Чем отличаются эти два модуля и что их связывает?




Раздел I. Об особенностях преподавания

«Основ религиозных культур и светской этики»

Задание: познакомьтесь с содержанием лекции и презентациями, опирайтесь в ответах на инструктивно-методические письма, ответьте на вопросы, представленные ниже.

Н.М. Мищенко, методист ГОУДПО КРИРО

Преподавание учебного курса ОРКСЭ, поскольку в РК он преподаётся восьмой год, но до сих пор существует ряд проблем, которые необходимо решать. Одной из главных проблем является качество преподавания модулей курса, повышение квалификации учителей, выбор учебников, работа с родителями по сознательному выбору модуля.

В связи с этим хотелось бы остановиться на тех особенностях предмета, которые имеют отношение к методологической стороне вопроса и влияют на выбор учебников, характер материала, структурирование урока, выбор педагогических технологий и методических средств и другое.

Остановимся на этих основополагающих чертах курса.

I. Во всех инструктивных документах РФ курс ОРКСЭ обозначен как модульный.

Что определяет эта черта в практике работы? – Это, в первую очередь, связано с проблемой свободного и осознанного выбора одного из модулей родителями и обучающимися.

Нарушения в этой области следует относить к нарушениям выполнения Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года Пр-2009 в части введении во всех субъектах РФ ОРКСЭ. В связи с этим в письме МО РФ от 08.07.2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ» на стр. 3 отмечается: «Изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Из этого следует: реализация курса предполагает серьёзную разъяснительную работу с родителями, хорошую подготовку ММС, преподавателей курса и классных руководителей, всего педагогического коллектива. Система образования нуждается в помощи СМИ.

К сожалению, СМИ РК не оказали какой-либо помощи в просветительской работе с родителями, а руководители школ и классные руководители (80,9%) оказались неготовыми на профессиональном уровне оказать помощь родителям в выборе модуля.

Более всего в РК оказались не готовы муниципальные управления образованием. Пять лет участвуя в ежегодных республиканских мониторингах по преподаванию религии и культуры в ОУ и получив в 2011 году результаты мониторинга о выборе модуля по ОРКСЭ, они не сделали своевременно заказа на подготовку педагогов, не провели мероприятия по подготовке родителей к осознанному выбору.

 

Как работать с родителями по подготовке к осознанному выбору ими модуля?

1. Модулей – шесть. Не два, а все должны быть предложены родителям. Выбирают не учителя, директора школ или начальники управления образованием, а родители. Как это делается? Выбор подтверждается личной подписью родителя. Организация выбора проводится на родительском собрании или через анкеты для каждого из родителей. Перед этим мероприятием рекомендуется проведение муниципальных родительских собраний для членов родительских комитетов, тиражирование и распространение среди родительской общественности памяток о предмете и рекомендуемых модулях.

ОРКСЭ -_ это один предмет, а не шесть, так как он имеет цели и задачи, структуру и содержание (ценности: Отечество, семья, культурная традиция). Эти цели реализуются в каждом из модулей с учётом национальных и религиозных традиций учащихся. Все модули взаимосвязаны между собой, «взаимопроникают» при изучении любого модуля. Особенно речь идёт об «Основах светской этики» и «Основах православной культуры».

Этика – наука о нравственности. Нравственность всегда формируется на религиозной основе. Нравственность народа России формировалась столетиями на основе Православия.

Чем отличаются эти два модуля и что их связывает?

 
 


Этические нормы и правила, мораль. Духовные основы, связанные с изучение культурных реалий нашей жизни.
Правила жизни Религиозные нормы
Практически
Как правильно, в соответствии с общественными нормами и правилами поступать конкретно в том или ином случае, как сделать правильный выбор в той или ситуации Какое духовно-нравственное основание утверждается в конкретном предмете нашего изучения (текст, картина, музыкальное произведение) Как правильно поступать в соответствии с законами духовной жизни, данными Творцом.
Общественное сознание, совесть Библия, святоотеческое учение
Человеческий опыт Духовный опыт
Конкретные правила: как поступать в той или иной жизненной ситуации, чтобы не нарушались нравственные законы Обобщённое правило, универсальное для всех случаев жизни, сформулированное в религиозном или святоотеческом источнике

В чём риски ОСЭ?

Слово «светская» в сочетании со словом «этика» - не удачное. «Светской» этики нет. Но название модуля может ввести атеистически настроенных родителей и руководителей школ в заблуждение. Обращение к религиозным источникам правомерно и на занятиях этого модуля.

Учебник по модулю «Основы светской этики»изд. «Просвещение» учеными и учителями практиками признан неудачным. Именно этот учебник и был заказан для РК. Замена учебника по данному модулю – актуальная задача руководителей школ.

Как избежать рисков?

Раскрывая нравственный смысл того или иного понятия на ОСЭ, разумно выходить на уровень интеграции с модулем ОПК, т.е. давать понятие и о духовном смысле изучаемого предмета.

Обсуждая духовно-нравственные основы ОПК, обязательно обращаться к этике и предлагать на основе их жизненного опыта, опыта их родителей, других людей, правила поведения в тех или иных конкретных случаях. В этом смысл интеграции двух ведущих модулей ОРКСЭ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: