Информационное обеспечение дисциплины




Сайты Ruskorpora.ru; Pfilology.ru; Distant.uspu.ru/portal; https://www.biblioclub.ru;https://www.e.lanbook.com; SUPERLINGUIST.com; https:// elibrary.ru.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Учебно-наглядные пособия: схемы по теме «Речевой аппарат и артикуляция», таблицы по темам «Редукция гласных», лингвистическая карта мира.

2. Карточки раздаточного материала.

3. Компьютерная техника.

4. Тренировочные и контрольные тесты (в т.ч. компьютерные тесты по транскрипции и КИМ).

 

Практические занятия и вопросы для их самостоятельной подготовки

 

Тема 1. Звук и буква. Русская фонетическая

Транскрипция

1. Какие расхождения между буквой и звуком можно наблюдать в нашей письменности (показать на примерах отдельных слов)?

2. Что такое научная фонетическая транскрипция и каково ее назначение?

3. Каким образом фонетическая транскрипция устраняет расхождения между буквой и звуком?

4. Расскажите о правилах русской фонетической транскрипции, проиллюстрируйте свой ответ примерами.

5. Расскажите о редукции гласных в русском языке и о правилах обозначения редуцированных гласных в транскрипции. Покажите на это на конкретных примерах.

6. Затранскрибируйте данный текст и объясните на нем правила русской транскрипции.

По этой теме выполняется контрольная работа: транскрипция любого текста (одна тетрадная страница).

Литература

Богуславская Н.Е. Русская фонетическая транскрипция. Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2008

 

Тема 2. Физиолого-акустическая классификация гласных звуков

1. В чем состоит акустический аспект характеристики звука речи? Назовите акустические свойства звуков речи.

2. В чем состоит физиологический аспект характеристики звука? Что такое артикуляция?

3. Что лежит в основе физиолого-акустической классификации звуков и каково ее значение?

4. В чем состоит отличие гласных звуков от согласных: а) с акустической и б) физиологической точек зрения?

5. По каким признакам классифицируются гласные звуки? Как распределяются русские гласные по ряду, по подъему, лабиализации?

6. Дайте физиолого-акустическую характеристику гласных звуков в заданном слове по следующему плану:

1. Акустическая характеристика звука

2.Физиологическая (артикуляционная) характеристика звука:

а) положение спинки языка по вертикали (подъем);

б) положение спинки языка по горизонтали и ее подъм в передней, средней или задней части (ряд);

в) наличие или отсутствие лабиализации. Образцы анализа см. в руководстве по выполнению контрольной работы (с. 30).

7. Какие еще признаки могут учитываться при классификации гласных в других языках? Покажите это на примерах из изучаемого иностранного языка.

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание, § 18-19.

 

Тема 3. Физиолого-акустическая классификация

Согласных звуков. Понятие об артикуляционной базе языка и фонетической позиции звука

1. На какие группы делятся согласные с акустической точки зрения?

2. Какие артикуляционные признаки учитываются при классификации согласных?

3. Расскажите о классификации русских согласных по каждому из этих признаков. Покажите это на примерах.

4. Дайте полную характеристику согласных звуков в данном слове по следующему плану:

1. Акустическая характеристика звука.

2. Физиологическая (артикуляционная) характеристика звука:

а) место образования (с учетом активного и пассивного органов речи);

б) способ образования и преодоления препятствия;

в) характеристика звука по дополнительной артикуляции средней части спинки языка к твердому небу (палатализованный или веляризованный);

г) характеристика звука по участию носовой полости в его образовании (назализованный или чистый). Образцы анализа см. в руководстве по выполнению контрольной работы (с. 30).

5. Что такое артикуляционная база языка? Покажите на примере 1-2 гласных и 1-2 согласных звуков отличие артикуляционной базы изучаемого иностранного языка от русского языка.

6. Что называется фонетической позицией звука? Почему при характеристике звука необходимо учитывать его фонетическую позицию?

7. Какие условия влияют на произношение гласных звуков (вспомните законы редукции)? Проиллюстрируйте это примерами из заданного текста.

8. Какие условия влияют на произношение согласных звуков? Покажите на примерах озвончения и оглушения согласных в тексте.

9. В заданном слове опишите фонетическую позицию каждого звука. Образцы анализа см. в руководстве по выполнению контрольной работы (с. 30).

 

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание, § 19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: