Ч - П — взаимодействие человек — природа: профессии, где происходит работа с флорой и фауной.
Ч - Т — взаимодействие человек — техника: профессии технического характера.
Ч - Ч — взаимодействие человек — человек: профессии предусматривающие общение и коммуникации.
Ч - З — взаимодействие человек — знаковая система: профессии связанные с расчетами и вычислениями.
Ч - Х — взаимодействие человек — художественный образ: профессии творческой направленности.
Ответьте, у кого результаты теста совпали с вашими склонностями ( ответы учащихся)
А теперь скажите, у кого склонности совпадают с интересами (ответы учащихся)
Чтобы правильно ответить на вопросы тестов, вы должны внимательно читать вопрос. Кто может сказать, что «я - внимательный человек»? (Ответы учащихся). Давайте это проверим это с помощью игры.
(Игра «Я – внимательный». Презентация)
Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями.
Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.
Способности делятся на общие и специальные.
Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).
Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).
Вашу способности мы сейчас проверим очень быстро с помощью экспресс - диагностики способностей человека
Задание №3. Демонстрируем пять геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Прошу вас выбрать одну из них. (Учащиеся выбирают карточки с фигурами, на обороте которых написаны способности)
Квадрат
Свидетельствует о наличии математических способностей. При восприятии информации он делает упор на цифры и факты. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Вы не угадываете результат, а его вычисляете путём логичных рассуждений и последовательных действий. Отличает трудолюбие, усердие, методичность и скрупулёзность.
Треугольник
Характерно наличие лидерских качеств. Вы уверенны в себе, решительны, но нетерпеливы и категоричны. Ваше кредо – превзойти, добиться высокого статуса и быть исключительно лучше остальных. Вы умеете концентрироваться, видеть суть вопроса. Вы энергичны и изобретательны. Ваши способности связаны с искусством, сценой, ораторскими возможностями и лингвистикой.
Круг
Для вас необходима доброжелательная атмосфера. Вам важно окружение тех людей, которые вас любят и верят в ваши возможности. Вы чувствительны, ранимы и эмоциональны. Умеете больше отдавать, чем принимать. У вас развита эмпатия. Ваши способности связаны с коммуникативностью.
Прямоугольник
Это фигура поиска и самоопределения. Выбирают в состоянии тревоги, замешательства, внутренних проблем и кризисные периоды.
Зигзаг
Вас отличает мечтательность и богатое воображение. В вас развиты творческие способности (склонность к живописи, музыке и поэзии). Мышление образное. Развита интуиция. Вы одиночка. Строгий мир цифр вам чужд, а сцена или общение отнимает много энергии. Вы любите творить в своем мире грёз и фантазий.
Скажите, у кого результаты теста совпали с вашими способностями. (Ответы учащихся)
Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы, склонности и способности согласованы между собой и дополняют друг друга.
Посмотрите результаты сегодняшних тестов и ответьте, у кого есть все совпадения. (Ответы учащихся)
Человеку, которому предстоит выбрать правильную, нужную для него и полезную для общества профессию, необходимо много знать о себе. А для этого ему нужно хорошо ориентироваться, чтобы выбрать для себя что-то полезное. Как у вас с ориентированием? (ответы учащихся)
Давайте на минутку еще отвлечемся и проверим вашу способность к ориентированию.
(Игра «Ориентирование». Презентация)
Может ли человек развивать свои интересы, склонности?
Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:
1.Повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов).
2.Заниматься практической деятельностью (факультативы, дополнительные занятия).
3.Заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств