Консультации на грани манипулирования




ЦРУ как продюсер: Фильмы и сериалы, к которым приложили руку шпионы

Официально ЦРУ лишь консультирует кинематографистов (от авторов сериала «Родина» до Бена Аффлека), однако американской разведке неинтересно помогать им просто так.12 апреля 2017

«Родина»

В подошедшем к концу шестом сезоне сериала «Родина» его шоураннеры впервые оставили главную героиню Кэри Мэтиссон (Клэр Дэйнс) и американских граждан без угрозы извне. Не было никаких террористов и рыжеволосых смертников. Место привычных компонентов сериала заняли паранойя собственных спецслужб, кулуарные междоусобицы и новый президент Элизабет Кин (Элизабет Марвел), на которую обозлились силовые структуры. Увидев, какой диагноз ставят создатели «Родины» своим спецслужбам, КиноПоиск заинтересовался, насколько сильное влияние ЦРУ оказывало на кино в последнюю четверть века.

Консультации на грани манипулирования

«Родина» всегда была сериалом на злобу дня. Устами Кэри Мэтиссон и ее коллег шоураннеры критиковали противоречивую политику США в Ираке, подчеркивали сомнительность использования беспилотников, вспоминали инцидент в Бенгази и Эдварда Сноудена. Сценаристы Алекс Ганса и Ховард Гордон в каком-то смысле даже предсказали теракты в Европе, ведь пятый сезон снимался до печальных событий в Париже. Зрители уже привыкли к тому, что «Родина» всегда связана с текущими мировыми событиями.

«Родина»

Как шоураннерам удается постоянно быть в курсе текущей повестки Центрального разведывательного управления? Очень просто: они спрашивают у самих шпионов. В преддверии каждого сезона сценаристы, продюсеры и актерский состав летают в Вашингтон. Там для них проводят трех-пятидневный информационный марафон. Создатели сериала часами общаются с официальными представителями ЦРУ, офицерами разведки и ветеранами.

«У нас есть фантастический консультант по имени Джон МакГаффин, который был заместителем директора секретного дивизиона Центрального разведывательного управления, — рассказал шоураннер Алекс Ганса в интервью IndieWire. — Джон собирает группу людей на разговор с нами. Мы садимся на самолет и отправляемся в Вашингтон, где встречаемся в маленьком старом клубе в Джорджтауне. Будто на секретной явке ЦРУ, в старом здании XIX века мы принимаем целый парад экстраординарных личностей: бывшие директора ЦРУ, действующие и отставные офицеры разведки, люди из Госдепартамента и Белого дома. Скажем так, мы занимаем место в первом ряду и узнаем, что обсуждали сильные мира сего».

«Родина»

Например, именно после встреч с ЦРУ в сценарии четвертого сезона появился злодей Хаккани. Образ афганского террориста имеет реальный прототип в лице Джелалуддина Хаккани. У этого талиба со сложным именем есть своя группировка, которая борется против правительства Афганистана и сил НАТО. По данным разведки, группировка базируется на границе с Пакистаном и является самой опасной из всех формирований на территории Афганистана. Перед пятым сезоном создателям «Родины» рассказали об ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), Владимире Путине, кризисе на Украине и хакерской угрозе. Так и получился сюжет об утечке, глобальной слежке, русском кроте в берлинской резидентуре и химической атаке на Германию.

«Только-только отгремел налет на Charlie Hebdo в Париже, ИГИЛ сожгло иорданского пилота в клетке, появились свежие новости об Эдварде Сноудоне — все эти элементы смешались со сказанным на встрече в Вашингтоне. Во что это вылилось, вы сами видели», — описал событийную базу пятого сезона Алекс Ганса в беседе с журналистом Daily Mail.

Слева — настоящий Джелалуддин Хаккани, справа — его экранное воплощение, актер Нуман Акар.

Несмотря на столь плотную работу с ЦРУ, создатели «Родины» и их консультанты держатся друг от друг на расстоянии. Сериал никогда не снимался в штаб-квартире в Лэнгли. Максимум, который позволили сценаристам и актерам, — экскурсия по офису управления. Мэнди Пэтинкину, исполняющему роль босса Кэрри Мэтиссон, была оказана особая честь. Ему показали офис директора ЦРУ Джона Бреннана. Под конец экскурсии делегацию телеканала Showtime и вовсе разделили на две части.

«Рожденных в США отделили от тех, кто родился за пределами Штатов, — цитирует Гансу The Atlantic. — Вторую группу не пустили в ту часть здания, где можно наткнуться на оперативников, работающих под прикрытием. Нам даже не разрешили заглянуть в магазин сувениров, потому что рядом кафетерий, и мы могли там кого-нибудь разглядеть. Было чувство, что нам не рады».

«Родина»

Вместе с Гансой (уроженцем Филиппин) в последней группе с ограниченным доступом оказались британец Дэмиэн Льюис и американка бразильского происхождения Морена Баккарин. Впрочем, шоураннера сериала такое отчуждение от тайн управления не сильно расстроило. Он и сам не прочь отстраниться. По мнению Гансы, все, что говорят представители спецслужб, нужно подвергать сомнению: «С ними всегда нужно быть настороже. Нужно задавать один и тот же вопрос: „Хм, а почему мне это рассказывают?“ Как-то раз мы общались с израильскими офицерами, и у них, очевидно, был общий план для разговора с нами. Они хотели, чтобы мы поняли их отношение к иранской сделке. Поэтому нужно выбирать, чему из сказанного верить и как воспринимать информацию».

«Родина»

Вероятно, благодаря сохранению этой дистанции стал возможен шестой сезон сериала, в котором поднимается вопрос о том, кому же принадлежит власть в США в период после выборов. Действующему президенту? Избранному президенту? Силовикам? Избранный президент Элизабет Кин из «Родины» — представитель Демократической партии. Она ратует за иранскую сделку, выступает против чрезмерных военных расходов и хочет урезать бюджет борьбы с терроризмом. За это ее и не любят, особенно представители спецслужб. Прототипом Элизабет Кин была не Хиллари Клинтон, как можно было бы подумать, а Барак Обама, который в свое время выиграл выборы с абсолютно новой программой и объявил о выводе американских войск из Ирака.

Под грифом «секретно»

В качестве отрицательного примера, когда консультации ЦРУ заходят слишком далеко, шоураннер «Родины» приводит фильм Кэтрин Бигелоу «Цель номер один» об охоте на террориста Усаму бен Ладена. Вокруг этой ленты разгорелось сразу несколько скандалов. Во-первых, не всем понравилась мысль, что террориста номер один поймали благодаря использованию пыток. Во-вторых, началось целое расследование, которое должно было выяснить, не разгласили ли киношникам информацию под грифом «секретно».

«Цель номер один»

И действительно, можно сказать, что работа над «Целью номер один» и продвижение картины строились на череде «случайно» оброненных фраз. Sony Pictures, анонсируя выход фильма в прокат, с гордостью заявила, что сценарист Марк Боал ручается за достоверность информации, так как обсуждал детали устранения бен Ладена лично с морпехом, участвовавшим в операции. Возможно, каша бы вокруг «Цели номер один» не заварилась бы, не будь этого анонса.

Общественная организация Judicial Watch решила выяснить, откуда Марк Боал знает имя участника засекреченной операции. Тут вспыли интересные подробности. Мало того что силовиков уличили в разглашении секретной информации, так еще и выяснилось, что Боал побывал на закрытом чествовании морских пехотинцев, ликвидировавших Усаму. Там выступил глава ЦРУ Леон Панетта. Он якобы не знал, что его слышит Боал, поэтому назвал солдат по имени.

В результате скандала было обнародовано 500 страниц документов, которые засвидетельствовали следующее:

1. Спецслужбы правили сценарий «Цели номер один». Марк Боал в телефонном разговоре лично зачитывал фрагменты скрипта сотрудникам офиса по связям с общественностью.

2. В фильме специально сведены к минимуму упоминания Барака Обамы, чтобы создатели фильма якобы не выглядели политически ангажированными кинематографистами, которые симпатизируют какой-либо партии.

3. Кэтрин Бигелоу и Марк Боал получили доступ к нескольким оперативникам ЦРУ, задействованным в операции. На совместных ужинах силовикам преподносили подарки вроде жемчужных сережек за 70 долларов или бутылки текилы за 170 долларов.

4. Создателям «Цели номер один» рассказали больше, чем могли по закону.

«Цель номер один»

Итогом расследования и судебных тяжб стал новый регламент работы ЦРУ и Пентагона с кинодеятелями. Все разговоры стали подотчетными, соблюдение секретности взяли под строжайший контроль. В ЦРУ появился новый директор. Общение между спецслужбами и Голливудом до этого случая не являлось тайной, но так подробно его еще не освещали.

В похожей неловкой ситуации тогда же оказался режиссер и актер Бен Аффлек, который, в отличие от Алекса Гансы, видимо, не перепроверял слова своих собеседников из ЦРУ. Официально ЦРУ не поддержало его фильм «Операция „Арго“», тем не менее съемочную группу в павильоны Лэнгли пустили. «Мой фильм невероятно достоверен, — утверждал Аффлек. — Это история Тони. Сценаристы уважительно отнеслись к Тони и его рассказу. Мы сжали некоторые эпизоды и несколько подкорректировали реальные события, как это обычно делают в киноадаптациях. Зритель же не может сидеть четыре-пять часов перед экраном. Мы рассказывали историю быстро, и эта история правдива».

«Операция „Арго“»

Тони, о котором говорил режиссер, — бывший агент ЦРУ по фамилии Мендез. Он был в Иране в 1979 году и действительно участвовал в эвакуации сотрудников осажденного посольства США под видом членов съемочной группы канадского научно-фантастического фильма. Однако его роль в фильме несколько преувеличена. До «Арго» основным героем считался канадский посол Кен Тейлор, который скрывал у себя дома шестерых американцев и организовал операцию спасения вместе со своим правительством. После выхода фильма Аффлека акцент сместился. Лента делала спасителем Тони Мендеза, а Тейлор стал второстепенным персонажем. Что забавно, последнего даже не пригласили на премьеру фильма, чем сильно обидели. Потом, конечно, Аффлек извинялся за недоразумение, благодарил с оскаровской сцены канадцев и даже добавил в фильме постскриптум, посвященный Кеннету Тейлору, но сути дела это не поменяло. «Операция „Арго“» недвусмысленно намекала, что все это время канадцы незаслуженно получали почести за операцию, совершенную американцами.

Обиделась в результате не только Канада, но и Новая Зеландия (в «Арго» говорится, что она якобы отказалась предоставить помощь, что не соответствует действительности), Великобритания (те же причины, что и у Новой Зеландии) и Иран (фильм Аффлека обвинили в искажении фактов). Но больше всех был разозлен некто Барри Геллер — предприниматель, который в 1978 году на волне успеха и популярности «Звездных войн» купил права на экранизацию романа Роджера Желязны «Князь света».

Многие продюсеры считали, что закольцованный сюжет романа и религиозная тема делают его экранизацию невозможной. Однако Геллер написал сценарий, собрал 500 тысяч долларов и нанял легендарного художника комиксов Джека Кирби, участвовавшего в создании таких персонажей, как Капитан Америка, Халк, Фантастическая четверка, Люди Икс и т. д. Кирби нарисовал не только эскизы для ленты, но и создал проект парка развлечений «Страна научной фантастики», посвященного будущему фильму.

«Операция „Арго“»

Как пишет автор книги Крис Тейлор «Как „Звездные войны“ покорили Вселенную», мечта Геллера рухнула в 1979-м, когда он и его деловой партнер Джерри Шафер были арестованы ФБР по подозрению в мошенничестве. Геллер оказался невиновен, но его партнер был обвинен в воровстве, заговоре и трех случаях организации незаконных схем по продаже акций. Прокуратура считала, что «Страна научной фантастики» дала бы возможность Шаферу получить собственный почтовый индекс, который он намеревался использовать для различных преступных операций. С таким пятном на репутации проект умер. О том, что рисунки Кирби и сценарий «Князя света», переименованный в «Арго», в том же месяце попали в руки ЦРУ, Геллер узнал только в 2000 году, когда рассекретили документы. Увидев фильм Аффлека, неудачливый продюсер был в бешенстве. Там не было ни слова о нем и «Князе света».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: