Материализм в медицине и Кабанис




Реферат

На тему:

Медицина эпохи нового времени

 

Выполнил:

Пищиков О. В.

210 группы леч.фак

 

Оглавление

Введение. 3

Ф. Бэкон.. 4

Р. Декарт. 5

Материализм в медицине и Кабанис. 6

Витализм в медицине. 8

Физика в медицине. 10

Медицина и химия.. 12

Анатомия.. 15

Клиническая медицина.. 17

Хирургия.. 20

Гигиена.. 22

Политическая медицина.. 24

Вывод.. 24

 

Введение

17 в. ознаменован деятельностью плеяды блестящих мыслителей, заложивших основы современного естествознания и далеко продвинувших вперед общественные науки, особенно философию. Ф. Бэкон (1561—1626) и P. Декарт (1596—1650), X. Де Руа (1598—1679) и П. Гассенди (1592—1655), Б. Спиноза (1632—1677) и Г. Лейбниц (1646—1716), Т. Гоббс (1588—1679) и Дж. Локк (1632—1704) создали детально разработанные философские системы, развивающие материалистические и атеистические идеи, противопоставляющие философию и научное знание религии.

Критика основных естественнонаучных представлений и средневековой картины мира деятелями Возрождения создала необходимые условия для формирования нового мировоззрения, разделения сферы объективного знания и религии. Набиравшая силу буржуазия, стремившаяся подорвать идеологический оплот феодализма — католическую церковь, была заинтересована в развитии практических знаний и поддерживала идею освобождения науки от влияния церкви.

К 17 в. политическая ситуация в Европе изменилась. В Англии победа буржуазной революции 1640—1649 гг. обеспечила политическое господство буржуазии, что дало возможность ее идеологам последовательно развивать прогрессивные для своего времени концепции механического материала, пропагандировать и внедрять опытно-экспериментальный метод исследования природы. В других развитых странах Европы, несмотря на преобладание буржуазии в области экономики, политическое положение ее было неустойчивым, поскольку институты государственной власти были полностью феодальными. Церковь оправилась от удара, нанесенного гуманизмом и реформацией: 16 в., особенно его вторая половина, и первая половина 17 в. — период «контрреформации» и религиозных войн, в результате которых католицизм во Франции, Италии и Испании полностью возвратил утраченные позиции. Одновременно усилилась и протестантская реакция. Церковь с молчаливого согласия буржуазии начала расправу с наиболее передовыми философами и естествоиспытателями. В 1600 г. был сожжен Дж. Бруно. В 1631 г. перед церковным судом предстал X. Де Руа: его материалистические взгляды на сущность души и ее соотношение с телом были признаны еретическими. В 1633 г. суд инквизиции принудил Галилея отречься от учения о вращении Земли вокруг Солнца. В 1624 г. за попытку провести в Париже публичный диспут против некоторых положений Аристотеля французский врач Э. де Клав был заочно приговорен к смертной казни. По всей Европе пылали костры, сжигавшие ведьм и колдунов.

Ф. Бэкон

Решающее влияние на естествознание и Медицину оказали развиваемые передовыми философами 17 в. положения механистического материализма, разработка и обоснование новых методов познания. Важнейшим из них был опытно-экспериментальный метод исследования природы, разрушительный для многовековых представлений и домыслов религиозно-схоластической философии. С его обоснованием выступил английский философ Ф. Бэкон. Убежденный противник схоластики Ф. Бэкон выдвинул программу обновления наук, создал их классификацию и разработал методологию научного познания. Наряду с общими вопросами научного познания Ф. Бэкон интересовался проблемами современной ему М. Основными задачами М. он считал охранение и укрепление здоровья, искоренение болезней, продление жизни человека. Однако для выполнения этих задач, по мнению Ф. Бэкона, требовалось совершенствование врачебного искусства, ибо в прежней М. «мы встречаем много повторений, но мало истинно новых открытий». Такие открытия, касавшиеся «природы самого человека», могут быть получены только экспериментально. Не исключая значения симптоматического лечения, Ф. Бэкон считал единственно обоснованным и наиболее эффективным лечение, воздействующее на причину болезни. При этом причину болезни он понимал механистически, полагая, что проявления болезни адекватны изменениям в соответствующих органах. С этих позиций он говорил о необходимости изучать морфологические изменения при различных заболеваниях. Его призыв — «... следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за поражениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях» — предвосхищал первые попытки швейцарских врачей Ш. Бонне (1620—1689) и И. Вепфера (1620—1695) систематизировать результаты проводившихся в Европе главным образом с педагогическими целями вскрытий и сопоставить обнаруженные при этом отклонения в строении органов с клиническими данными. Ф. Бэкон считал одним из существенных недостатков практической М. отсутствие правильного метода и рекомендовал врачам вырабатывать план лечения каждого больного, систематически записывать все свои наблюдения за больными, сводить эти записи в медицинские описания, тщательно составленные и обсужденные. Поддерживая контакты со многими врачами, прежде всего с У. Гарвеем (1578—1657), и занимаясь экспериментальными работами в области физиологии и патологии, Ф. Бэкон поставил перед М. ряд конкретных задач: применение эффективных болеутоляющих средств в хирургии; использование искусственных минеральных вод для лечения болезней; разработку новых средств рационального питания типа пищевых концентратов.

Р. Декарт

На развитие философии и естественных наук в 17—18 вв. большое влияние оказала деятельность французского мыслителя Р. Декарта. Его философские и естественнонаучные взгляды сочетали положения механистического материализма и идеализма (существование тела и души, бога и реального мира: бог сотворил материю, движение и покой). Цель познания, по Р. Декарту, — установление взаимосвязи явлений, поскольку «естественный порядок» представляет собой бесконечную цепь причинных связей. Разум — основа познания и поведения, источник знания и критерий его истинности. Организм — часть телесной природной субстанции, элементы которой взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий. Жизнь — процесс, представляющий собой единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия. Разделив нервы на центростремительные, проводящие к мозгу импульсы, вызываемые внешними раздражителями, и центробежные, проводящие импульсы от мозга к приводимым в движение частям тела. Р. Декарт ввел представление о рефлексах и разработал схему рефлекторной дуги, полагая, что все процессы жизнедеятельности (кроме мышления) имеют чисто рефлекторную природу. Мышление же является функцией души, а не тела, оно не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур. Все духовное, в частности мышление как одно из его проявлений, — особая («духовная») субстанция, существующая наряду с телесной. Человек, по Р. Декарту, есть существо, в котором механическое тело соединено с нематериальной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, происходящее в шишковидной железе. Тело человека — автомат, его движущей силой является теплота, средоточием которой. Р. Декарт считал сердце, источником теплоты служат происходящие в теле процессы «сгорания без пламени». Он дал чисто механическую трактовку процессам кровообращения (повторив при этом теорию У. Гарвея) и пищеварения, сформулировал соматическую теорию боли, голода и жажды (в которых отличал телесные движения и явления от сопровождающих их ощущений) и опирающуюся на оптику теорию зрения, а также физиологическую теорию памяти.

Р. Декарт отделял соматические проявления от психической деятельности, его физиология в целом носила прогрессивный характер. Он первый сформулировал рефлекторный принцип основных проявлений жизнедеятельности, являющийся основным инструментом взаимосвязи организма со средой, показал, что сложность строения человеческого тела и механизмов взаимодействия его частей не противоречит тому, что они образованы природой и действуют на основе законов механики. Механистические физиологические воззрения Р. Декарта были развиты Т. Гоббсом, Ж. Ламетри (1709—1751) и другими философами-материалистами, оказали влияние на представителей ятрофизического (ятромеханического) направления в медицине.

Рационализм Р. Декарта — один из философских источников идеологии французских просветителей. Идеалистические концепции Р. Декарта использовались представителями окказионализма (утверждали принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства бога) и виталистами. Идея жесткой детерминированности внешних влияний и физиологических проявлений была в дальнейшем перенесена на истолкование интимных биологических процессов.

Ученик Р. Декарта врач и философ X. Де Руа, развивая идеи своего учителя, отказался от присущего ему дуализма, стремился связать психическое и физическое в человеке. X. Де Руа объявил душу «модусом тела», а идеи — механическим движением, считая, что душа органически связана с телом, «мышление... есть тот внутренний принцип или та способность, из которой непосредственно происходят действия мышления в человеке...», т.о., мышление наряду с движением — одна из способностей человеческого организма. Несмотря на преследования церкви, X. Де Руа последовательно отстаивал позиции материалистического монизма и по праву считается провозвестником французского материализма 18 в.

