Тема 3. Образование как социальный институт. Система образования и ее характеристика




Задание 1

Изучите документы, представляющие нормативно-правовые основы развития системы образования в России – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа развития образования в РФ на 2013-2020 гг. и подготовьте краткое реферативное изложение основных положений в табличной форме, ответив на вопросы:

1. Каковы цели и задачи образования?

2. Каковы цели и задачи государства в сфере образования?

3. Какие принципиальные изменения (черты, тенденции) должны отличать образование в новом столетии?

4. Назовите основные идеи, пути и средства развития российского образования.

5. Каковы ожидаемые результаты реализации указанных документов.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

 

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Образование с особой чуткостью относится к превратностям истории, к ее изломам и стремнинам. Ведь это своего рода социальная «машина времени», где старшие поколения готовят молодежь к будущей жизни и труду.

Новое столетие принесло с собой стремительные перемены, резкое ускорение исторического времени, глобализацию, универсализацию и доминирование новых информационных технологий. В то же самое время его признаками будут более жесткие ресурсные, экологические и демографические ограничения. Естественно, что в этой ситуации большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. В этом смысле можно сказать, что в отличие от XX века, который принято было образно называть веком электричества, а затем и атома, XXI век призван стать веком человеческих качеств (интеллектуального потенциала).

Это значит, что новое столетие по определению будет веком образования, ибо только образование обеспечивает производство человека не как лишь биологического, а как социального существа, как мыслящей и ответственной личности, как носителя культуры и представителя конкретной профессии.

Самой главной задачей нашей системы образования в наступающем столетии является содействие становлению в России полнокровного гражданского общества – общества равных возможностей, политических и экономических свобод. Именно образование призвано уравновесить нарастающее неравенство людей, именно оно может и должно противопоставить неравенству обстоятельств равенство стартовых возможностей вступающих в самостоятельную жизнь представителей подрастающего поколения.

Другая столь же кардинальная задача – усиление воздействия образования на экономический рост.

Еще одна неотложная политическая, социальная и экономическая задача – достижение перелома нынешней крайне неблагоприятной демографической ситуации. Как показывает опыт послевоенных Германии, Франции, Чехословакии, сумевших преодолеть затяжной демографический спад, первостепенную роль в стимулировании рождаемости играют дошкольные образовательные учреждения.

Исключительно важным является возобновление динамичного развития отечественной фундаментальной и прикладной науки и более эффективное, чем прежде, использование результатов исследований для технологической модернизации производства и социокультурной сферы. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, для этого необходимо завершить перевод научно-исследовательских работ на базу высшей школы. Тем более что в ходе реализации федеральной программы интеграции высшего образования и фундаментальной науки уже созданы солидные заделы для развертывания сети федеральных исследовательских университетов, которые призваны стимулировать научно-технологический процесс не только в центре страны, но и в регионах, то есть именно там, где имеются наиболее значительные резервы экономического роста.

Для осуществления столь существенных перемен в содержании, структуре и организации системы образования, наиболее авторитетные и заинтересованные представители российской научно-педагогической общественности энергично включились в разработку путей дальнейшего реформирования образовательной сферы.

Министерством образования РФ, Российской академией образования, Российской академией наук и учеными крупных университетов подготовлен ряд комплексных целевых программ развития системы образования на длительную перспективу. Приведем наиболее известные программы и дадим их краткий анализ.

1. Федеральная программа развития образования.

2. «Реформирование образования». Раздел Проекта «Основные направления экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации.

4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

Федеральная программа развития образования принята Государственной Думой РФ 15 марта 2000г. как Федеральный Закон, регламентирующий государственную политику в области образования, и в качестве основы выделения средств из федерального бюджета.

Программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Она представляет собой институциональную основу, определяющую стратегию развития системы образования, опирающуюся на разветвленную систему мероприятий по ее реализации на всех уровнях управления системой высшего образования. Ее главная цель – развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Кроме того, ФПРО направлена на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в получении образования и выполнение законодательных норм в сфере образования.

Задание 2

Представьте схему образовательной системы России, опираясь на знания структуры системы образования, представления о ее основных уровнях, звеньях системы образования.

Уровни образования   Дошкольное Общеразвивающее Ясли, детский сад Основные типы и виды учреждений
Компенсирующее
Комбинированное
    Общее Начальное Школа, гимназия, лицей, школа-интернат
Основное
Среднее (полное)
Компенсирующее
Профессиональное Начальное Профессиональное училище, колледж, ВУЗ, аспирантура.
Среднее специальное
Высшее
Послевузовское
Дополнительное Профессиональное Институт повышения квалификации, спортивная школа, центр творчества
Общеразвивающее

 

Задание 3

Изучите федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.03.01 Педагогическое образование (выбор стандарта зависит от Вашего направления подготовки). Изложите требования к подготовке будущих педагогов-психологов/педагогов.

Современные требования к профессиональной деятельности педагогов-психологов при решении практических задач психодиагностики обусловливают необходимость формирования готовности специалистов к применению ИКТ, которое осуществляется в процессе их информационно-технологической подготовки.

Готовность будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности трактуется в работе как сформированность у будущих специалистов совокупности знаний и умений, необходимых для применения ИКТ на различных этапах психодиагностической деятельности.

Выделение в процессе подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности инструментально-технологического, практико-ориентированного этапов и этапа самоопределения позволяет определить содержание подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

Проектирование содержания подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности должно осуществляться на основе принципов, обусловленных содержанием будущей профессии: интегративности, дополнительности, комплексности и практической обусловленности.

Теоретическим основанием разработки методической системы подготовки является структурно-функциональная модель, в которой для каждого этапа подготовки указаны цели, содержание, методы обучения и методы контроля.

Результативность разработанной методической системы подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности подтверждается комплексом взаимодополняющих критериев. Результаты исследования достоверны и воспроизводимы.


 

Список литературы

 

1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

3. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.

5. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.

6. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.

7. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.

8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.

9. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.

10. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.

11. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.

12. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.

13. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.

14. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012. - 332 c.

15. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.

16. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.

17. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.

18. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.

19. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.

20. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.

21. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: