Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра общей и практической психологии
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
направление 030300.62 "Психология"
Степень (квалификация) — бакалавр ПСИХОЛОГИИ
Курс 2, семестр 4
Москва
Г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-исследовательская практика - начальный этап профессиональной практической подготовки бакалавра, проходит в форме знакомства с различными видами (направлениями) профессиональной деятельности в условиях реальной действительности. Продолжительность учебно-исследовательской практики – с 07.02.13 по 28.04.13., в четвёртом семестре.
Цель учебно-исследовательской практики – введение студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, формирование возможно более полного и целостного представления о профессии, знакомство со спецификой работы в учреждениях различного профиля.
Критерии оценки работы студента во время прохождения практики:
1. Отношение к практике в целом – участие в установочной и итоговой конференциях; регулярное посещение учреждений - базы практики;
2. Количество разных видов деятельности студентов и качество их выполнения; своевременность и качество подготовки требуемых материалов; старательность, организованность, самостоятельность в решении поставленных перед студентом задач;
3. Уровень общей подготовки, знание специальной литературы и умение оперировать полученными в процессе обучения в университете знаниями;
4. Количество и качество специальных профессиональных технологий, методик, используемых студентом;
5. Наличие фотографий, видеоматериалов, методических разработок, с которыми можно познакомить сокурсников и преподавателей кафедры.
Задачи учебно-исследовательской практики для специальности «Психология»[5]:
1. Введение студентов в систему психологических служб как сферу их будущей профессиональной деятельности.
2. Формирование устойчивого интереса к собственной профессиональной деятельности и мотивации на усвоение профессиональных знаний и навыков;
3. Актуализация теоретических знаний студентов, полученных в процессе аудиторного обучения;
4. Расширение и конкретизация знаний студентов о психологической деятельности, о передовом опыте работы психолога.
5. Знакомство с психологической документацией и её ведением.
В ходе учебно-исследовательской практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
1. знакомство с организационной структурой психологической службы в различных типах учреждений;
2. сравнение целей, задач, содержания, условий и других особенностей работы психолога в различных организациях и учреждениях;
3. определение функций и особенности работы психолога в организации (база практики);
4. знакомство с кабинетом психолога;
5. знакомство с нормативными документами, отчётностью, рабочей документацией психолога в организации (база практики);
6. знакомство с профессионально-этическими принципами работы психолога;
7. знакомство с методами работы практического психолога;
8. проведение диагностических методик и написание психологического заключения на одного испытуемого;
9. проведение психологического просвещения детей, педагогов, родителей.
Структурно практика состоит из установочной конференции, прохождения практики и итоговой конференции.
Установочная конференция – собрание студентов, выходящих на практику, с целью разъяснения её основных положений. Основные задачи вводной конференции:
1. Ознакомить студентов со спецификой предстоящей практики.
2. Довести до сведения студентов сроки прохождения практики.
3. Распределить практикантов по организациям и познакомить с руководителями практики.
4. Довести до сведения студентов перечень необходимых документов для отчётности по предстоящей практике.
5. Определить цели и задачи практики.
6. Снабдить студентов необходимыми формами отчётности.
7. Определить сроки итоговой конференции.
Итоговая конференция – собрание студентов по итогам практики, на которой они представляют отчёт о проделанной работе, состоящий из пакета документов [4].
В течение всего периода практики студент ведёт «Дневник практики». Заполнение дневника осуществляется в конце каждого рабочего дня. Записи должны отражать содержание работы, выполненной в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений. Ведение дневника помогает студенту структурировать впечатления, накопленные в течение дня; определить наиболее острые проблемы, зафиксировать вопросы, нуждающиеся в пояснении специалистов-практиков. Материалы, собранные в дневнике, могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студентов: в написании курсовых работ и дипломного проекта; в подготовке и участии в студенческих конференциях; в осуществлении коллективных исследований.
Дневник ведётся в свободной форме, что даёт возможность студенту наиболее полно и адекватно выразить собственные впечатления, описать увиденное в течение дня. Обсуждение приобретённого опыта и встретившихся трудностей поможет студенту систематизировать накопленный в течение практики опыт.
Всеми студентами по окончании практики готовится следующий пакет документов:
1. Индивидуальный отчёт студента с анализом проделанной работы. Отчёт о проведённых и посещённых мероприятиях учебно-исследовательской практики. Сравнительный анализ целей, задач, содержания, структуры, условий и других особенностей работы психолога в посещённых учреждениях;
2. Дневник практики, который содержит: необходимую информацию о базах практики; выписку из плана работы психолога или психологической службы учреждения; текущее планирование на предстоящий день и неделю; задание руководителей практики; наблюдение и анализ посещений занятий, тренингов, консультаций, диагностических процедур и других видов деятельности психолога; анализ самостоятельной профессиональной деятельности; материалы инструктивных семинаров и итоговых конференций по практике.
3. Информационно-аналитическое описание учреждений (базы практики): название и вид учреждения, режим работы, социально-психологические особенности коллектива, место и роль психологической службы в учреждении. Описание направлений работы психолога в данных учреждениях;
4. Описание кабинета психолога: оформление, техническое оснащение, теоретическая и методическая литература, периодические издания, необходимые для работы психолога;
5. Образцы рабочих документов психолога данного учреждения: перечень нормативных документов психолога, должностная инструкция, методическая документация психолога (планы работы психолога на год, на месяц, на неделю, тематический план). Профессионально-этические правила работы психолога;
6. Заключение на одного ребёнка/подростка, составленное по результатам наблюдения. Протоколы психологического обследования одного ребёнка/подростка (с приложением «сырого материала») и написанное на основе этих материалов заключение (схему заключения см. ниже).
Содержание учебно-ознакомительной практики. Данная практика по специальности «Психология» предполагает пассивные и активные формы деятельности: студенты знакомятся со спецификой работы учреждения, организации, в которой проходят практику; местом и ролью психологической службы в учреждении; с направлениями работы психолога в данном учреждении; с кабинетом психолога; с нормативными документами, регламентирующими деятельность психолога; с этическими принципами работы психолога; основными методами работы практического психолога.
Студент, прошедший учебно-ознакомительную практику, должен знать: специфику профессиональной деятельности психолога; круг профессиональных задач и обязанностей психолога в организациях разного типа; нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога; этические принципы работы психолога; основные методы работы практического психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола. 1998. С. 175-176.
2. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов всех курсов дневного отделения специальности «Социальная работа». Сост. Е.А. Миронова, А.Ю. Шевченко. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2003.
3. Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.». – М.: МГПУ, 2009. – 106 с.
4. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социология» /Сост.: Е.А. Татаринцев. – М.: МГПУ, 2009. – 26 с.
5. Программы педагогической практики для студентов факультета психологии /Сост. С.Ю. Решетина, С.А. Романов, Е.П. Мореева. — МГПУ, 2006. – 99 с.