Материализм в медицине и Кабанис

Материалистическая философия в 18 в. приобретает более выраженную атеистическую и политическую окраску. Выражением антифеодальных позиций революционной буржуазии стала идеология деятелей просвещения и французских материалистов. П. Бейль (1647—1706) в своем двухтомном «Историческом и критическом словаре» (1695—1697) высказывал обоснованные сомнения в правомерности не только «естественноисторических основ» христианства, но и его морально-этических принципов и даже брал под защиту атеистов. Французский буржуазный атеизм и социологические учения представителей старшего поколения французских просветителей (Вольтера (1694—1778), Ш. Монтескье (1689—1755), Ж.Ж. Руссо (1712—1778) были менее последовательны и радикальны. Вместе с тем их блестящие по форме и содержанию антиклерикальные и социологические произведения, призывавшие к раскрепощению разума и свободе совести, сыграли огромную роль в развитии общественной мысли и формировании идей Великой французской революции.

Яркими представителями собственно философской мысли эпохи Просвещения во Франции были Ж. Ламетри, П. Кабанис (1757—1808), энциклопедисты Э. Кондильяк (1715—1780), Д. Дидро (1713—1784), Ж. Д'Аламбер (1717—1783), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723—1789) и др.

Итогом многолетнего труда группы французских философов-материалистов и естествоиспытателей стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», являющаяся не только выдающимся научным, но и крупнейшим политическим документом своего времени и сыгравшая огромную роль в развитии и распространении материалистических и атеистических идей и нового естествознания.

Идеология Просвещения, получившая наибольшее развитие во Франции, не была специфически французским явлением. В Германии идеи Просвещения развивали Г. Лессинг (1729—1781). И. Гердер (1744—1803), И. Гете (1749—1832). В России идеология Просвещения возникла в 18 в. и приобрела ярко выраженную революционно-демократическую и антикрепостническую направленность. Особо важное значение для развития в России естествознания, основанного на принципах материалистическою монизма, имела деятельность М.В. Ломоносова (1711—1765).

Материализм в медицине 18 в. нашел наиболее ясное выражение в трудах П. Кабаниса, твердо стоявшего на позициях первичности материи и утверждавшего, что все понятия образуются посредством чувства и являются результатом ощущений. Основная заслуга П. Кабаниса состоит в попытке создания общей материалистической теории М., опиравшейся на достижения естествознания, и доказательства научного характера медицины.

Будучи видным представителем механистического материализма, П. Кабанис сумел в целом ряде вопросов преодолеть его ограниченность. Так, он возражал против основного принципа механицистов — безоговорочного распространения на М. положений механики и математики. Результаты подобного распространения он считал заведомо и неизбежно ошибочными и вредными. Механические, физические или химические гипотезы являются совершенно недостаточными для объяснения основных жизненных процессов. Следует наблюдать живые тела, на них непосредственно должны производиться опыты: и лишь рассмотрением фактов, почерпнутых из этого источника, можно будет добыть точные сведения. П. Кабанис сумел избежать свойственного ряду естествоиспытателей — представителей механистическою материализма игнорирования специфичности живого организма. Однако в вопросе о соотношении физического и психического П. Кабанис остался на механистических позициях: мозг он уподоблял печени и мышление — выделению желчи. В годы французской революции П. Кабанис предложил ряд реформ улучшению больничного дела и системы подготовки врачей.

К концу 18 в. значение механистического материализма как ведущего направления прогрессивной философской и естественнонаучной мысли резко уменьшилось. Сыграв важную роль в борьбе с религиозно-догматическим мировоззрением, во внедрении опытно-экспериментального метода познания природы и развитии ряда разделов естествознания, механистический материализм был вместе с тем односторонним мировоззренческим принципом. Многие факты, полученные естествоиспытателями в области химии, биологии, физиологии, не могли быть объяснены с позиций механистического материализма, а игнорирование идеи развития и абсолютизация законов механики приводили к метафизической картине мира. Эта ограниченность и непоследовательность механистического материализма, а также сохранившееся влияние идеалистической философии, которая во многих областях естествознания продолжала занимать ведущие позиции, послужили причиной того, что попытки создания теоретических обобщений в медицине 18 в. нередко реализовывались на основе идеалистических представлений. Господствовавшая в Новое время в биологии и М. эмпирическая логика механицизма закономерно приводила исследователей либо к чисто механистическим, либо к виталистическим объяснениям проблем физиологии и патологии.

Витализм в медицине

Генез различных виталистических систем, получивших развитие в М. конца 17—18 вв., был связан с дуализмом, восходившим еще к философским системам Древнего мира и воскрешенным средневековыми номиналистами и Р. Декартом. На основе дуалистических представлений возникли различные теории, объяснявшие специфику проявлений органической жизни с помощью введения понятий особых нематериальных и непознаваемых факторов — «жизненная сила», «порыв» и т.п. Собственно виталистические представления о «жизненной силе» оформились в 18 в.

Виталистическими, по существу, были представления ятрохимиков. Учение Парацельса об архее («дух жизни»), управлявшем всеми процессами жизнедеятельности, сводившимися к химическим (материальным) процессам, носило выраженный дуалистический характер. Сходные воззрения в 17 в. развивал И. Ван-Гельмонт (1577—1644). Выраженный виталистический характер имело учение известного химика и врача, автора теории флогистона, сыгравшей на определенном этапе развития химии положительную роль. Г. Шталя (1659—1734) — анимизм. В своей книге «Истинная теория медицины» он утверждал, что целесообразное устройство живых существ и их самосохранение зависят от разумной деятельности души, «которая сама строит себе тело, управляет и движет его без посторонней помощи». Болезнью Г. Шталь считал «сумму движений, вызываемых душой для освобождения тела от внедрившихся в него вредностей».

Немецкий врач Ф. Гоффманн (1660—1742), медицинские воззрения которого близки к представлениям ятрофизиков, развил «динамическое» учение о движении в организме (крови, пищеварительных соков и др.) как основе здоровья и о прекращении движения, закупорке как общей причине болезни. Движение, или «тонус», организма, по Ф. Гоффманну, регулировалось нематериальным нервным флюидом (эфиром), исходившим из желудочков мозга. Учение Ф. Гоффманна о «тонусе» организма, движении соков и закупорках восходит к общепатологическим представлениям Асклепиада и методической школы. Что же касается вездесущего гоффманнского флюида, то он имеет значительное сходство с виталистическим духом (археем, или «жизненной силой»). Представления Ф. Гоффманна были очень популярны в Европе 18 в. и оказали влияние на формирование медицинских взглядов У. Куплена (1710—1790) и Дж. Броуна (1735—1788) в Англии и Ф. Бруссе (1772—1838) во Франции.

У. Куллен на основе открытий Т. Виллизия, физиологических работ А. Галлера и др., показавших значительную роль нервной системы в организме, и «динамического» учения Ф. Гоффманна обосновал «нервный принцип» как верховный регулятор всех жизненных процессов. Напряжение нервной системы вызывало, по У. Куллену, судорожные явления, которые могли иметь различное выражение, расслабление же нервной системы, наоборот, приводило к атонии. Терапию в соответствии с этим пониманием он делил на противосудорожную и противодействующую атонии. Ученик У. Куллена Дж. Броун развил эту систему и способствовал значительной популяризации. В своем главном произведении «Элементы медицины» (1780) он считал возбудимость основной сущностью жизни. Здоровье Дж. Броун определял как нормальное состояние возбудимости, болезнь — как повышение или понижение возбудимости, как гиперстеническое или астеническое состояние. Последователи Дж. Броуна (сторонники броунизма) пользовались особым «барометром» болезней для определения нужной терапии. Очевидно влияние на это учение идей учителя У. Куплена Ф. Гоффманна. У. Куллен и Дж. Броун подвели под развивавшиеся ими представления фундамент из данных анатомии и физиологии нервной системы. Близкие учению Куллена Броуна взгляды лежали в основе бруссеизма — медицинской системы французского врача Ф. Бруссе.

Виталистические воззрения поддерживали и развивали А. Галлер (1708—1777) и И. Блюменбах (1752—1840). По А. Галлеру, каждое проявление функциональной деятельности организма являлось выражением отдельной жизненной силы, но в то же время для развития зародыша такой жизненной силы не нужно, т.к. он изменяется только количественно, но не качественно (преформизм). И. Блюменбах, напротив, создал учение о присущем животному организму врожденном стремлении к определенной форме «согласно предустановленному плану», к сохранения этой формы и восстановлению ее после повреждений и болезней.

Широкое распространение в Европе получило учение австрийского врача Ф. Месмера (1734—1815) о животном магнетизме. Согласно представлениям Месмера, от животного организма исходил особый флюид, воздействуя на который можно было изменять состояние организма, в т.ч. излечивать любое заболевание. Среди последователей Месмера наряду с экспериментаторами были шарлатаны, использовавшие шумную рекламу, созданную модному методу лечения. С виталистическими представлениями немецкого врача С. Ганеманна (1755—1843) о болезни как расстройстве жизненной силы связано возникновение на рубеже 18—19 вв. и развитие гомеопатии.

В 17в наука стала принимать международный характер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях, теориях, оживленно обсуждали их. Один за другим создавались научные центры. Еще во второй половине 16 в. в Италии была основана «Академия опыта». В Англии в 1579 г. открылся Грашен-колледж — учебно-научное учреждение опытно-практического направления, на базе которого в 1660 г. было основано Лондонское королевское общество. В течение 17 в. в Англии создано несколько научных учреждений типа специализированных академий, в т.ч. Королевский колледж врачей и Королевский колледж хирургов. В 1666 г. открыта Парижская академия наук. В течение 18 в. во Франции было организовано большое число различных академий и научных обществ, в т.ч. Академия хирургии (1731). Академии наук открылись и в других странах Европы: Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» (1652), Берлинская (1701), Петербургская (1724). Стокгольмская (1730), Мюнхенская (1759) и другие академии. Французский ученый П. Лаплас (1749—1827) в одном из писем объяснял причины учреждения академий и научных обществ: «В то время как отдельный ученый легко предается догматизированию, столкновение догматических взглядов в ученом обществе ведет к их уничтожению. Желание взаимно убедить друг друга побуждает далее членов такого общества согласиться допускать лишь результаты точных наблюдений и вычислений». В последних словах П. Лапласа выражены две характерные черты науки 17—18 вв. — опора на наблюдение (опыт, эксперимент) и математику. Точность и достоверность стали знаменем новой науки. Ее развитие в 17—18 вв. опиралось, с одной стороны, на изобретение или усовершенствование важнейших научных инструментов и измерительных приборов (термометр, ртутный и водяной барометр, воздушный насос, часы с маятником, микроскоп, телескоп и др.). с другой — на быстрое развитие математики. Но эти же черты определяли и ограниченность науки 17—18 вв., ее чуждость идее развития, преобладающий интерес к количественной стороне явлений в ущерб исследованиям их качественной специфики.

Физика в медицине

Наибольшее развитие получила физика. В 16—17 вв. Г. Галилей. И. Ньютон (1643—1727) и Г. Гюйгенс (1629—1695) разработали основные положения классической механики Э. Торричелли (1608—1647) изобрел ртутный барометр, открыл атмосферное давление и вакуум. Б. Паскаль (1623—1662) сформулировал основной закон гидростатики. Большие успехи были достигнуты в области оптики. В конце 18 в. создано учение об электричестве.

Передовые врачи уже в начале 17 в. стремились использовать достижения физики в интересах М. Последователь Г. Галилея С. Санторио (1561—1636), которому вместе с его учителем принадлежит честь изобретения ртутного термометра, а также прибора для измерения пульса (сфигмометра), первый применил экспериментально-механические и математические методы в М. Он создал направление, приверженцы которого объясняли все процессы жизнедеятельности на основе законов механики (ятромеханика). Для С. Санторио пищеварение — измельчение пищи, а восприятие химуса происходит вследствие давления сокращающейся кишки: дыхание всецело зависит от механизма движения груди: температура тела поддерживается главным образом благодаря трению крови о стенки сосудов и взаимному трению частиц самой крови. В изобретенной им камере путем многократных и систематических взвешиваний (себя, своей пищи и экскрементов) Санторио пытался количественно оценить степень усвояемости пищи, удаление продуктов ее распада с экскрементами, а также через кожу и легкие. Объяснить полученные результаты и тем более дать оценку процессам обмена веществ С. Санторио не удалось. Он, по-видимому, первый измерил температуру тела человека. На важность термометрии в клинической практике первым, очевидно, указал Дж. Бальиви (1668—1707). Однако систематические измерения температуры тела в медицинских целях ввел Г. Бурхаве (1668—1738) в 20-х гг. 18 в.

Дж. Борелли (1608—1679), которого справедливо считают одним из основоположников биомеханики, первым определил центр тяжести человеческого тела, показал, что при совместном действии мышц и костей кости действуют как физические рычаги, а мышцы — как движущие силы; высказал мысль о зависимости кровяного давления в сосуде не только от площади его поперечного сечения, но и от удаленности от сердца.

Л. Беллини (1643—1703) ввел понятие об эластичности тканей организма, согласно которому ткани, подвергнувшиеся растяжению и сжатию под воздействием какой-либо силы, возвращаются в первоначальное состояние. Он считал, что мышцы состоят из волокон, делящихся на более мелкие, способные к произвольному и непроизвольному сокращению. Крупным, но не последовательным представителем ятромеханики был Дж. Бальиви. Первоначально он рассматривал все процессы жизнедеятельности чисто механически: артерии и вены — гидравлические трубки, сердце — нагнетательный насос, железы — сита и т.п. В дальнейшем он выступил против ограниченности и схематичности ятромеханических представлений об основных функциях организма.

Ограниченность чисто механистических представлений об основах жизнедеятельности организма сознавали и другие врачи конца 17 в. и 18 в., в т.ч. и представители ятромеханического направления. Однако в целом ятромеханическое направление сыграло положительную роль в развитии М. Представители ятромеханики выполнили ряд ценных исследований, из которых наибольшее значение имели работы, относившиеся к экспериментальному изучению различных движений тела и установлению некоторых гидростатических закономерностей. Важнейшей их заслугой является внедрение в физиологию и М. экспериментального подхода, измерений и измерительных приборов. Но на основе механистической логики воздать научные основы физиологии и М. было невозможно. Только в 19—20 вв. было определено место механических исследований в биологии и М., появилась биомеханика, изучавшая механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, ставшая важным разделом биофизики и физиологии и одной из теоретических основ физической культуры, травматологии и ортопедии.

Другой формой использования достижений физики в биологии и М. стало микроскопирование. Первый микроскоп был создан в Голландии в 1590 г. братьями Янсенами. В 1665 г. Р. Гук (1635—1703) сконструировал новый микроскоп, позволивший ему увидеть растительную клетку; он впервые ввел понятие клетки. А. Левенгук (1632—1723) с помощью самодельных линз впервые обнаружил и зарисовал сперматозоиды, различные простейшие, детали строения костной ткани. Научное и систематическое применение микроскопии в биологии и М. связано с именами М. Мальпиги (1628—1694), Н. Грю (1641—1712), Р. Граафа (1641—1673) и др. Внедрение и совершенствование микроскопии сыграли определяющую роль в возникновении и развитии микроскопической анатомии, патологической анатомии, эмбриологии, бактериологии.

С развитием учения об электричестве в 18 в. связан новый аспект использования достижений физики в биологии и медицине. В результате почти 20-летних экспериментальных исследований электрических явлений в живых тканях итальянский анатом и физиолог Л. Гальвани (1737—1798) доказал существование так называемого животного электричества и показал, что под действием электрического тока возникает сокращение мышц. Л. Гальвани и А. Вольта (1745—1827) первыми высказали мысль о роли электрических явлений в осуществлении двигательных реакций, в координации и управлении функциями организма. С исследований Л. Гальвани началась новая эпоха в физиологии: в 19—20 вв. на основе достижений электрофизиологии были изучены многие процессы жизнедеятельности, возникли и получили развитие новые высокоэффективные методы диагностики (например, электрокардиография) и лечения. Наконец, с развитием акустики генетически связано изучение клиницистами звуковых феноменов, наблюдаемых при выстукивании и прослушивании тела.

Медицина и химия

В развитии химии в 17—18 вв. основополагающую роль сыграло возрождение традиций атомистики. Р. Бойль (1627—1691), по праву считающийся одним из. основателей научной химии, сформулировал научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод и положил начало качественному анализу. Затем были открыты двуокись углерода (1754), водород и углекислый газ (1766), определен химический состав воздуха (1781) и воды (1784). Дж. Пристли (1733—1804) открыл кислород (1774) и первый указал, что зеленые растения «исправляют воздух, испорченный дыханием человека и животных». Экспериментально-теоретические работы А. Лавуазье (1743—1794) и М.В. Ломоносова показали роль кислорода в горении и дыхании. Т.о., к концу 18 в. были созданы предпосылки для изучения газообмена, физиологии дыхания и обмена веществ.

В конце 18 в. английские и французские химики во многом способствовали применению открытий в области химии в медицинской практике. Г. Дэви, испытав на себе действие закиси азота (веселящего газа), выделенного в 70-х гг. 18 в. Дж. Пристли, предложил использовать его в хирургии для обезболивания. В 19 в. были обнаружены более эффективные средства для наркоза (эфир, хлороформ), но предложение Г. Дэви проложило путь дальнейшим поискам ингаляционного наркоза.

Многие из ведущих химиков занимались проблемами М. и были одновременно врачами. Напр., К. Бертолле (1748—1822) помимо работ по военной (применение селитры для получения пороха) и технической (беление холста) химии проводил исследования «о природе субстанции животного организма», т.е. в области, получившей позднее наименование «биологическая химия» В этой же области работал Л. Воклен (1763—1829), изучавший химический состав камней в моче и др. Ж. Шапталь исследовал минеральные воды, их химический состав и показания к применению Л. Гитон де Морво усовершенствовал метод обеззараживания, предложил новые обеззараживающие составы. К Бертолле читал лекции по химии врачам в Париже, Ж. Шапталь — в Монпелье. Сближение химии и М. послужило затем основой для организации при лечебных заведениях лабораторий для клинических анализов. В тесной связи с учеными-химиками в годы французской революции работал гигиенист Дж. Галле.

Одновременно продолжало развиваться ятрохимическое направление, близкое к клинической медицине, но допускавшее наряду с рациональным мистическое объяснение процессов жизнедеятельности, особенно в вопросах координации функций организма. Виднейшими представителями ятрохимия были И. Ван-Гельмонт и лейденский физиолог и клиницист Ф. Сильвий (1614—1672). И. Ван-Гельмонт развил учение о ферментах, согласно которому в организме ни одного процесса не происходит без участия ферментов: ферменты находятся повсюду — в крови, моче, желчи, желудке, кишечнике. Суть действия ферментов состоит в превращении веществ в организме из одного в другое. Все жизненные функции организма находятся в зависимости от высшего животного начала — архея. Каждая часть тела имеет собственного архея; их гармоническим взаимодействием обеспечивается целостная направленность процессов ферментации и, следовательно, здоровье. Над совокупностью археев стоит в качестве регулирующего принципа верховный архей, движимый извне Высшим Разумом. Состояние болезни не отличается в своей сущности от состояния здоровья и является исключительно следствием изменения условий, в которые Высший Разум ставит организм в целом или какую-либо его часть. Теория И. Ван-Гельмонта, которую с незначительными оговорками принимали все ятрохимики 17—18 вв., носила механистический и дуалистический характер, игнорировала достижения анатомии и физиологии и, следовательно, не могла объяснить существа процессов жизнедеятельности. Вместе с тем, несмотря на умозрительность представлений И. Ван-Гельмонта о ферментах, идея химической регуляции биологических процессов оказалась продуктивной и способствовала возникновению в 19 в. биохимии. Кроме того, ятрохимикам принадлежит много частных открытий, представляющих интерес для различных разделов клинической медицины. Так, И. Ван-Гельмонт предложил, хотя и мистическое по форме, но верное по сути, объяснение патогенеза лихорадки, которую он рассматривал как выражение борьбы архея против вредящих агентов, т.е. как защитную реакцию.

Несколько иначе представлял себе роль ферментации в норме и патологии Ф. Сильвиус. По его представлениям, под влиянием теплоты тела и «духов жизни» в результате ферментации образуются конечные продукты кислотного или щелочного характера. Правильное качественное и количественное соотношение кислотных и щелочных продуктов — необходимое условие здоровья. Образование вследствие перегрузки кислыми или щелочными веществами (или появления их «в неподходящем месте») соответствующих «едкостей» обусловливает изменения крови, желчи, лимфы, нарушает общий обмен веществ и приводит к болезни. Все болезни, т.о., подразделяются на кислотные и щелочные. Поэтому в соответствии с принципом «противоположное лечи противоположным», при одном типе болезней следует назначать щелочи, при другом — кислоты. При этом большое значение придавалось поддержанию сил, укреплению общего состояния организма на основе тщательного соблюдения диеты, а также возможности удаления из организма «болезнетворной причины». Учение Ф. Сильвиуса получило широкое распространение среди врачей и оказало большое влияние на М. Оно сыграло существенную роль в развитии представлений о кислотно-щелочном равновесии, об алкалозе и ацидозе, о необходимости исследования рН крови, реакции мочи и т.п.

Прогресс в области биологии был менее значительным, чем в физике и химии. Были предприняты работы по систематике флоры и фауны, завершившиеся созданием в 1735 г. «Системы природы» К. Линнея (1707—1778).

Несмотря на работы У. Гарвея (1578—1657), обосновавшего принцип «яйцо есть общее первоначало для всех животных», и М. Мальпиги (1628—1694), подтвердившего правильность основных выводов У. Гарвея, в биологии 17—18 вв. господствовала теория преформизма. Преформистские идеи, которые в 18 в. развивали А. Галлер и Ш. Бонне, были подвергнуты обстоятельной критике Ж. Ламетри и К. Вольфом (1733—1794). В своих работах «Теории зарождения» и «Об образовании кишечника у цыпленка» К. Вольф развил учение о новообразовании частей и органов организма из бесструктурной массы, содержащейся в яйце, положил начало учению о зародышевых листках. Однако лишь в 19 в. теория эпигенеза получила широкое признание: в обосновании ее большую роль сыграли работы русских ученых К.М. Бэра (1792—1876) и X.И. Пандера (1794—1865).

В конце 18 в. в биологии началась разработка идей исторического развития органического мира. Некоторые биологи выступили с критикой теории самозарождения и неизменности видов, появились первые работы по сравнительной анатомии. Ж. Бюффон (1707—1788) выдвинул понятие «естественная история» и идеи о единстве организации живых существ, о «непрерывной иерархии от самого низшего растения до самого высокоорганизованного животного», изменяемости форм под влиянием внешних условий. Однако лишь в начале 19 в. Ж. Ламарком (1744—1829) была сформулирована первая целостная эволюционная теория.

Одним из крупнейших достижений естествознания 17 в. стало открытие У. Гарвеем кровообращения. В 1628 г. вышла в свет его знаменитая книга «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» с изложением учения о кровообращении, основные положения которого были им высказаны еще в 1605 г. Единственным недостатком теории У. Гарвея было отсутствие данных о том, как сообщаются артерии с венами; он не знал о существовании капилляров и полагал, что кровь переходит из артерий в вены по анастомозам или порам тканей. Этот пробел был вскоре устранен М. Мальпиги, наблюдавшим под микроскопом движение крови по капиллярам. Оценивая открытие кровообращения как основополагающее для развития физиологии. И П. Павлов отмечал, что главная заслуга У. Гарвея заключается не в самом описании кровообращения, а в ее экспериментальном доказательстве: «... Гарвей выдвинулся своей мыслью над сотней других, и часто немалых, голов в значительной степени благодаря тому, что главным образом имел дело не с трупами... а с живыми организмами..., что он вивисецировал».

Анатомия

В 17—18 вв. были сделаны важные открытия в области анатомии. Англичанин Р. Лоуэр подробно описал (1664) мускулатуру сердца и подверг сомнению утверждение Р. Декарта о том, что причиной заболеваний сердца является так называемое вскипание крови. Р. Лоуэр считал, что сердечная мышца подвержена различным влияниям: со стороны крови — благодаря собственном



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: