ЧАСТЬ А
1. Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу, остальные?
1) | социальные науки |
2) | мировые религии |
3) | формы культуры |
4) | моральные принципы |
2. Ученые понимают под культурой в наиболее широком смысле этого слова
1) | уровень воспитанности отдельного человека. |
2) | результаты преобразовательной деятельности человечества. |
3) | распространение научных знаний и развитие образования. |
4) | совокупность произведений художественного творчества. |
3. М. создает на шелке сложные картины на сюжеты старинных японских гравюр в технике батика. Ее работы приобретены для многих частных коллекций и хранятся в ряде галерей и музеев мира. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как
1) | наука |
2) | образование |
3) | мораль |
4) | искусство |
4. Религию отличает от иных форм культуры свойство -
1) | рационально объяснение сути природных явлений |
2) | формирование теоцентрической картины мира |
3) | стремление к удовлетворению материальных потребностей |
4) | построение стройной логической системы доказательств |
5. Модный режиссер снял художественный фильм, малобюджетный, использовав ансамбль непрофессиональных актеров. Фильм был снят на черно-белой пленке одной камерой, и предназначен для фестиваля авторского кино. Продуктом какого типа культуры является фильм?
1) | массовой |
2) | популярной |
3) | традиционной |
4) | элитарной |
6. Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?
1) | стремление к постижению сущности природных и социальных явлений. |
2) | выдвижение гипотез о происхождении жизни на земле, возникновении человечества. |
3) | возможность воздействовать на геном человека, клонировать живые организмы. |
4) | построение рационалистической, логически стройной картины мироздания. |
7. Признак, отличающий мировые религии от национальных и локальных, -
1) | выдвижение определенных моральных принципов, запретов и предписаний |
2) | поиск ответов на вопросы о смысле человеческого бытия, о загробном мире и вечности духа |
3) | объединение верующих в общину, осуществление общения и взаимодействия между ними |
4) | открытость, отсутствие привязки к определенной этнической принадлежности |
8. Художник Казимир Малевич отразил свое восприятие мира в картине «Черный квадрат». Искусство, в отличие от иных форм культуры, отличается признаком
1) | выдвижением гипотез и построением системы доказательств |
2) | субъективизмом в отображении явлений материального мира |
3) | некритического принятия положений, основанных на вере. |
4) | выдвижением суждений, основанных на понимании добра и зла |
9. Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Большинство произведений народной культуры создается анонимными авторами и передается из поколения в поколение.
Б. Народные традиции и фольклор не способны изменяться с течением времени и взаимодействовать с иными культурными явлениями.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
10. Верны ли следующие суждения об ответственности ученых?
А. В современной науке возрастает ответственность ученых за проводимые ими исследования.
Б. Мощь современной науки настолько велика, что многие открытия способны кардинально изменить мир, климат на планете, условия существования людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
11. Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?
1) | В Витебске состоялся очередной фестиваль «Славянский базар» |
2) | Для участия в нем приехали режиссеры и актеры из двенадцати стран Европы. |
3) | Критики ожидают появления новых фильмов модных режиссеров. |
4) | Вне всякого сомнения, фестиваль привлечет и зрительские симпатии. |
12. К особенностям развития науки на рубеже XX-XXI вв. можно отнести
1) | стремление познавать законы развития мира |
2) | применение микропроцессорных технологий в исследованиях |
3) | проведение научных опытов в лабораторных условиях |
4) | расширение знаний об окружающем нас материальном мире |
13. В 2008-2010 гг. социологическая служба страны А. проводила опрос среди населения. Респондентам - родителям было предложено ответить на вопрос: «Станут ли они оплачивать обучение своих детей в вузе, если количество бесплатных, бюджетных мест будет существенно сокращено Министерством образования?» Были получены следующие результаты:
Определенно да/скорее да | ||
Скорее нет/определенно нет | ||
Затруднились ответить |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) | Подавляющее большинство опрошенных родителей высказалось в пользу оплаты образования своим детям. |
2) | Существенно увеличилось количество тех, кто не определил свое отношение к поставленной проблеме. |
3) | Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать своим детям образование, даже если за него придется платить. |
4) | Возросло количество людей, не готовых платить за высшее образование для своих детей. |
14. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А. Духовная жизнь общества складывается под влиянием взглядов, настроений людей, особенностей национального характера.
Б. Кризисные явления в экономике могут вызвать кризисные явления и в духовной жизни общества.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
15. Верны ли следующие суждения об образовании?
А Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.
Б. Современное образование утратило свои ключевые позиции в обществе, превратившись в элемент сферы услуг, образованность сегодня не является ценностью, она не востребована в профессиональной сфере.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
16. Перейдя в восьмой класс учащийся М. выбрал несколько предпрофильных курсов по разным предметам. Больше всего ему нравится математика, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать именно у преподавателя математики. На какой ступени образования находится учащийся М.?
1) | начальное профессиональное образование |
2) | основное общее образование |
3) | полное (среднее) общее образование |
4) | среднее профессиональное образование |
17. Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
А) | Самая древняя из мировых религий – буддизм, родина ее возникновения - Индия. | |
Б) | Все мировые религии, в отличие от национальных, основаны на почитании единого бога. | |
1) | верно только А | |
2) | верно только Б | |
3) | верны оба суждения | |
4) | оба суждения неверны | |
18. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее общее, наиболее узкое по смыслу.
1) | общественная наука |
2) | наука |
3) | форма культуры |
4) | социология |
19. Наука, в отличие от искусства
1) | выступает в качестве способа познания мира |
2) | предполагает построение стройной логически непротиворечивой системы доказательств |
3) | удовлетворяет духовные потребности человека |
4) | является одной из универсальных форм культуры |
20. В современном мире образование является открытой системой. В Российской Федерации уже не один год проводятся международные обследования школьников (PISA, TIMMS), направленные на выявление познавательных умений и знаний по разным предметам. Данным примером можно проиллюстрировать тенденцию в развитии образования:
1) | интернационализацию |
2) | гуманитаризацию |
3) | профилизацию |
4) | компьютеризацию |
ЧАСТЬ В
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Мировые религии
РЕЛИГИИ | ПРИЗНАКИ | ||
А) | буддизм | 1) | древнейшая из мировых религий, основана на идее отказа от желаний, спокойствии духа, непротивлении злу насилием |
Б) | __________________________ | 2) | самая молодая из мировых религий, основана на почитании единого бога, основной священной книгой считается Коран |
В) | христианство | 3) | мировая религия, основанная на почитании Ветхого и Нового Завета, включает две основных конфессии: католицизм и православие |
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука»
Форма познания, рационализм, этика ученых, идея креационизма, система доказательств, законы и теории, связь с производством.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Ответ: _______________________
3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ | ||
1) | создание произведений для узкого круга ценителей | А) | массовая |
2) | ориентированность на получение прибыли, коммерческий успех | Б) | элитарная |
3) | обращенность к предельно широкой аудитории | В) | народная |
4) | трансляция многих произведений в устной форме из поколения в поколение | ||
5) | анонимность большинства произведений | ||
6) | сложность выразительных средств, применяемых художником |
Запишите получившуюся последовательность букв.
4. Укажите среди предложенного образовательные учреждения, позволяющие получить общее образование:
1) | технический лицей |
2) | центр образования |
3) | средняя общеобразовательная школа |
4) | профессиональный колледж |
5) | многопрофильная гимназия |
6) | художественная школа |
Ответ: ____________________
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным результатам последствиям. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Важнейшее место в системе _______________(1) занимают нормы морали, которые также именуются _______________(2). В живом, обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Мораль – это ценности и нормы (правила), соответствующие представлениям людей о добре и зле и регулирующие поведение людей посредством _______________(3). Существует множество пониманий морали: как опыта житейской мудрости, как исполнения божественных заветов, как инструмента сохранения _______________(4) в обществе, как честности во взаимоотношениях людей, как высшего смысла человеческой жизни, как внутреннего голоса совести и даже как устаревших требований, мешающих человеку быть самим собой.
Говоря о морали, мы подчеркивали, что ее нормы основываются на силе общественного мнения, традиционных представлениях о должном. Однако и право, и мораль, и традиции – это _______________(5) поведения человека в обществе, те импульсы, воспринимая и усваивая которые, каждый из нас строит свои отношения с миром людей, обществом в целом. Но, помимо внешних ограничителей существуют также и внутренние. Под внутренними законами, диктующими каждому из нас, какими быть, как себя вести в той или иной ситуации, понимаются совесть и долг.
Совесть - нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла. Совесть требовала от человека следовать _______________(6) и сопротивляться злу, это способность личности оценить с нравственных позиций свое поведение, оценить поступки и мнения других людей.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) | внешние ограничители |
Б) | справедливость |
В) | правила поведения |
Г) | объективность |
Д) | порядок |
Е) | общественное мнение |
Ж) | добро |
З) | моральные границы |
И) | этические нормы |