ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Институт психологии, социологии и социальных отношений

 

Кафедра общей и практической психологии

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

 

направление 030300.62 "Психология"

 

Степень (квалификация) — бакалавр ПСИХОЛОГИИ

 

Курс 2, семестр 4

 

Москва

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Учебно-исследовательская практика - начальный этап профессиональной практической подготовки бакалавра, проходит в форме знакомства с различными видами (направлениями) профессиональной деятельности в условиях реальной действительности. Продолжительность учебно-исследовательской практикис 07.02.13 по 28.04.13., в четвёртом семестре.

Цель учебно-исследовательской практики – введение студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, формирование возможно более полного и целостного представления о профессии, знакомство со спецификой работы в учреждениях различного профиля.

Критерии оценки работы студента во время прохождения практики:

1. Отношение к практике в целом – участие в установочной и итоговой конференциях; регулярное посещение учреждений - базы практики;

2. Количество разных видов деятельности студентов и качество их выполнения; своевременность и качество подготовки требуемых материалов; старательность, организованность, самостоятельность в решении поставленных перед студентом задач;

3. Уровень общей подготовки, знание специальной литературы и умение оперировать полученными в процессе обучения в университете знаниями;

4. Количество и качество специальных профессиональных технологий, методик, используемых студентом;

5. Наличие фотографий, видеоматериалов, методических разработок, с которыми можно познакомить сокурсников и преподавателей кафедры.

Задачи учебно-исследовательской практики для специальности «Психология»[5]:

1. Введение студентов в систему психологических служб как сферу их будущей профессиональной деятельности.

2. Формирование устойчивого интереса к собственной профессиональной деятельности и мотивации на усвоение профессиональных знаний и навыков;

3. Актуализация теоретических знаний студентов, полученных в процессе аудиторного обучения;

4. Расширение и конкретизация знаний студентов о психологической деятельности, о передовом опыте работы психолога.

5. Знакомство с психологической документацией и её ведением.

В ходе учебно-исследовательской практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

1. знакомство с организационной структурой психологической службы в различных типах учреждений;

2. сравнение целей, задач, содержания, условий и других особенностей работы психолога в различных организациях и учреждениях;

3. определение функций и особенности работы психолога в организации (база практики);

4. знакомство с кабинетом психолога;

5. знакомство с нормативными документами, отчётностью, рабочей документацией психолога в организации (база практики);

6. знакомство с профессионально-этическими принципами работы психолога;

7. знакомство с методами работы практического психолога;

8. проведение диагностических методик и написание психологического заключения на одного испытуемого;

9. проведение психологического просвещения детей, педагогов, родителей.

Структурно практика состоит из установочной конференции, прохождения практики и итоговой конференции.

Установочная конференция – собрание студентов, выходящих на практику, с целью разъяснения её основных положений. Основные задачи вводной конференции:

1. Ознакомить студентов со спецификой предстоящей практики.

2. Довести до сведения студентов сроки прохождения практики.

3. Распределить практикантов по организациям и познакомить с руководителями практики.

4. Довести до сведения студентов перечень необходимых документов для отчётности по предстоящей практике.

5. Определить цели и задачи практики.

6. Снабдить студентов необходимыми формами отчётности.

7. Определить сроки итоговой конференции.

Итоговая конференция – собрание студентов по итогам практики, на которой они представляют отчёт о проделанной работе, состоящий из пакета документов [4].

В течение всего периода практики студент ведёт «Дневник практики». Заполнение дневника осуществляется в конце каждого рабочего дня. Записи должны отражать содержание работы, выполненной в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений. Ведение дневника помогает студенту структурировать впечатления, накопленные в течение дня; определить наиболее острые проблемы, зафиксировать вопросы, нуждающиеся в пояснении специалистов-практиков. Материалы, собранные в дневнике, могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студентов: в написании курсовых работ и дипломного проекта; в подготовке и участии в студенческих конференциях; в осуществлении коллективных исследований.

Дневник ведётся в свободной форме, что даёт возможность студенту наиболее полно и адекватно выразить собственные впечатления, описать увиденное в течение дня. Обсуждение приобретённого опыта и встретившихся трудностей поможет студенту систематизировать накопленный в течение практики опыт.

 

Всеми студентами по окончании практики готовится следующий пакет документов:

1. Индивидуальный отчёт студента с анализом проделанной работы. Отчёт о проведённых и посещённых мероприятиях учебно-исследовательской практики. Сравнительный анализ целей, задач, содержания, структуры, условий и других особенностей работы психолога в посещённых учреждениях;

2. Дневник практики, который содержит: необходимую информацию о базах практики; выписку из плана работы психолога или психологической службы учреждения; текущее планирование на предстоящий день и неделю; задание руководителей практики; наблюдение и анализ посещений занятий, тренингов, консультаций, диагностических процедур и других видов деятельности психолога; анализ самостоятельной профессиональной деятельности; материалы инструктивных семинаров и итоговых конференций по практике.

3. Информационно-аналитическое описание учреждений (базы практики): название и вид учреждения, режим работы, социально-психологические особенности коллектива, место и роль психологической службы в учреждении. Описание направлений работы психолога в данных учреждениях;

4. Описание кабинета психолога: оформление, техническое оснащение, теоретическая и методическая литература, периодические издания, необходимые для работы психолога;

5. Образцы рабочих документов психолога данного учреждения: перечень нормативных документов психолога, должностная инструкция, методическая документация психолога (планы работы психолога на год, на месяц, на неделю, тематический план). Профессионально-этические правила работы психолога;

6. Заключение на одного ребёнка/подростка, составленное по результатам наблюдения. Протоколы психологического обследования одного ребёнка/подростка (с приложением «сырого материала») и написанное на основе этих материалов заключение (схему заключения см. ниже).

Содержание учебно-ознакомительной практики. Данная практика по специальности «Психология» предполагает пассивные и активные формы деятельности: студенты знакомятся со спецификой работы учреждения, организации, в которой проходят практику; местом и ролью психологической службы в учреждении; с направлениями работы психолога в данном учреждении; с кабинетом психолога; с нормативными документами, регламентирующими деятельность психолога; с этическими принципами работы психолога; основными методами работы практического психолога.

Студент, прошедший учебно-ознакомительную практику, должен знать: специфику профессиональной деятельности психолога; круг профессиональных задач и обязанностей психолога в организациях разного типа; нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога; этические принципы работы психолога; основные методы работы практического психолога.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола. 1998. С. 175-176.

2. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов всех курсов дневного отделения специальности «Социальная работа». Сост. Е.А. Миронова, А.Ю. Шевченко. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2003.

3. Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.». – М.: МГПУ, 2009. – 106 с.

4. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социология» /Сост.: Е.А. Татаринцев. – М.: МГПУ, 2009. – 26 с.

5. Программы педагогической практики для студентов факультета психологии /Сост. С.Ю. Решетина, С.А. Романов, Е.П. Мореева. — МГПУ, 2006. – 99 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: