Рекомендации по разработке первого параграфа второй главы курсовой работы




Теоретический анализ проблемы позволяет определить не только научные подходы в решении изучаемого вопроса и основные понятия, но параметры и методы исследования. Под параметром понимается та или иная сторона исследуемого явления, его содержание. Одновременно в психолого-педагогических работах могут быть выделены показатели, т.е. уровни развития отдельных функций, действий, навыков, качеств (иногда бывает достаточно освещение только параметров). Например, в дипломной работе на тему «Самооценка как фактор формирования децентрации личности детей старшего дошкольного возраста» (автор – студентка заочного отделения ФНО ДПП Лузько С. Ф., научный руководитель – Посходиева Д. В., к.п.н.) на основании теоретического анализа проблемы исследования определены параметры изучения:

1. Самооценки:

- общий характер самооценки (адекватный, заниженный, завышенный);

- определение особенностей субъективной самооценки ребенка как общего отношения к себе («Я хороший», «Я плохой», «Я нормальный (средний)», представление ребенка о том, как его оценивают другие люди (педагог, референтная группа взрослых));

- уровень притязаний (высокий, низкий, средний).

2. Децентрации:

- умение децентрироваться во внешнем плане (показателем является ориентировка в окружающем относительно себя);

умение децентрироваться во внутреннем плане, т.е. способность вставать на точку зрения другого человека, видеть мир его глазами, учитывать его позицию.

Далее студент дает обоснование методик, направленных на изучение всех выше перечисленных параметров, т.е. раскрывает цель и задачи их применения. Для большей убедительности параметры и методики исследования можно представить в виде таблицы.

Таблица № 1

Параметры, показатели и методики

экспериментального изучения самооценки и личностной децентрации детей старшего дошкольного возраста

Параметр Показатель Методика исследования
1. Общий характер самооценки Высокая, средняя, низкая самооценка Проба Де Греефе
2.Субъективная самооценка ребенка (общее отношение к себе). «Я хороший», «Я плохой», «Я нормальный (средний)». Степень осознанности ребенка отношения к нему близких людей, соотношение между самооценкой ребенка и представлений об оценке его близкими людьми. Методика В. Г. Щур «Лесенка» (три серии)
3. Уровень притязаний Высокий, низкий, средний. Методика «В гостях у поросят»
4. Децентрация во внешнем и внутреннем плане. Умение ориентироваться в окружающем относительно себя. Принятие или соскальзывание с позиции другого ребенка. Проявления эгоцентризма. Задания на ориентацию в пространстве относительно себя. Авторская методика «Игра со сказкой»

 

Содержание параметров и методик экспериментального исследования желательно раскрыть в одном параграфе. Если же этот вопрос вследствие недостаточного раскрытия проблемы в науке требует более глубокого обоснования, то ему можно посвятить целую главу.

 

Рекомендации по представлению и описанию результатов эксперимента

Выделяются следующие формы представления данных эксперимента:

1. Диаграммы (секторные, столбчатые (гистограммы), графики, совмещенные диаграммы).

2. таблицы

3. Средние групповые профили

4. Корреляционные ряды, матрицы, плеяды, кластеры, полигоны распределений.

Наиболее являются диаграммы и графики.

Образец оформления протокола

Приложение 2

Данные результатов теста Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен

(контрольная группа)

Испытуемые Число эмоциональных негативных выборов Индекс тревожности Уровень тревожности
1. Г. Ксюша 9 64 высокий
2. Г. Вика 6 43 средний
3. Е. Настя 5 36 средний
4. Е. Женя 6 43 средний
5. М. Сережа 6 43 средний
6. С. Женя 5 36 средний
7. Ф. Даша 8 57 высокий
8. Ф. Игорь 5 36 средний
9. Х. Даниил 6 43 средний
10. Х. Катя 8 57 высокий

 

1. В содержании курсовой работы необходимо представлять данные вторичной обработки в виде таблиц, рисунков, которые нужно пронумеровать по порядку, дать заголовок (название), в конце которого точка не ставится. Например:

Таблица № 1

Количественное распределение учащихся

контрольного и экспериментального классов

по уровням продуктивности творческого мышления

(процентные данные)

Уровень продуктивности творческого мышления Классы
Контрольный Экспериментальный
Высокий 26 15
Средний 47 57
Низкий 27 28

 

В тексте, под таблицей (рисунком) приводится количественно-качественный анализ данных по вертикали и горизонтали. Выявляются сходство и отличия, и на основе этого формулируется вывод. Это требование является обязательным, иногда студент предполагает, что наличие таблицы в силу наглядной представленности данных исключает необходимость их анализа. Но такая позиция является неверной, так как важными являются точка зрения, аргументация и объяснения автора сущности и детерминации изучаемых явлений. Разные исследователи в одной и той же таблице (на рисунке) могут увидеть и выделить совершенно разные характеристики данных и дать им различную интерпретацию.

Если в тексте даются ссылки на таблицы, то они должны быть косвенные, например:

Анализ данных констатирующего эксперимента показывает, что в контрольной группе количество испытуемых, показавших высокий уровень развития творческого мышления, значимо больше, чем в экспериментальной (табл.1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: