Тема 4. Фонема и ее дифференциальные признаки. Сильная и слабая позиция фонемы




1. Перечислите три аспекта изучения звука. В чем состоят акустический и физиологический аспекты изучения? Покажите на конкретных примерах из текста.

2. В чем состоит функциональный аспект рассмотрения звука? Почему этот аспект еще называется социальным?

3. Что такое фонема? Как соотносятся понятия "фонема" и "звук"? Покажите их соотношение на конкретных примерах.

4. Что такое дифференциальные признаки фонемы? Покажите на примерах гласных и согласных фонем русского языка.

5. Что такое оппозиция фонем? Какие оппозиции фонем называются коррелятивными? Покажите на примерах гласных и согласных фонем русского языка.

6. Докажите примерами, что каждый язык обладает своей системой фонем.

7. Какие позиции фонем называются сильными и почему? Покажите на примерах.

8. Какие позиции фонем называются слабыми и почему? Покажите на примере гласной и согласной фонемы.

9. Как определить принадлежность слабой фонемы к той или иной сильной? Почему слабая фонема называется функциональным вариантом сильной? Объясните на примерах.

10. В заданном слове определите позиции всех фонем и объясните, почему у данной фонемы позиция сильная или слабая. Образцы анализа см. в руководстве по выполнению контрольной работы (с. 30).

 

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание, § 22.

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. III, § 39, 40.

 

Тема 5. Позиционные звуковые изменения фонем. Понятие о звуковом законе

1. Чем вызываются позиционные звуковые изменения фонем в потоке речи?

2. На какие два типа разделяются эти позиционные звуковые изменения? Чем они отличаются друг от друга?

3. Покажите в заданном тексте примеры собственно позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем и прокомментируйте их.

4. Расскажите о комбинаторных звуковых изменениях фонем.

5. В заданном тексте найдите примеры комбинаторных звуковых изменений: ассимиляции, аккомодации, диссимиляции, упрощения групп согласных. Алгоритм и образцы анализа см. в руководстве по выполнению контрольной работы (с. 30).

6. Что такое звуковой закон? Приведите примеры звуковых законов, действующих в современном русском языке. Докажите (со ссылками на изучаемый иностранный язык), что каждому языку свойственны свои звуковые законы.

7. На примерах из заданного текста объясните различие между позиционными и историческими чередованиями звуков.

Литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. III, § 33-38.

Кодухов В.И. Введение в языкознание, § 21.

 

Тема 6. Лексическое значение слова. Многозначность и омонимия

1. Почему слово рассматривается как двусторонняя единица языка? Что включает в себе понятие «лексическое значение слова»?

2.Что такое ''предметная отнесенность'' слова? Объясните на примерах.

3. Что такое ''понятийная отнесенность" слова? Объясните на примерах, используя толковый словарь.

4. Какова связь между звучанием и значением слова (в чем состоит условный характер этой связи)?

5. Что такое эмоциональная и экспрессивная окраска слова? Объясните на примерах.

6. Что такое структурное значение слова? Объясните на примерах.

7. Покажите на примерах, что такое многозначность слова и контекст (см. Калабина С.И. "Практикум'' с. 79, упр. 2).

8. Объясните на примерах, чем многозначность отличается от омонимии (см. Калабина С.И. ''Практикум", с. 81, упр. 7).

Литература

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977.

КодуховВ.И. Введение в языковедение, § 26.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. III, § 10, 15.

Тема 7. Типы переносных значений слова. Понятие о внутренней форме слова и видах мотивированности

1. Какое значение слова называется переносным? Чем обусловлено появление у слова переносных значений?

2. Каковы способы образования переносных значений? Расскажите о каждом способе, иллюстрируя свой рассказ примерами (см. Калабина С.И. "Практикум'', с. 81, упр. 6).

3. Что такое "внутренняя форма" слова? Объясните на примерах.

4. Какие виды мотивированности слова вы знаете? Покажите на конкретных примерах.

5. Какие слова являются мотивированными с синхронной, а какие с диахронной точек зрения? Объясните на примерах (см. Калабина С.И. "Практикум", с. 76, упр. 2), аргументируйте свой ответ ссылками на этимологический словарь.

Литература

Кодухов В.И. Введение в языковедение, § 26.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

РеформатскийА.А. Введение в языковедение. Гл. II, §11-14.

Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: