Задачами этого раздела коррекционной работы являются: формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.




 

1. Эталонные формы:

 

а) объемные (куб, шар, кирпичик, призма, конус, цилиндр);

 

б) плоские (круг, квадрат, треугольник, овал).

 

2. Эталонные величины:

 

а) большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже;

 

б) сопоставление по величине трех-четырех предметов с разницей от ½ до ¼ от каждой предыдущей величины.

 

3. Эталоны цвета: дети узнают и соотносят красный, желтым, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый цвета.

 

Дети должны научиться сравнивать множества: один много, один - два, один - два - три.

 

Очень важны игры на обобщение признака: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты».

 

Труднее дается детям обобщение на основе функции: «выбери тех, кто живет в лесу» (из фигурок животных).

 

Работа по формированию математических представлении тесно связана с работой по воспитанию навыков конструктивного и ориентировочного праксиса.

 

В системе коррекционной работы эти виды деятельности спланированы в одном разделе (см. Приложение, табл. 6).

Программа формирования элементарных математических представлений

 

Октябрь

 

Первая неделя

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Кубик - кубики: один - много, много - мало.

 

§ Большой - маленький (на кубиках).

 

Классификация: разложи большие кубики - маленькие кубики.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

§ Дорожка из кубиков одной величины, разных цветов.

 

§ Башенка из кубиков одной величины, разных цветов.

 

III.

 

Словарь:

 

§ Кубик, большой - маленький, много, мало, дорожка, башенка.

 

§ «Кубик за кубиком», «кубик на кубик».

 

Вторая неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Шар - шары: «один - много», «много - мало».

 

§ Большой - маленький.

 

Классификация. Разложи большие и маленькие шары.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

Бусы из шариков одной величины.

 

III.

 

Словарь: шар, шары, один шарик, большой, маленький, много, мало, бусы, катится.

 

Третья неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Куб - шар; кубик - шарик; кубы - шары; кубики - шарики; катится - не катится.

 

§ Большой - маленький (куб - кубик, шар - шарик).

 

§ Дорожка: длинная - короткая.

 

§ Много - мало - один.

 

Классификация: кубы - шары, большие - маленькие.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

§ Дорожка длинная - короткая (из кубов).

 

§ Бусы длинные - короткие (из шаров).

 

III.

 

Словарь: длинная - короткая.

 

Четвертая неделя

 

I.

 

§ Круг, кружок, круги.

 

§ Большой - маленький (круги).

 

§ Дорожка длиннаякороткая (из кругов).

 

§ Один, мало, много (на кругах).

 

§ Одинаковые (по цвету).

 

§ Классификация (шары - круги): большие - маленькие (круги); одинаковые по цвету (круги).

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

Дорожка из кругов по трафарету.

 

III.

 

Словарь: круг, кружок, круги, кружки, одинаковые (круги).

 

Ноябрь

 

Первая неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

1. Круг - шар;

 

§ круги - шары;

 

§ кружки - шарики;

 

§ катятся - не катятся.

 

2. Большой - маленький; не большой - не маленький.

 

3. Число 2: 2 огурчика, 2 яблока, 2 морковки, 2 лимона.

 

4. Одинаковые по цвету, одинаковые по величине; разные по цвету, разные по величине.

 

5. Классификация:

 

§ круги - шары;

 

§ большие - маленькие;

 

§ разложи по цвету.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

Яблочки на яблоньке (мозаика):

 

§ одинаковые по цвету;

 

§ разные по цвету;

 

§ много яблочек - мало яблочек;

 

§ яблочки на яблоньке, под яблонькой.

III.

 

Числительное 2; предлоги на (на яблоньке), под (под яблонькой).

 

Вторая неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Квадрат, квадраты, квадратик, квадратики.

 

§ Один, мало, много (на квадратах); два квадрата.

 

§ Большой - маленький (на квадратах).

 

§ Число 2 (2 рукавички, 2 сапога).

 

§ Одинаковые по цвету - разные по цвету.

 

§ Одинаковые по величине - разные по величине.

 

§ Классификация (куб - квадрат): большие - маленькие (кубы, квадраты); по цвету (кубы, квадраты).

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

§ Пирамидка из кубов (два куба).

 

§ Пирамидка из квадратов (два квадрата).

 

III.

 

Словарь: квадрат, квадраты, числительное 2; предлог на (кубик на кубик).

 

Третья неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

1. Квадрат - круг.

 

2. Большой - маленький (квадрат, круг).

 

3. Один, два, мало, много.

 

4. Квадраты, круги, квадраты и круги

 

5. Классификация. Разложи:

 

§ квадраты - круги по величине (большой - маленький);

 

§ круги по цветам;

 

§ квадраты по цветам.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

1. Выложи по контуру:

 

§ большой круг и большой квадрат;

 

§ маленький круг и маленький квадрат.

 

2. Дорожки из кругов, дорожки из квадратов.

 

3. Полочки: разложи круги на верхней полочке; квадраты на нижней полочке.

 

4. Работа с матрешкой (две куклы).

 

III.

 

1. Внизу - наверху.

 

2. Длинная дорожка - короткая дорожка.

 

Четвертая неделя

 

I.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: