Лингвистическая карта мира и России (2 часа)




На занятии отрабатываются основы генеалогической классификации языков, умение относить конкретные языки к определенной языковой семье, ветви (группе) и подгруппе.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение курса должно осуществляться систематически, последовательно на протяжении всего семестра. Самостоятельная работа студента включает в себя:

- работу с учебником и конспектами лекций;

- чтение дополнительной литературы;

- подготовку к ответу на занятии;

- выполнение практических заданий;

- выполнение контрольных работ и работы над ошибками;

- подготовку к экзамену.

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

- Звуковой закон. Исторические и позиционные чередования звуков.

- Происхождение и развитие письма.

 

Темы контрольных работ:

1) Фонетическая транскрипция текста.

2) Физиолого-акустическая характеристика звуков.

3) Итоговая контрольная работа по фонетике и фонологии.

4) Грамматический анализ словоформы.


ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.

2. Язык как общественное явление, его основные функции.

3. Язык и речь. Язык и мышление.

4. Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи.

5. Звук речи как физиологическое явление. Строение органов речи. Артикуляция и артикуляционная база языка.

6. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Деление звуков на гласные и согласные. Классификация гласных звуков.

7. Классификация согласных звуков.

8. Звук речи как социальное явление. Фонема и ее дифференциальные признаки. Система фонем.

9. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Вариант фонемы.

10. Основные типы позиционных звуковых изменений фонем.

11. Звуковой закон. Позиционные и исторические чередования звуков.

12. Слово как единица языковой системы и предмет лексикологии. Проблема выделения слова в речи.

13. Лексическое значение слова, его составляющие.

14. Многозначность слова и контекст. Отличие многозначности от омонимии.

15. Переносные значения слова и способы их образования.

16. Понятие о внутренней форме слова. Виды мотивированности. Слова, мотивированные с синхронной и с диахронной точек зрения.

17. Грамматическое значение слова.

18. Грамматическая форма слова. Лексема и словоформа.

19. Грамматические категории слов, их типы. Грамматические категории и части речи.

20. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков.

21. Аффиксация как одно из грамматических средств. Типы аффиксов.

22. Язык как система. Единицы языка и их иерархия в языковой системе.

23. Уровень языковой системы. Системные отношения между единицами одного уровня языковой системы.

24. Проблема происхождения языка, различные подходы к ее решению.

25. Закономерности исторического развития языка. Дифференциация и интеграция как основные процессы развития и взаимодействия языков.

26. Языки народностей и национальные языки. Литературный язык как подсистема национального языка.

27. Язык и культура.

28. Генеалогическая классификация языков и ее значение. Характеристика основных языковых семей.

29. Характеристика индоевропейской языковой семьи.

30. Славянские языки и их классификация.

31. Лингвистическая карта мира и России.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Богуславская, Н. Е. Русская фонетическая транскрипция [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Богуславская; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б. и.], 2006. – 26 с. – 30 экз.

2. Кодухов, В. И. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / В. И. Кодухов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009 – 288 с. – 100 экз.

3. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. русский язык и литер./ Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2009 – 296 с. – 40 экз.

4. Реформатский, А. А., Виноградов В.А., Введение в языковедение [Текст]: учеб. для студентов филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский; под ред. В. А. Виноградова. – 6-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 536 с. 100 экз.

5. Теория языка [Текст]: методическое пособие для студентов 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. Н. Е. Богуславская. – 4 изд. испр. и доп. - Екатеринбург: [б. и.], 2007 г. – 27 с. – 11 экз.

6. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам [Текст]: словарь-справочник. – изд. 2-е, испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 72 с. – 40 экз.

Дополнительная

1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Тест]: учеб. пособие для студ. филолог. спец. высш. учеб. заведений/Н.Ф. Алефиренко. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. – 30 экз.

2. Вендина, М. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для педагогических вузов/ Т.И. Вендина – М.: Высш. шк., 2005 – 288 с. – 50 экз.

3. Калабина, С. И. Практикум по курсу "Введение в языкознание" [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. И. Калабина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1983. – 112 с. – 92 экз. SUPERLINGUIST.com

 

Статьи в п ериодических изданиях

1. Болотов В.И. А.А.Потебня и когнитивная лингвистика // Вопросы языкознания. – 2008. – №2 – С. 82 – 96. – https:// elibrary.ru

2. Касаткин Л.Л. О природе фонемы // Вопросы языкознания. – 2009. – №2 – С. 92 – 102. – https:// elibrary.ru

3. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – №1 – С. 5 – 12. – https:// elibrary.ru

4. Кузнецов В.Г. Социально значимые концепты в синхронии и диахронии // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – №4 – С. 38 – 45. – https:// elibrary.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: