По составлению функционально-должностных инструкций (ФДИ)




Элементы организации

           
     
 


Руководитель Выполняемая работа Подчиненный

Организационная структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Формальная организационная структура – это отношения между ресурсами.

Формальная организационная структура – комплекс отношений, четко регламентируемых бюрократическими приемами.

Неформальная организационная структура – комплекс неформальных отношений, устанавливающихся естественным путем между работниками организации в процессе совместной деятельности.

Организационное проектирование – деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности; установление полномочий различных должностей; определение должностных обязанностей конкретных лиц.

 

Департаментализация - деление организации на отдельные блоки (отделы, отделения).

 

Матричная

По функциям (процессу, технологиям)

 

Департаментализация

 
 


По численности (территории, времени)

По продукту (потребителю, рынку)

Централизованые организации- организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важнейших решений.

Децентрализованные организации – это организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

 

 

Рекомендации

по составлению функционально-должностных инструкций (ФДИ)

Основой для составления ФДИ являются типовые положения о должностях и другие нормативные документы, регламентирующие порядок деятельности аптечной организации и трудовые правоотношения.

ФДИ должны обеспечивать рациональное распределение и взаимоувязку всех функций структурных подразделений организации между всеми работниками, четко и однозначно определять круг профессиональных обязанностей, прав и ответственности, которыми наделяется каждый исполнитель на определенном участке работы с учетом его знаний, сложившихся условий труда и потребностей производства.

Непосредственной разработке ФДИ в каждой организации должно предшествовать проведение определенной подготовительной работы. На этом этапе должны быть изучены все нормативные документы по существу вопроса, проведено расчленение всего объема и многообразия работ в пределах должности на составные части. Состав и объем трудовых функций должен обеспечивать равномерную и полную загрузку всех исполнителей в течение рабочего дня, исключать дублирование и наличие "ничейной полосы" в работе.

ФДИ должны утверждаться руководителем аптеки по согласованию с представителями профсоюзной организации. После чего они становятся обязательными для исполнения и приобретают значение документа, регламентирующего деятельность конкретного работника.

При приеме на работу новых сотрудников, при изменении условий и содержания труда ФДИ должны разрабатываться вновь.

 

СТРУКТУРА ФДИ

 

 

Полное наименование структурного подразделения,

Заголовок должности, Ф.И.О.

 

 

Общие положения Основная задача,возложенная на данного работника в

соответствии с функциями отдела, порядок замещения

должности, подчиненность. Нормативные документы,

которыми должен руководствоваться в работе

 

 

Функции Конкретный участок работы, перечень видов работ (какие

работы выполняет сам, какие подготавливает,обеспечивает,

контролирует)

 

Обязанности Действия, обеспечивающие качественное выполнение

возложенных функций (соблюдение трудовой дисциплины и

др.)

Права Вытекают из основных задач и отражают степень самостоятельности

 

Ответственность Виды ответственности в соответствии с законодательством

Взаимоотношения,связи по должности От кого получает сырье, информацию; в

какие сроки отчитывается. Кого замещает во время отсутствия и кем может быть замещен

 

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ

 

Методические рекомендации для студентов к семинарскому занятию

по теме:

«Проектирование организационных структур и анализ структур управления в фармации. Координация деятельности на основе делегирования полномочий».

Цель занятия:

- усвоить теоретические понятия: организация, организационная
структура, организационное проектирование и др.;

- научиться ориентироваться в различных подходах к организационному построению;

- ознакомиться с основными нормативными документами, определяющими права и обязанности фармацевтических работников в пределах занимаемой должности.

Умения и навыки:

Студент должен уметь:

-давать определения основных терминов и понятий;

-проектировать организационную структуру, учитывая признаки
оптимальности и влияющие факторы;

-составлять функционально-должностные инструкции для различных
должностей аптечных работников с учётом имеющейся организационной структуры.

Оснащение рабочего места

4. Материал лекции.

5. Образцы нормативно-правовых документов, определяющих права и
обязанности фармацевтических работников: положение о
должности, ФДИ, именная ФДИ.

6. Дополнительная литература.
NOTA BENE_________

1. Необходимо представить организацию как открытую систему. Дать определение понятия "организация". Перечислить основные элементы любой организации.

Обратить внимание на факторы, определяющие потенциал организации и её стратегические возможности (архитектоника и качество персонала).

Подчеркнуть, что составляет архитектонику организации.

2.Следует разобраться в понятиях и принципах построения организационной структуры. Дать определение понятиям:

- организационная структура;

- элементы структуры.

Представить классификацию связей, благодаря которым поддерживаются отношения между элементами структуры (горизонтальные, вертикальные, линейные, функциональные).

Представить деление организационных структур по типу (неформальные, формальные).

Дать определение понятиям «организационное проектирование», «департаментализация».

Выделить основные методы в проектировании организационных структур:

- метод аналогии;

- экспертный метод;

- метод структуризации целей;

- метод организационного моделирования.

3. Студенты должны знать признаки, факторы, критерии структуризации.

Следует обратить внимание на основные признаки оптимальной структуры:

- небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;

- небольшое число уровней управления;

- производство и реализация продукции, организация работы,
ориентированной на потребителя;

- быстрая реакция на изменения;

- высокая производительность;

- низкие затраты.

В ходе рассмотрения уточнить влияющие факторы:

- вид деятельности (аптека ГЛС, производственная, больничная и т.д.);

- размер аптеки, объём работы;

- имеющийся персонал;

- сложившаяся структура.

Подчеркнуть признаки структуризации:

- функциональное назначение (обслуживает только население или
ЛПУ);

- выпускаемая или реализуемая продукция;

- обслуживаемая группа потребителей (контингент больных и др.);

- обслуживаемый регион;

- время работы (интервал рабочего времени, работа в выходные и
праздничные дни и т. д.);

- количество подчинённых.


При этом важно добиться синергического эффекта (2+2=5), т.е. совокупная результативность всех видов деятельности аптеки в целом, должна быть выше, чем простая сумма результатов деятельности каждого подразделения в отдельности.

4.Студенты должны иметь представление о типовых иерархических и органических структурах,дать их сравнительную характеристику.

Следует обратить внимание на существование нескольких подходов к выделению структурных подразделений:

- по функциям;

- по продукту;

- по потребителю;

- по рынку.

Уточнить преимущества и издержки различных подходов.

Рассмотреть типы организационных структур (иерархический, органический), отметить, что разработанная единожды структура не является постоянной на всё время функционирования организации.

Обратить внимание на необходимость при проектировании организационной структуры предусмотреть возможность модификации в изменяющихся условиях.

5. Обратить внимание на тот факт, что любая организация - это структура в которой люди вступают между собой в отношения (официальные и неофициальные) Определить условия официальных взаимоотношений:

4) Ответственность.

5) Власть.

6) Подотчётность.

Разобраться в нормативно-правовых документах, регулирующих права и обязанности фармацевтических работников в пределах занимаемой должности:

- типовые положения о должности;

- ФДИ для определённой должности;

- именная ФДИ.

Самостоятельная работа студентов Заключается в:

 

1. Построении организационной структуры аптечного учреждения с
учетом соблюдения требований оптимальности и всестороннней
оценке предложенных вариантов.

3. Разработке ФДИ для конкретной должности с использованием
рекомендаций по составлению ФДИ в аптечной системе.

Вопросы для самоподготовки:

 

1. Организация как открытая система. Характеристика внешней и внутренней среды организации.

8. Организационная структура понятия и принципы построения.

9. Элементы организационной структуры и связи (горизонтальные, вертикальные, линейные, линейные, функциональные).

10.Признаки оптимальной структуры и структуризации.

11.Типовые иерархические и органические структуры (формальные и неформальные) и их сравнительная характеристика.

12.Департаментализация.

13. Общие характеристики организации: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение, вертикальное разделение труда.

8. Необходимость управления: менеджмент и его уровни.

14. Основные условия официальных взаимоотношений.

15. Эффективная организация распределения полномочий.

16. Принципы делегирования полномочий: норма управляемости,
единоначалие, соответствие.

17. Централизация и децентрализация.

18. Нормативная правовая база, регламентирующая права и обязанности в пределах занимаемой должности.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации. М., МЦФЭР., 2000.

5. Лекционный материал.

6. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента, М.,
Дело, 1992.

7. Сборник нормативных актов по аптечной службе. Под редакцией
М.А. Клюева, 1979 г.

5. Приказ № 1255 МЗ СССР от 30.12.76.

6. Приказ № 689 МЗ СССР от 18.08.72.

Дополнительная:

5. Журнал «Новая аптека», ноябрь, 1998 г. с стр. 149.

6. Горчакова И.Н. Менеджмент, Учебник, М., 1995.

7. Веснин В.Р. Основы менеджмента, Учебник, М., 1996.

8. Радугин А. А. Учебное пособие для вузов Основы менеджмента, 1998.

Методические рекомендации разработала

ассистент кафедры УЭФ В.Н. Назаренко

Методические рекомендации утверждены на кафедральном заседании

 

Протокол N _10___ от 8 апреля 2008 __ г.

 

 


 

Рекомендации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: