Из какого сора растут стихи, не ведая стыда?..




К 8 октября 2017 - 125- летию со дня рождения М. Цветаевой (1892-1941)

Кредо любви Марины Цветаевой

Развернутый анонс поэтического вечера в библиотеке «Фолиант»

МБУК ТБК, посвященного 125 - летию со дня рождения русской поэтессы

Серебряного века (1892-1941)

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…», писала поэтесса Серебряного века Марина Цветаева (1892-1941).

Черед настал. 5 октября 2017 года в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится поэтический вечер «Кредо любви Марины Цветаевой». Он пройдет с участием Аллы Волченко, артиста народного Литературного театра им. А.С. Пушкина, и будет посвящен 125 -летию со дня рождения крупнейшей русской поэтессы, прозаика и переводчицы (1892-1941)

Посмотрев документальный фильм о поэте, послушав биографию, читатели прикоснутся к сложному внутреннему миру Цветаевой и поймут, что высказывания этой удивительной женщины, противоречащие одни другим, ее странные порой поступки нуждаются в комплексном прочтении.

«Любить - видеть человека таким, каким его задумал Бог, и не осуществили родители», - так формулировала М. Цветаева свое кредо любви. Она прекрасно понимала, что люди друг друга любить не умеют, потому что они выпали из сферы подлинного Бытия, подменив бытие бытом - бессмысленным существованием, лишенным внутреннего душевного развития, лишенным любви. Поэтесса всегда отвергала внешне лакированный, благопристойный, а на деле - уродливый быт. Она боролась, мучилась, искала более совершенную, живую, непритворную жизнь.

Те, кто осуждают ее, похоже, не видят того бедственного положения, в котором находилось раньше и находится сейчас общество, мир, а может быть - и мы сами.

Автобиографическая проза поэтессы о своем детстве показывает не только живое чувство недолюбленности со стороны семьи к конкретному ребенку Мусе Цветаевой, но и - живое ощущение недолюбленности в целом мире, где каждый из нас пребывает сиротой, которого родители (предшествующие поколения) – не долюбили, не доучили, не довоплотили... И все мы теперь обречены на страдания, на усилие довоплотиться и стать, наконец, Человеком.

Надо бы не осуждать Марину Цветаеву, а пожалеть. Пожалеть ее мать М. А. Мейн, на долю которой выпала эгоистичная любовь собственного отца. Пожалеть маленькую Мусю Цветаеву, на которую у недолюбленной родителями матери не хватило душевного тепла. Пожалеть бедную Ирину, дочь поэтессы, которая умерла от голода в Кунцевском детском приюте, и на которую не хватило тепла уже у самой Марины.

Надо просто понять, что и творчество, и вся жизнь Цветаевой с ее трагедийным накалом - это плач человека по подлинной, высшей жизни. Понять и простить.

В заключение вечера после презентации книжной выставки - инсталляции, посвященной юбилею поэтессы, все книги о ней и ее творчестве можно будет взять на дом.

 

Природа любви

О сексуальной ориентации в нашем обществе говорить не принято. Не столько по причине политкорректности, сколько потому, что проблемы в целом нет. А если она у кого-то и есть, то этот кто-то ее как-то сам и решает. Но что точно есть, так это отдельные нюансы этой щекотливой темы.

Вглядываясь в причудливые судьбы известных людей, нетрудно заметить, что отношения в семье играют существенную роль в формировании отношений человека с противоположным полом. Но самое любопытное в том, что именно непомерная любовь к разнополому родителю оказывается фатальной для сексуальной ориентации.

Недаром девушки внимательно следят за тем, какие у их кавалеров отношения с матерью. И если выясняется, что слишком близкие - перезвоны по десять раз на день, визиты на каждые выходные и праздники, - то смышленые барышни бегут в другую сторону, ибо это высота, которую невозможно взять, как ни старайся. Все равно будешь второй.

То же относится и к мужчинам: если девушка слишком сильно привязана к отцу, в ее жизни не стать авторитетом номер один. Можно, конечно, и не пробоваться на первые роли, но терпеть постоянные восторги спутника жизни по поводу человека, конкуренция с которым проиграна еще на старте, всегда неприятно.

Отечественные и зарубежные психологи считают, что в нетрадиционной ориентации всегда обязательна неудачная юношеская любовь. Та, которую надо испробовать, чтобы убедить самого себя в том, что с противоположным полом ничего не получится, как бы того ни хотелось.

Эта «запланированная» неудача - проявление верности тому, кто тебя вырастил. И кого ты безумно любишь, и будешь любить всегда. И ради кого ты приносишь в жертву собственное личное счастье и свою семью. Зато порой обретаешь высокую энергию творчества.

Попробую эти психологические выкладки рассмотреть на примере судьбы Марины Цветаевой.

 

Из какого сора растут стихи, не ведая стыда?..

Марина Ивановна Цветаева, одна из крупней­ших русских поэтесс, прошла в своей жизни разнообразные испытания и искушения. В ее жизни страстная любовь к женщине вовсе не была мимолетным, легкомыс­ленным эпизодом. Не было это и проявле­нием идеологических поисков «сути любви», как «феминизм» Зинаиды Гиппиус.

Видимо, Цветаеву повлекла к любви к женщине потребность в реализации очень глубоких и сокро­венных эмоций. Ведь и как поэт Цветаева прежде всего эмо­циональна, а не рационалистична. Ее чувственность не сред­нестатистическая, она не подходит под растиражированные шаблоны «земной женщины-поэта». При этом Цветаева была далека от страха перед мужчинами и имела с ними нор­мальные любовные отношения.

Такая странность, многосторонность эротической жизни поэта всегда вызывает немного нескромное желание понять, как и «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Может быть, подобные тайны и имела в виду великая современница Цветаевой Анна Ахматова в этих своих строчках, уже довольно затер­тых частым цитированием?

 

Все мы родом из детства

Истоки эротических отклонений следует искать, безуслов­но, в детских переживаниях. Особенную важность они приоб­ретают в ту нежную пору, когда девушка-подросток впервые осознает свою сексуальность как потребность выбора, овла­дения выбранным человеком или потребность подчинения ему. История взросления Марины Цветаевой вполне подтверждает это предположение.

В детстве Цветаева, рано оставшаяся без матери, вынужде­на была подчиняться постоянному и настойчивому доминиро­ванию отца. Видимо, в отличие от подавляющего большинства обычных девочек, она воспринимала это как давление и тре­бование уважения «к его заслугам». Она не могла подчинить­ся отцу - и в то же время не могла «влюбить» его в себя. Ей не было дано возможности играть с ним в «сек­суальные игры», в которые невольно играют большинство от­цов с дочерьми и большинство матерей - с сыновьями.

Отец Марины был крупным российским деятелем искусств начала XX века, профессором, основателем Музея изобразительных искусств. Сегодня его назва­ли бы продюсером.

Веро­ятно, неприятие деятельного отца в качестве эталона для «образа мужчи­ны» стало начальной точкой скептического отношения к муж­чине вообще как к единственно возможному объекту эротичес­ких эмоций. Скорее всего, именно тогда впервые возникла недостижимая поначалу цель - достичь независимости своего эроса от объекта, на который этот эрос обращен.

Тем не менее, ранняя молодость Цветаевой была вполне обычной. По край­ней мере, внешне. Достаточно рано, еще в не достигнув двад­цати лет, Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона. Через год у нее рождается дочь Ариадна. А вскоре начинается мировая война.

На Цветаеву, как и на многих других, тонко чувствующих людей, начало широкомасштабной войны в Европе произвело, видимо, потрясающее психологическое воздействие. В таких обстоятельствах человек может поддаться самым смелым фантазиям, которые до сей поры были скрыты в «подкорке» его внутреннего мира. Так что в какой-то степени побуждение к любви к женщине было вызвано желанием внутренней эскапады, это - некий крайний вызов самой себе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: