Цвета (финифти, металлы и меха), значения цветов в геральдике.




 

В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы (золото и серебро) и финифти (червлень, лазурь, зелень и чернь, а также пурпур); кроме того существуют и особые меха (горностаевый и беличий).

 

Для схематического изображения цвета также может использоваться специальная штриховка (в таких случаях говорят, что герб изображен в геральдической штриховке). Для каждого цвета в классической геральдике также существует и свое толкование.

 

Точных оттенков того или иного цвета в геральдике не существует - оттенки могут варьироваться от герба к гербу. Более того в отношении одного и того же герба, исполненного художественно по-разному, могут также использоваться разные оттенки.

Металлы:

Золото (желтый цвет) - графически изображается точками.

Серебро (белый цвет) - графически никак не передается (т.е. фигура просто оставляется белой).

Финифти:

Червлень (красный цвет) - графически изображается вертикальной штриховкой.

Лазурь (голубой, синий цвет) - графически изображается горизонтальной штриховкой (а также иногда горизонтальными пунктирными линиями).

Зелень (зеленый цвет) - графически изображается диагональными линиями справа.

Пурпур (бордовый цвет) - графически изображается диагональными линиями слева.

Чернь (черный цвет) - графически изображается сплошной черной заливкой либо перпендикулярно пересекающмися прямыми линиями.

Цвет человеческого тела может передаваться с помощью т.наз. телесного цвета.

Меха:

Горностаевый (а также противогорностаевый) мех - графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков.

Беличий (а также противобеличий) мех - графически изображается в виде чередующихся лазуревых и серебряных шлемиков.

 

 

В полный герб могли также включаться знаки статуса: корона, митра, посох и др. Развивалась культура изображения людей, ангелов, животных, чудовищ, сопровождающих или поддерживающих щит и способных играть как декоративную, так и знаковые роли (религиозного символа, дополнительной эмблемы хозяина). Иногда такие фигуры приобретали характер устойчивого дополнения при определенном гербе; но их переосмысление в качестве его специальных элементов - щитодержателей - начало оформляться лишь к концу 15 столетия в Нидерландах, Британии и Франции.

Нашлемник как элемент герба зачастую не был идентичен реальному шлемовому украшению - парадному, турнирному или тем более боевому (употребление таковых украшений в бою вообще весьма сомнительно). Условно-гербовая иконография нашлемников иногда отчетливо дистанцировалась от их предметных прототипов: так, на реальном шлеме “Черного Принца” Эдуарда Вудстокского помещался стоящий и глядящий вперед лев; при воспроизведении этого же нашлемника в составе полного герба нормой был разворот львиного туловища в профиль, а головы - анфас (по аналогии со львами в щите). Даже на печати с фигурой самого принца в гербовом облачении лев на его шлеме изображен условно-гербовым образом. Пик всеевропейского употребления гербов с нашлемниками в 14 и 15 веках связан с турнирными модами, но не сводится к ним. Значительная часть нашлемников, известных по гербовым изображениям этого периода, могла вообще не иметь никакого оружейного воплощения и существовать только в геральдическом декоре рукописей, печатей, зданий и т.п.

Намет - ткань, с 12 в. крепившаяся к шлему для защиты от жары и холода, для смягчения ударов, а также для украшения. В 14 веке шлем в составе полного герба часто изображался с наметом, который мог получать определенную расцветку, украшаться гербовыми фигурами. Постепенно гербовый намет удлиннялся, превращаясь из короткого назатыльника в развевающееся покрывало. Это отражало не только эволюцию реального шлемового покрывала, но и декоративные тенденции в геральдическом искусстве. К 15 веку оформилась практика воспроизведения намета как орнамента в виде развевающихся клочьев ткани, обычно имеющих один фиксированный цвет с лицевой стороны, другой - с изнанки.

Особой областью геральдики являлись с 14 века ливреи (фр. livrée от лат. liberare в знач. “наделять”) и фигуративные, или немые, девизы (фр. devise, англ. badge, нем. Bilddevise, итал. impresa), распространившиеся в основном в Британии, Франции, Италии. Первоначально под ливреей понималась одежда определенного вида, “хозяйских цветов”, раздававшаяся сеньором тем, кто ему служил; позднее характерная расцветка ливрей стала использоваться не только в одеждах приближенных хозяина ливреи, его свиты и войска, но и в знаменном обиходе, при украшении помещений и т.д.

 

Девизы - разнообразные значки в виде предметных, бестиарных и иных фигур - употреблялись в качестве разновидности ливрей: носились челядью и союзниками, появлялись на флагах, в декоре, нередко на фоне ливрейных цветов. Характерным знаком отличия была так называемая ливрейная цепь, звенья или подвеска которой имели вид девиза сеньора; подобными знаками были и ранние орденские цепи XV в. Участник турнира вместо своего настоящего герба мог пользоваться “щитом для мира” с изображением своего девиза в поле ливрейных цветов; этот щит, наряду с гербовым, играл важную роль и в погребальных ритуалах (напр., на похоронах “Черного Принца”).

 

Иконография девизов приближалась к гербовой, но отличалась большей свободой. Девиз мог воспроизводить фигуру из герба, однако это не было общим правилом. Типичным было изображение герба на фоне ливрейных цветов, дополненное девизами (напр., поддерживающими щит животными или повторяющимися орнаментом на намете предметами). В принципе герб и ливрея были знаками одного и того же сеньора, но, как правило, маркировали его разные роли и направления самоидентификации: в случае с гербом - более “длительные” (кровные, поземельные связи), с ливреей - более краткие и частные (политические союзы, круг приближенных, вооруженный отряд). Гербы герцогов Бургундских и Орлеанских (варьировавшие общий капетингский прототип) подчеркивали их родство, а девизы - противостояние: например, дубина Людовика Орлеанского и готовый обстругать ее рубанок Иоанна Бесстрашного. Это же касается Ланкастеров и Йорков с их единым гербовым наследием и “враждебными” девизами (розы и др.). Именно общим усложнением социально-политических форм и было вызвано появление, наряду с гербами, девизно-ливрейной практики.

Своеобразный, периферийный тип геральдического памятника - известные с конца 13 века легенды о происхождении гербов, связывающие его с конкретными подвигами родоначальника, пожалованиями государей прошлого и т.д. Так, герб Арагона (в золотом поле четыре червленых столба, т.е. вертикальных полосы) якобы увековечивал доблесть графа Барселоны Гальфрида Волосатого, израненного в бою; император Карл Лысый, омочив руку в крови графа, провел четырьмя пальцами полосы по его золоченому щиту. Подобные “гербовые басни” (нем. Wappensagen), совершенно недостоверные в событийном отношении, известны по хроникам, геральдическим трактатам и др. К концу Средневековья они получили широкое распространение, в новых культурных условиях компенсируя некоторый архаизм традиционной гербовой образности.

Геральдические термины:

 

БУРЕЛЕТ (франц. bourrelet - жгут, набухание, припухлость) — гербовый элемент (атрибут), сохраняющийся до сих пор в государственной геральдике ряда стран. Первоначально представлял собой две-три матерчатые трубки, туго набитые сырой шерстью, перекрученные или сплетенные в жгут и связанные в виде кольца. Крестоносцы заимствовали бурелеты у бедуинов (которые употребляют для их обозначения общеарабское название - икаль) и надевали их на свои металлические шлемы, чтобы ослаблять удары меча или шпаги противника по шлему, а также для придерживания матерчатого намета на шлеме, защищающего от палящего солнца. Обычно при наличии бурелета и движения обоих противников удар приходился слегка вкось, и этого было достаточно, чтобы упругий шерстяной жгут слегка оттолкнул оружие, и оно иногда даже не достигало шлема, а двигалось вскользь или сдвигало бурелет.

 

Позднее, употребляя в геральдике рыцарские шлемы и наметы, стали изображать в некоторых случаях и бурелеты как свидетельство того, что данный рыцарь действительно побывал под солнцем Востока. Бурелеты всегда имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь. Это обстоятельство способствовало закреплению бурелетов в геральдике как существенной отличительной эмблемы, по которой можно было узнать не только род, но и национальность гербовладельца.

 

В новое время бурелеты перестали употреблять в дворянских гербах, чтобы отличать новое дворянство от древнего, участвовавшего в крестовых походах. Таким образом, бурелеты практически исчезли постепенно из родовых гербов как элемент.

 

 

ВЕНОК - древнейший символ награды, почета, эмблема бессмертия, а следовательно, величия (в государственных гербах - державного величия); в женских гербах - эмблема памяти о погибшем рыцаре (муже, отце, брате - в случае отсутствия у них мужского потомства).

 

Венки из зелени (веток различных деревьев, трав) и цветов с древнейших времен у всех народов употреблялись во время празднеств и жертвоприношений как знак союза (неразрывного) между живыми и мертвыми, между потомками и предками, отсюда на весьма ранней стадии исторического развития венок стал рассматриваться как эмблема бессмертия.

 

В античное время, в самый древний период, венок продолжал оставаться эмблемой бессмертия, но постепенно превратился в символ награды. Произошло это так. Еще задолго до установления Олимпийских игр, в 9 веке до н. э., в Элиде, на берегу реки Алфей, праздновались погребальные игры в честь мифического героя Пелопа, которого в детстве разрубили на куски и принесли в жертву богам Олимпа, но те воскресили его. На этих играх венки, приносимые Пелопу, вручались для возложения на его алтарь победителям игр.

 

Когда же в 776 году до н. э. были установлены Олимпийские игры, то венками стали увенчивать (награждать) победителей этих игр уже как наградой, принадлежащей им лично, а позднее венками стали награждать и победителя состязаний в области искусства (поэзии, танцев, музыки).Олимпийские венки плели из ветвей молодой оливы, срезанной в специальной роще золотым ножом.

 

Победителей других общегреческих игр - Немейских, происходивших в Арголиде, - награждали венками из сельдерея (и с тех пор характерное тройственное деление сельдерейного листа стало постепенно использоваться во всех коронах европейских монархов).

 

В Древнем Риме эти традиции были не только продолжены, но и строго регламентированы: блестящие ораторы, артисты и особенно военные, победители отдельных сражений и полководцы стали награждаться венками.

Была разработана особая шкала венков (по-латыни - корон), присваиваемых за разного рода подвиги. Таковы, например, корона триумфалис (лавровый венок), которым награждались полководцы, окончившие победоносно войну, или венок из ветвей миртового дерева за отдельные победы. Венок из травы и полевых цветов (корона граминеа) был знаком высокой чести. Особые венки давались за спасение от осады целого войска (корона обсидионалис), за победу в морском бою (корона навалис), за штурм крепостных стен противника (корона муралис). За спасение жизни сограждан полагался дубовый венок (корона Цивика).

 

Лавровый венок в конце концов стал в императорском Риме знаком цезаря и употреблялся жрецами в дни государственных торжеств, что придало постепенно венкам значение знаков почета. В этом смысле до сего времени употребляют венки в Индии и Полинезии, где венок из роз или других крупных, цветов одевается на шею особо почтенным иностранным гостям, прибывающим в страну с официальным визитом.

 

В европейской геральдике венок со времен средневековья принял иное значение. Поскольку издревле он рассматривался большинством европейских народов как эмблема бессмертия, то после гибели рыцаря, у которого не оставалось мужского потомства, венок включался в герб его вдовы или дочери как дополнение, которое указывало, что данный герб - женский; таким образом венок приобрел в европейской геральдике значение эмблемы памяти об умершем.

 

Для того чтобы отличать венки разных родов, их перевязывали лентами, соответствующими по своему цвету гербовым цветам данного рода, обычно цвету щита умершего рыцаря. Так постепенно сложился окончательный вид гербового венка - ветки растения, составляющие его, должны были быть обязательно перевиты лентами, цвет которых соответствовал бы национальному цвету (у государства) или цвету данного рода (в родовых гербах).

 

Поскольку женские гербы сохранялись лишь за прямым потомством, то они крайне скоро исчезали, и уже в 17 - 18 веках в Западной Европе их практически не существовало или они стали чрезвычайно редки.

 

ДЕВИЗ - одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин «девиз» происходит от латинского слова devidere, то есть «разделять», и означает «отдельное», «обособленное». Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко всем другим его элементам.

 

Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте - девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. В исключительных случаях девиз может быть расположен на девизной кайме.

 

Девизы делятся на три группы по своей форме:

1) словесные девизы - самая обычная и распространенная форма;

2) фигурные девизы (бэджи, импресы);

3) сочетание фигурного и словесного девизов, где один поясняет другой и оба неразрывно связаны смыслом, содержанием.

 

Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем.

 

Вот примеры девизов разных категорий владельцев.

 

Личный девиз: «Обязан - значит, могу!» (А. В. Суворов).

Родовой девиз: «Честь дороже жизни» (как принцип поведения для всего рода).

Девиз организации: «Один - за всех, все - за одного!» (артельный девиз).

Девиз города: «Умрем, но не сдадимся!» (древний девиз Козельска).

Девиз партии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Воинский девиз: «За Родину!»

 

ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык) - узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз. Девизная лента располагается вне герба - чаще всего внизу, под ним, реже - над гербом, иногда в виде полувенка вокруг герба, и очень редко - в виде каймы вокруг щита герба. Совершенным исключением является расположение девизной ленты в самом щите герба. Единственный такой случай за всю историю девизов встречается лишь в гербе Франции, что предпринято с целью особо подчеркнуть, что девиз «Свобода, Равенство и Братство» был впервые в мире выдвинут именно в этой стране.

 

Девизные ленты могут быть и многоцветные (например, так называемая георгиевская, или гвардейская, лента - черно-оранжево-черная), могут повторять все цвета национального флага или включать в себя элементы национального орнамента. Но практически это неудобно, ибо тогда плохо различим шрифт самого девиза, и поэтому к такому приему прибегают крайне редко

 

Литература:

----------------------

 

1. В.В. Похлебкин, Международная символика и эмблематика, М: 1989

 


2.Galbreath D.L., Jequier L. Manuel du Blason. Lausanne,1977.


3.Pastoureau M. Traite d’Heraldique. 2 ed. Paris,1993.


4.Wagner A.R. Heralds and Heraldry in the Middle Ages. 2 ed. Oxford, 1956.

 

5.Г. Бидерман «Энциклопедия символов»


6. Мишель Пастуре "Геральдические фигуры"


7.Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. Изд-во «Росспэн». М., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: