1. Психологическое исследование проводится с целью:
- описания характеристик психического явления;
- выявления взаимосвязей психических явлений;
- изучения возрастной динамики явления;
- описания нового феномена, эффекта;
- открытия новой (другой) природы явления;
- создания методики;
- адаптации психодиагностической методики.
В соответствии с методическими рекомендациями УМО вузов Российской федерации по педагогическому образованию в данной области научного изыскания можно вести поиск:
- наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития;
- психологической реабилитации воспитанников;
- умножения творческого потенциала детей, условий их самореализации;
- базовых позиций для индивидуально и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Содержательный и тематический анализ подготовленных студентами дипломных работ, выполняемых под руководством преподавателей кафедры психологии детства ПИ БГУ, позволяет следующим образом сгруппировать их тематику:
1. Изучение особенностей развития и формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности, общения и личности детей младенческого, раннего, младшего школьного, подросткового возраста, взаимодействия и общения с воспитателями, учителями, родителями и сверстниками; вопросы социально-психологической адаптации и дезадаптации, социализации воспитанников. Это достаточно широкий и разносторонний блок психологических исследований. Студенту отделения ПМНО необходимо помнить, что при изучении психологических особенностей, характерных для подросткового возраста, можно выйти за рамки государственного стандарта специальности, если не связывать их с особенностями младшего школьного возраста. То же самое можно рекомендовать студентам отделения «Дошкольная педагогика, психология»: при изучении возрастных особенностей младшего школьника нужно проводить взаимосвязи с дошкольным возрастом.
2. Психологическое исследование особенностей развития качеств, свойств личности будущих специалистов в области образования и воспитания, их профессиональная деформация. Например, это изучение становления профессионального самоопределения, самопознания, саморазвития студентов, социально-психологической адаптации первокурсников, мотивации учебно-профессиональной деятельности и т. д.
3. Разработка проблем в области практической психологии образования: психологической поддержки, психолого – педагогического сопровождения в условиях ДОУ, начальной и средней школы. Это может быть проблема развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, деятельности, межличностного взаимодействия и общения детей, психокоррекция тех или иных сторон психического развития воспитанников, разработка вопросов первичной, вторичной и третичной психопрофилактики, направленной на создание наиболее благоприятных условий для развития дошкольников, младших школьников и предупреждение возникающих при этом временных трудностей и проблем.
4. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей. Данная тематика является одной из актуальнейших.
Тематика курсовых работ, выполняемых на кафедре психологии детства, не ограничивается данным перечнем тем. Студент может выбрать любую проблему в рамках требований, выдвигаемых УМО по педагогическим специальностям. Фельдштейн Д. И. (2003) в своей статье «Направления развития психологических исследований в образовании» выделяет следующие актуальные темы психологических исследований:
1. Раскрытие новых характеристик сознания, самосознания, мышления, памяти, мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов в условиях антропогенной цивилизации, неосферного, психогенного общества. Это обусловлено высокой динамичностью происходящих культурных, социально-экономических процессов, выходом на историческую арену новых субъектов, объективным повышением активности человека, его более глубокой рефлексией, перестройкой ментальности, сменой ценностей, появлением новых потребностей, включением индивидов в открытое всемирное пространство, в том числе и через Интернет, что изменяет характер, общение, деятельность, сознание, мышление, речь.
2. Определение возможностей научного обеспечения системы образования: преодоление учебной перегрузки школьников, сохранение их психического и физического здоровья, помощь в выборе жизненного пути. Для этого необходимо выстраивание личностно-ориентированной модели образовательного процесса, направленных на саморазвитие учащихся как подлинных субъектов образования, активизацию их инициативы, творческих начал.
3. Изучение психологических основ воспитания и поиск путей нивелирования негативного воздействия на детей сцен агрессии, насилия, эротики, заполнивших передачи телевидения и страницы многих изданий. Изучение условий и механизмов формирования ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и достойных человека ориентаций.
4. Установление особенностей влияния социальных, культурологических факторов на когнитивную и мотивационно-потребностную сферу личности, выяснение нормы психического психофизиологического, личностного развития человека.
5. Изучение психологических характеристик этнических общностей, профилактика этно- и ксенофобии, воспитание толерантности.
6. Поиск в условиях информационного прессинга психологических оснований процесса обучения, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников и студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.
7. Теоретическое и психологическое обоснование компьютеризации обучения, которое не должно ограничивать инициативность, активность мышления учащихся, обеднять творческое начало, а, наоборот, способствовало бы интенсивному развитию у них качеств активных субъектов познания, труда и общения.
8. Определение социальных механизмов поддержания психического и физического здоровья детей за счет оздоровления школьной среды в целом, профилактики развития пограничных состояний, тревожности учащихся, дидактогенных неврозов, снижения интеллектуального потенциала детей. Изучение эмоциональной неустойчивости педагогов-практиков, психотравмирующих аспектов речевого поведения учителей. Разработка психолого-педагогического сопровождения учащихся на различных этапах обучения.
9. Изучение вопросов детской одаренности, реабилитации детей с особыми нуждами, психологической поддержки беспризорных ребят, социальных сирот.
Таким образом, тематика психологических исследований характеризуется широтой охвата различных проблем, их актуальностью.
При выборе темы студент может:
Ø Обратиться за помощью к научному руководителю и выбрать тему курсовой работы в соответствии с его исследовательскими исследованиями;
Ø Использовать рекомендательный список тем курсовых работ, который по требованию студента выдается лаборантом кафедры психологии детства;
Ø Самостоятельно сформулировать тему курсовой работы в соответствии с личными научными интересами.
Психологическое исследование может быть выполнено на уровне констатирующего эксперимента с последующим формулированием рекомендаций для оптимизации учебно-воспитательного процесса, развития личности детей. В некоторых случаях адекватным будет выполнение формирующего эксперимента с последующим проведением контрольного среза с целью оценки эффективности проведенной работы. Такое исследование может остаться в рамках психологических изысканий, если оно проводится в области практической психологии образования.
2. Требования к печатанию курсовой работы:
1. Формат А 4;
2. Шрифт “times new roman”, кегль 14;
3. Межстрочный интервал – 1,5;
4. В строке 60 знаков, включая интервалы между словами;
5. На странице 30 строк, не считая номер страницы и межстрочный пробел;
6. Параметры страниц: сверху – 2 см, снизу- 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.; абзацный отступ равняется четырем-пяти знакам;
7. Нумерация страниц начинается с титульного листа, за которым идет содержание (оглавление), и проставляется с начала текста курсовой работы, т. е. с введения (номер страницы – 3);
8. Оформление титульного листа:
- параметры страниц те же;
- размер шрифта при печатании основных составляющих титульного листа: кегль 14 – министерство образования и науки РФ, Бурятский государственный университет, педагогический институт, кафедра психологии детства, данные о студенте и научном руководителе, оценка, город, год; пункт 18 - курсовая работа; кегль 22 - название курсовой работы.
Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания (оглавления), введения, основной части, включающей две и более глав, заключения, списка литературы (библиографии) и приложения.