армии;
3) охрана отдельных объектов, принадлежащих конкретным собственникам;
4) недоступность высшего образования для детей бедняков;
5) обеспечение новых отраслей высококвалифицированными кадрами;
6) потребность населения в развлекательной литературе;
7) сохранение сокровищ национальной культуры в библиотеках,
архивах, музеях;
8) постройка маяка на участке берега, ориентира для навигаторов;
9) перераспределение ресурсов в наиболее прибыльные отрасли;
10) развитие фундаментальных исследований.
Контрольная карточка №8
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Добавленная стоимость.
2. Неэластичный спрос.
3. Назовите факторы, влияющие на индивидуальный и рыночный спрос. Приведите примеры.
4. Как преодолевается дефицит товара в условиях совершенной конкуренции?
II.Задачи и упражнения:
1. Выделите признаки рыночного товара или услуги и на конкретном примере раскройте их:
1) делимость, 2) неделимость, 3) применим принцип исключения, 4) не применим принцип исключения, 5) показатели рыночного спроса на данный товар значительно занижены или отсутствуют, 6) за решение о производстве голосует покупатель содержимым своего кошелька, 7) решение о производстве принимает парламент, выделяя средства из государственного бюджета.
2. На производство единицы продукции затрачено сырья, материалов на 5 долл., топлива, энергии -1 долл., амортизация составила 10 долл., чистый продукт - 14 долл. Стоимость товара - 30 долл. Определите добавленную стоимость.
3. Какой из следующих примеров означает а) изменение в спросе, б) изменение величины спроса? Обоснуйте ответ с помощью графиков.
1) доходы населения выросли, в результате увеличился спрос на товары длительного пользования;
2) повышена плата за услуги химчистки, и число клиентов сократилось;
3) цены на иномарки резко подскочили, что привело к росту спроса на отечественные автомобили.
Контрольная карточка №9
I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:
1. Взаимозаменяемые товары.
2. Закон спроса.
3. Какой спрос называется единичным? Приведите пример.
4. Как преодолевается избыток товара в условиях совершенной конкуренции?
II.Задачи и упражнения:
1. Как объясняется природа стоимости товара а) в теории трех факторов производства, б) в марксистской теории, в) маржиналистами, г) неоклассиками?
1) каждый из факторов производства создает определенный элемент в стоимости чистого продукта: труд-зарплату, капитал-процент, прибыль, земля-ренту. При этом труд (рабочая сила) не участвует в создании прибыли;
2) ценность товара измеряется предельной полезностью товара.
По мере удовлетворения потребности степень её насыщения растет, а полезность каждого последующего блага падает (например, при жажде полезность первого стакана воды наибольшая, но эта полезность падает от стакана к стакану);
3) стоимость товара складывается из 1) материальных затрат (стоимости израсходованных средств и предметов труда) и 2) чистого продукта, в т.ч. прибыли, который создается исключительно живым трудом наёмных работников. Материально-вещественные факторы производства не созда