Душа, обращенная на восток




Жизнь Тэффи в эмиграции внешне сложилась благополучно: она до смерти жила в Париже, окруженная такой же любовью и почитанием, как в России, много писала, печаталась в лучших эмигрантских изданиях. Но что-то умерло в ней безвозвратно, словно увезла с собой «черный бесслезный плач», который слышала в час отъезда. Так и жила, с душой, «обращенной на восток».

И голос ее звучал грустно и тревожно.

В середине 1920-х гг. тематика произведений Тэффи меняется. Эмигрантская жизнь, казавшаяся поначалу кратковременной, входит в свою колею и становится главным стержнем ее творчества.

В 1926 г. в СССР вышли ее книги «Жизнь и воротник», «Папочка», «На чужбине», «Ничего подобного» (Харьков), «Парижские рассказы», «Сирано де Бержерак» и др. Перепечатывая рассказы Тэффи без ее разрешения, составители этих изданий старались представить автора как юмористку, развлекающую обывателя, как бытописательницу «зловонных язв эмиграции». За советские издания произведений писательница не получала ни копейки. Это вызвало резкую отповедь - статью Тэффи «Вниманию воров!» («Возрождение», 1928, 1 июля), в которой она публично запретила пользоваться ее именем на родине. После этого в СССР о Тэффи надолго забыли.

В эмиграции, напротив, ее популярность постоянно росла. Этому способствовали не только систематические публикации в «Последних новостях», «Возрождении». «Иллюстрированной России», «Современных записках», «Общем деле», «Зеленой палочке», «Грядущей России» и других, но и частые выступления на вечерах юмора, благотворительных концертах, постановки ее пьес в европейских театрах.

К Тэффи, одной из любимейших писательниц эмиграции, потоком шли просьбы. Она помогала всем. Ею был организован сбор средств в фонд памяти Ф. Шаляпина, на создание Библиотеки им. А.И.Герцена в Ницце. Тэффи писала специальные произведения для вечеров памяти своих бывших коллег - Федора Сологуба, Саши Черного, участвовала в дискуссии о русской душе. Тэффи, как и Аверченко, читала юмористические лекции («Как надо себя вести в эмиграции» и др.) в «Очаге друзей русской культуры», в Русском клубе и Тургеневском обществе. Там же ставились ее скетчи «Начало карьеры» и «Сватовство», звучали юмористические рассказы. Тексты этих выступлений, как правило, не сохранились, запечатлевшись лишь в памяти современников. Но благодаря им Тэффи любили и почитали не только во Франции.

 

К психологизму Достоевского и самопознанию

 

В 1930-х гг. от светлого чеховского юмора, преобладавшего в творчестве Тэффи до революции, от гоголевского «смеха сквозь слезы», характерного для многих произведений 1920-х гг., писательница приходит к психологизму Достоевского. Человек всегда был интересен Тэффи своим внутренним миром, духовной стороной.

В эти же годы в творчестве Тэффи заметно усиливается религиозное начало. Этому способствовали и обстоятельства личной жизни, и посещения религиозно-философского общества «Зеленая лампа». Обе дочери жили далеко от нее, близкий друг П.Тикстон тяжело болел. Перед второй мировой войной Тэффи неоднократно ездила к младшей дочери Елене в Польшу. В это время она пишет: «И сидим мы во Франции, как постороннее тело, как осколок снаряда, с которым, по выражению хирурга, «жить можно». Иногда беспокоит, но, в общем, почти не заметен, на общую жизнь организма почти не влияет...»

В Польше Тэффи чувствует себя ближе к России. Даже выпавший снег кажется ей настоящим, русским. Он напоминает, что «близка земля, где сейчас тоже падает снег, еще белее, еще холоднее и тише. Метет, заметает наши былые следы».

Итогом самопознания стали «Воспоминания» Тэффи. Главная героиня книги - не просто знаменитая писательница Н.А.Бучинская (в девичестве Лохвицкая), прославившаяся под псевдонимом Тэффи. Это, прежде всего, представительница российской либеральной интеллигенции, которая восторженно приветствовала «дни свобод» 1905 г., ликовала в Феврале 1917 г. и не приняла большевистский Октябрь.

Вторая мировая война застала Тэффи в Париже. Она видела, как в город вошли немцы. Тэффи жила на авеню Версаль и осталась в городе из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях пронемецкой ориентации, хотя голодала и бедствовала.

Имя Тэффи надолго исчезло со страниц печатных изданий, дав повод для слухов о ее смерти. Впоследствии она шутила: «Весть о моей смерти была очень прочна. Рассказывают, что во многих местах (например, в Марокко) служили по мне панихиды и горько плакали. А я в это время ела португальские сардинки и ходила в синема». Добрый юмор не покидал её и в эти страшные годы.

 

Все о любви

 

Из ужаса жизни, по мнению Тэффи, ведут пять путей: религия, наука, искусство, любовь и смерть. Она разочаровалась в тех путях, по которым ходила большую часть жизни. В очерке «А.И.Куприн» Тэффи призналась:

«Надо мной посмеивались, что я в каждом человеке непременно должна найти какую-то скрытую нежность... Но, тем не менее, в каждой душе, даже самой озлобленной и темной, где-то глубоко на самом дне чувствуется мне притушенная, пригашенная искорка. И хочется подышать на нее, раздуть уголек и показать людям - не все здесь тлен и пепел».

В книге «Все о любви» (Париж, 1946). Тэффи окончательно уходит в сферу лирики, окрашенной светлой грустью. Ее творческие поиски во многом совпадают с исканиями И. Бунина, который в те же годы работал над книгой рассказов «Темные аллеи» (1946). Тэффи и Бунин дружили на протяжении многих лет, а в эмиграции еще больше сблизились. Они неоднократно обменивались мыслями и замыслами. Пережив ужасы двух войн и трех революций, оба писателя под старость особенно остро почувствовали земную красоту и радость человеческого общения, ничем неизмеримую ценность истинной любви. Современность стала восприниматься с точки зрения вечности, и это определило высоту авторской позиции. Писателей волнуют проблемы жизни и смерти, роль судьбы и власть случая, неодолимое стремление к продолжению человеческого рода. Все это объединяется темой любви.

Книгу «Все о любви» можно назвать энциклопедией одного из самых загадочных человеческих чувств. На ее страницах сосуществуют самые разные женские характеры и разные типы любви. По Тэффи любовь - это выбор креста: «Какой кому выпадет!» Чаще всего она изображает любовь-обманщицу, которая мелькнет на мгновение яркой вспышкой, а потом надолго погрузит героиню в тоскливое беспросветное одиночество.

 

«Все отлично... кроме меня и погоды»

В последние годы жизни Тэффи жила на тихой улочке Парижа (рю Буассьер, 59), очень страдала от одиночества и болезней. Старшая дочь Валентина Владиславовна Грабовская, потерявшая во время войны мужа, работала в Лондоне, младшая, Елена Владиславовна, драматическая актриса, жила в Варшаве.

Все такая же остроумная, изящная, светская, Тэффи старалась изо всех сил сопротивляться болезням, изредка бывала на эмигрантских вечерах и вернисажах, поддерживала близкие отношения с И.Буниным, Б.Пантелеймоновым, Н.Евреиновым, ссорилась с Дон-Аминадо, принимала у себя А.Керенского. Она продолжала писать книгу воспоминаний о своих современниках (Д.Мережковском, З.Гиппиус, Ф.Сологубе и др.), печаталась в «Новом русском слове» и «Русских новостях», но чувствовала себя все хуже.

10 августа 1950 г. из пансионата между Парижем и Фонтенбло Тэффи писала М.Н.Верещагиной: «Домик прелестный, отдаленный, разукрашенный, кормят вкусно, изо всех сил. Прямо через дорогу лес в 30 км. Отношение ко мне идеальное. Словом, все отлично... кроме меня и погоды».

Вернувшись в Париж, Тэффи вновь окунулась в житейские заботы, которые становились все более тягостными. Денег хватало только на лекарства, после инфаркта писать становилось все труднее. Кончилось даже «соревнование» с Буниным после того, как они написали в 1949 г. по рассказу на испанскую тему («Ночлег» Бунина и «Моя Испания» Тэффи).

Изредка она жаловалась А. Седых: «Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это - трагедия. И моя жизнь - это сплошной анекдот, т.е. трагедия».

Выход в свет в 1952 г. книги «Земная радуга» был последней радостью. Здоровье становилось все хуже. Раздражал пущенный сотрудниками «Русской мысли» слух, что Тэффи приняла советское подданство. После окончания II мировой войны ее, действительно, звали в СССР и даже, поздравляя с Новым годом, желали успехов в «деятельности на благо советской Родины». На все предложения Тэффи отвечала отказом. Вспомнив свое бегство из России, она горько пошутила, что боится: в России ее может встретить плакат «Добро пожаловать, товарищ Тэффи», а на столбах, его поддерживающих, будут висеть Зощенко и Ахматова.

В последнем письме А. Седых Тэффи грустно пошутила: «Все мои сверстники умирают, а я все еще чего-то живу. Словно сижу на приеме у дантиста, он вызывает пациентов, явно путая очередь, а мне неловко сказать, и я сижу, усталая и злая».

30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины. Известно, что она тщательно скрывала свои годы, а, оказавшись в эмиграции и получая документы, сразу «скинула» себе 15 лет, но этот юбилей был настоящим. Через неделю Тэффи скончалась. За несколько часов до смерти она попросила принести ей зеркальце и пудру. И маленький кипарисовый крестик, который когда-то привезла из Соловецкого монастыря и который велела положить с собой в гроб. Тэффи похоронена рядом с Буниным на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.

Из откликов на ее смерть выделяются воспоминания А.Кашиной-Евреиновой, которая писала: «Юмор Тэффи всегда добродушный, благожелательный, что так редко у юмористов, обычно злых и заражающих и читателя своей талантливой злостью. От ее рассказов, даже грустных, а их у нее немало - подымается чувство жалости к тем, над кем она добродушно посмеивается. Мы, русские, слишком привыкли к горькому смеху Гоголя, к бичующей сатире Салтыкова-Щедрина, а Тэффи нас уводит в мир, чуть смешной, часто нелепый, но какой-то непонятно уютный, в который мы совсем не прочь заглядывать.

Тэффи на меня действует так же благотворно, как и англичанин Диккенс... В ее рассказах, как и в романах Диккенса, много христианского всепрощения, евангельской примиренности и трогательного добродушия при самых печальных, а иногда и трагических обстоятельствах».

В «Автобиографической исповеди» Тэффи призналась: «Принадлежу я к чеховской школе, а своим идеалом считаю Мопассана. Люблю я Петербург, любила очень Гумилева, хороший был и поэт, и человек». Это признание сделано незадолго до смерти и отвечает на главный вопрос: об истоках художественного мастерства писательницы. Она, в самом деле, сумела соединить традиции русской и французской литературы, обогатив жанр маленького рассказа утонченностью, свойственной модернизму, и вниманием к российскому быту и «маленькому человеку», присущим русской классике.

Именно поэтому, говоря словами Марка Алданова, и сегодня «на восхищении талантом Тэффи сходятся люди самых разных политических взглядов и литературных вкусов».

 

ЛИТЕРАТУРА:

Ее произведения:

  1. Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Т.Т. 1–4. - М., 1997-2000.
    2. Тэффи Н.А. Алмазная пыль/надежда Тэффи.- М.: «ЭКСМО». 2011. - 400с. – (Серия «Народная библиотека»)

3. Тэффи Н.А. Антология Сатиры и Юмора Росии 20 века. Т. 12. – М.: изд-во «ЭКСМО», 2003.- 544 с., ил.

4. Тэффи Н. А. Все о любви: Рассказы. Повесть. Роман. - М., 1991

5. Тэффи Н. А. И стало так: Избранные произведения.- М., 1998. - 25 с.

6. Тэффи Н. А. Ностальгия: Рассказы. Воспоминания. - Л., 1989.


О ней:

1. Зощенко М. Н.Тэффи//Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома.- Л., 1972. 1974.

2. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918- 1940.- т. 1. - М., 1998.

3. Майков В.Н. Литературная критика.- Л., 1985.-Стр. 180.

4. Писатели русского зарубежья: Справочник. Ч. III.- М., 1995. -Стр. 37.

5. Слово.- 1990.- № VIII.- С. 51.

6. Струве Г. Русская литература в изгнании. - М., 1996.

7. Трубилова Е. Тэффи//Литература русского зарубежья, 1920 - 1940. - М., 1993.- Стр. 255-256, 260.

 

P.S. https://vk.com/album-46420619_244539134 - вот в этом фотоальбоме - «Тэффи» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 15.05.17. в библиотеке «Фолиант» в ходе вечера - портрета, посвященного 145-тилетию со дня рождения писательницы Надежды Лохвицкой. Всего их - 34.

16. 05.17. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте: https://vk.com/library_foliant



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: