УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА




Студент должен иметь представление:

о положении человека в природе; о взаимодействии организма человека с внешней средой; о пренатальном и постнатальном периодах онтогенеза; о роли внутренней среды, нервной и кровеносной систем в превращении потребностей клеток в потребности целостного организма; о процессе удовлетворения потребностей организма; об анатомии и физиологии как учебных дисциплинах и их положении среди других медицинских наук; о взаимосвязи структуры и функций; о понятиях: «жизнь», «здоровье», «норма», «аномалия»; об анатомической номенклатуре.

Студент должен знать: закономерности жизни человека; уровни организации организма человека; определение понятия «потребность»; классификацию потребностей А. Маслоу; основные жизненно важные потребности человека; способы удовлетворения потребностей и структуры, их удовлетворяющие; предмет и методы изучения «Анатомии» и «Физиологии»; основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле; основные анатомические и физиологические термины; морфологические типы конституции - астенический, нормостенический, гиперстенический; части тела человека; системы органов; серозные полости, оболочки.

Студент должен уметь: классифицировать потребности по теории А. Маслоу; приводить примеры проблем человека, связанных с нарушением удовлетворения основных потребностей; использовать анатомическую терминологию.

1.1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Современная анатомия изучает строение тела человека с позиций диалектического материализма.

Человек - высокоорганизованный представитель животного мира, занимающий высшую ступень эволюционной лестницы, но отличающийся от животных своей социальной сущностью. Его сформировали трудовая деятельность и социальные потребности. Так как человек принадлежит и к животному миру, анатомия изучает человека с учётом биологических закономерностей, присущих живым организмам, особенно высшим позвоночным - млекопитающим.

Иными словами, природа человека двойственная - и биологическая, и социальная. В процессе общения людей возникла речь, интеллект, появилось свойственное человеку сознание, играющее важную роль в понимании окружающего мира. Жизнедеятельность человека сознательна. Человек - целостная, динамичная и саморегулирующаяся биологическая система, обладающая комплексом физиологических, психосоциальных и духовных потребностей, удовлетворение которых определяет её рост и развитие.

Человек, в отличие от животных, не стремится к равновесию с внешней средой, наоборот, он желает нарушить это равновесие в целях самоактуализации, формирования личности. Самоактуализация - главная цель развития человека и общества. Именно самосознание отличает человека от животных. Самосознание - сердцевина сознания: без него не может быть и сознания.

1.2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Потребность - психологический или физиологический дефицит, испытываемый человеком на протяжении всей жизни и требующий постоянного восполнения для гармоничного роста и развития индивидуума. Самостоятельное удовлетворение потребностей вызывает у человека чувство комфорта. При нарушении удовлетворения лю-

бой потребности возникает состояние дискомфорта. Важное условие для удовлетворения основных потребностей человека - нормальное функционирование органов и систем в организме. Любое заболевание нарушает функционирование органов и систем и мешает удовлетворению тех или иных потребностей.

У человека много потребностей, они различны и связаны с возрастом, состоянием здоровья и внешней среды. Из всех потребностей психолог А. Маслоу выделил четырнадцать жизненно важных: дышать; есть и пить; выделять; отдыхать и спать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру; поддерживать состояние здоровья; избегать опасности; двигаться; общаться; иметь жизненные ценности; играть, учиться и работать. Согласно концепции А. Маслоу, человек по мере взросления поднимается по «ступеням потребностей»: от физиологических, врождённых, до высших, психосоциальных, приобретённых. Они расположены автором в виде пирамиды.

На I ступени, лежащей в основании пирамиды, расположены низшие потребности выживания: дышать, есть, пить и выделять.

На II ступени - потребности, обеспечивающие безопасность, защиту от стихий природы, болезней, социальных катастроф, жизненных неудач, стрессов. К ним относятся потребности: спать, отдыхать; быть чистым, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру и состояние (в том числе состояние здоровья), избегать опасности, двигаться. Удовлетворение потребностей II ступени необходимо для гармоничного роста и развития взаимодействия со средой обитания.

На III ступени - потребности в принадлежности, опоре. Человеку необходимо принадлежать обществу, которое его принимает и понимает. Ему нужна информация об окружающей среде, получаемая благодаря удовлетворению потребности в общении.

IV ступень пирамиды составляют потребности, возникающие при жизни в обществе и заключающиеся в достижении успеха в работе, семье, жизни; стремление к гармонии, справедливости, красоте, порядку. Все это удовлетворяет также желание человека иметь жизненные ценности.

Вершину пирамиды, V ступень, формируют потребности в служении обществу, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его личности, потребности учиться, работать, играть. Пока человек не удовлетворит потребности нижних ступеней, он не сможет реализовать высшие психосоциальные потребности.

Человеку для достижения физического, социального и интеллектуального комфорта необходимо постоянно в процессе жизни удовлетворять свои потребности. Способ удовлетворения потребностей называют образом жизни. Он зависит от возраста, социокультурного окружения, экологии, знаний, умений, желания и здоровья человека.

1.3. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

1.3.1. Содержание дисциплины.

Значение анатомии и физиологии для медицинского образования

Анатомия и физиология человека - фундаментальные дисциплины, составляющие основу теоретической и практической подготовки медицинских специалистов любого уровня. Они тесно связаны со всеми медицинскими специальностями, поскольку нельзя проводить квалифицированное обследование и лечение пациента, не зная основ этих важнейших наук. Плохо представляя строение и функции органов и систем организма человека, медицинская сестра (в том числе медицинская сестра по массажу) может вместо пользы принести непоправимый вред больному.

Анатомия - наука, изучающая строение и формы организма человека во взаимосвязи с его происхождением и развитием, во взаимодействии с окружающей средой, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Основные методы анатомии - наблюдение, осмотр тела, вскрытие трупа, изучение наружного и внутреннего строения отдельного органа и систем организма.

Систематическая, или нормальная анатомия, изучает тело нормального человека по системам органов, органам и тканям. Нормальным называют строение тела человека, обеспечивающее функции здорового организма. Показатели нормы (масса, рост, особенности телосложения и другие) зависят от индивидуальных особенностей строения человека. Нормальными считают показатели, лежащие в пределах диапазона от минимальных до максимальных значений. Выраженные стойкие врождённые отклонения от нормы называют аномалиями. Резко выраженные аномалии, изменяющие внешний вид человека, называют уродствами.

На индивидуальные особенности влияют наследственные факторы, внешняя среда - географические, климатические условия,

питание, физическая нагрузка. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в нормальных условиях находятся в состоянии равновесия.

В зависимости от длины тела и других антропометрических признаков в анатомии выделяют основные типы конституции (телосложения) человека: астенический (долихоморфный), с преобладанием в строении тела продольного размера; гиперстенический (брахиморфный), с преобладанием поперечного размера; нормостенический (мезоморфный), наиболее приближенный к возрастной норме.

Пластическая анатомия изучает формы и пропорции тела человека. Топографическая анатомия изучает строение тела человека по анатомическим областям с учётом взаимного расположения органов, проекций внутренних органов и сосудисто-нервных магистралей на кожу и скелет. Патологическая анатомия исследует изменения клеток, тканей и органов человека при болезни.

Современная анатомия рассматривает строение тела человека в тесной связи с его функциями жизнедеятельности. Например, при изучении строения центральной нервной системы (ЦНС) необходимо иметь представление о рефлекторной теории И.П. Павлова.

Строение тела человека - результат длительной эволюции животного мира, поэтому анатомия исследует строение и функции органов с учётом происхождения человека. Человек на стадиях своего развития (онтогенеза) повторяет в сжатом виде всю историю филогенеза (развития человеческого рода). В онтогенезе выделяют несколько периодов. Эмбриология изучает пренатальный период: рост и развитие эмбриона человека до рождения. Возрастная анатомия исследует постнатальный период (после рождения). Геронтология изучает закономерности старения организма.

Анатомия изучает человека не только как биологический объект, учитывая влияние социальной среды, условий труда, быта. В анатомии организм человека рассматривают как единое целое, а не как простую совокупность клеток, тканей и органов.

Анатомия - основа ряда изучающих человека дисциплин: физиологии, антропологии, эмбриологии, цитологии, гистологии, генетики, экологии, гигиены, психологии, социологии.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Как экспериментальная наука она появилась позже анатомии и вобрала в себя многое из накопленных знаний о строении и формах организма человека.

Основные методы физиологии - наблюдение и эксперимент (острый и хронический) на подопытном животном. Изучая процессы жизнедеятельности и их регуляцию, физиология открывает перспективы научно обоснованного вмешательства в эти процессы при заболеваниях. Общая физиология изучает сущность общих процессов жизнедеятельности, например метаболизм клеток, тканей, органов, систем органов; общие закономерности реакции организма и его частей на воздействие окружающей среды. Частная физиология исследует особенности функций отдельных тканей и органов, закономерности их объединения в системы органов. Прикладная физиология изучает закономерности функционирования организма человека в специальных условиях (физиология спорта, питания, труда). Патологическая физиология изучает процессы жизнедеятельности организма человека при заболеваниях.

Анатомия и физиология рассматривают структуры организма человека и осуществляемые ими функции во взаимодействии с точки зрения удовлетворения потребностей человека.

1.3.2. Анатомическая номенклатура

Для названий органов, их частей в данном учебном пособии в основном применены общепринятые русские эквиваленты латинских анатомических терминов, приведённых в Международной анатомической номенклатуре, утверждённой на XII Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Анатомическая терминология - общемедицинская и обязательна для изучения студентами в процессе получения медицинского образования любого уровня. Это основа клинических терминов. Количественные физиологические показатели принято выражать в единицах СИ (Международной системы единиц).

Для обозначения положения тела человека в пространстве и взаиморасположения его частей в физиологии и анатомии используют понятия о плоскостях и осях. Исходным считают вертикальное положение тела человека (стоя), ноги вместе, ладони обращены впе- рёд. В строении человеческого тела соблюдён принцип двусторонней симметрии.

Различают следующие плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную (рис. 1.1). Сагиттальной называют вертикальную срединную плоскость, делящую тело на правую и левую половины. Перпендикулярная ей фронтальная плоскость, соответствующая плоскости

лба, делит тело на переднюю и заднюю части. Горизонтальная плоскость, перпендикулярная двум другим, разделяет нижнюю и верхнюю части тела. Все указанные плоскости можно провести через любую точку тела человека.

Оси - направления, позволяющие ориентировать органы или части тела относительно его положения. Вертикальная ось направлена вдоль головы, тела, конечностей стоящего человека или вдоль органа. Она совпадает с продольной осью. Продольных осей может быть несколько. Фронтальная (поперечная) ось расположена горизонтально и направлена слева направо или справа налево. Сагиттальная ось - горизонтальная, имеет переднезаднее направление.

Для обозначения расположения органов, частей тела используют следующие анатомические термины:

• медиальный - расположенный ближе к срединной плоскости;

• латеральный, или боковой - расположенный дальше от срединной плоскости;

• промежуточный - расположенный между двумя соседними образованиями;

• внутренний - расположенный внутри;

• наружный - расположенный снаружи;

• глубокий - расположенный глубоко;

• поверхностный - расположенный на поверхности;

• вентральный, или передний - расположенный ближе к животу, к передней поверхности тела;

• дорсальный, или задний - расположенный ближе к спине, к задней поверхности тела.

При описании положения частей конечностей употребляют следующие анатомические термины:

• проксимальный - расположенный ближе к туловищу;

• дистальный - отдалённый от туловища;

• ладонный - расположенный на передней поверхности верхней конечности (со стороны ладони);

• подошвенный - расположенный в области подошвы;

• лучевой - латеральный край предплечья и кисти (со стороны лучевой кости);

• локтевой - медиальный край предплечья и кисти (со стороны локтевой кости);

• малоберцовый - латеральный край голени (со стороны малоберцовой кости);

• большеберцовый - медиальный край голени (со стороны большеберцовой кости).

Для определения проекций границ внутренних органов (сердца, лёгких и других) по поверхности тела человека проводят условные продольные линии:

• переднюю срединную - по центру грудины;

• грудинную - по наружному краю грудины;

• окологрудинную - на середине расстояния между грудинной и среднеключичной линиями;

• среднеключичную - через середину ключицы (у мужчин эту линию проводят через сосок и называют сосковой);

• среднюю подмышечную - от высшей точки подмышечной ямки вниз до пересечения с нижним краем грудной клетки. Иногда от передней и задней складок этой ямки проводят переднюю и заднюю подмышечные линии;

• лопаточную - от нижнего угла лопатки вниз до пересечения с XII ребром;

• околопозвоночную - на середине расстояния между лопаточной и позвоночной линиями;

• позвоночную - по поперечным отросткам позвонков;

• заднюю срединную - по остистым отросткам позвонков.

1.3.3. Основные физиологические термины

Наиболее часто применяют термины: «функция», «процесс», «механизм», «регуляция», «раздражение», «раздражитель», «возбудимость», «возбуждение», «реакция», «рефлекс», «адаптация», «метаболизм», «работоспособность», «утомляемость», «мотивация».

Функция - специфическая деятельность клеток, тканей, органов, выражающаяся как физиологический процесс (или совокупность этих процессов) и направленная на приспособление организма к условиям существования. Различают соматические и вегетативные функции.

Соматические функции регулируют физиологические процессы, протекающие в двигательной сфере и органах чувств. Они осуществляются благодаря деятельности скелетных мышц, иннервируемых соматической нервной системой. Вегетативные функции связаны с обменом веществ и осуществляются благодаря деятельности внутренних органов, иннервируемых вегетативной нервной системой.

Физиологический акт (пищеварения, дыхания и др.) - сложный процесс, в котором взаимодействуют различные физиологические системы организма, специализированные клетки, ткани, органы и системы органов.

Раздражение - ответная реакция возбудимыхтканей.

Раздражитель - фактор, способный вызвать ответную реакцию возбудимых тканей.

Возбудимость - способность живой специализированной ткани отвечать на действие раздражителя изменением физиологических свойств и возникновением процесса возбуждения.

Возбуждение - активный физиологический процесс, возникающий в ткани под влиянием раздражителей и характеризуемый общими и специфическими признаками.

Реакция - переход тканей и клеток под влиянием раздражителей из состояния относительного физиологического покоя в состояние возбуждения.

Рефлекс - причинно обусловленная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов.

Адаптация - приспособляемость организма к условиям существования.

Метаболизм - обмен веществ.

Работоспособность - свойство тканей организма длительное время сохранять состояние возбуждения без признаков утомления.

Утомляемость - потеря тканями организма после периода длительного возбуждения способности возбуждаться и проводить возбуждение.

Мотивация - побуждение.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вопросы для самоподготовки

1. Роль и положение человека в природе.

2. Взаимодействие организма человека с внешней средой.

3. Периоды онтогенеза.

4. Закономерности жизни человека.

5. Определение понятия «потребность». Причины возникновения потребностей.

6. Характеристики всех ступеней пирамиды А. Маслоу.

7. Факторы, влияющие на удовлетворение основных потребностей.

Задания для самоподготовки

 

 

Тестовое задание. Выберите одно правильное утверждение или ответ.

1. Какую ступень в пирамиде иерархии потребностей человека по А. Маслоу занимает потребность в безопасности?

А. Первую ступень.

8. Вторую ступень.

C. Четвёртую ступень.

D. Пятую ступень.

2. Какую потребность относят к основным жизненно важным потребностям выживания?

A. Потребность быть чистым.

B. Потребность в общении.

C. Потребность работать.

D. Потребность пить.

3. Какую ступень в пирамиде иерархии потребностей человека по А. Маслоу занимает потребность человека иметь жизненные ценности?

A. Первую ступень.

B. Вторую ступень.

C. Четвёртую ступень.

D. Пятую ступень.

4. Какую потребность относят к основным высшим психосоциальным потребностям?

A. Потребность дышать.

B. Потребность в еде.

C. Потребность в движении.

D. Потребность учиться.

5. Какую ступень занимают потребности в принадлежности? А. Первую.

B. Вторую.

C. Третью.

D. Четвёртую.

6. Какую ступень занимают высшие психосоциальные потребности в пирамиде иерархии потребностей человека по А. Маслоу?

A. Первую.

B. Третью.

C. Четвёртую.

D. Пятую.

7. Какая наука изучает строение и форму живых организмов и их частей?

А. Анатомия.

8. Физиология.

C. Патология.

D. Социология.

8. Какая наука исследует жизненные функции организма и его частей?

A. Физиология.

B. Анатомия.

C. Гистология.

D. Экология.

9. Какая наука изучает микроскопическое строение тканей?

A. Анатомия.

B. Физиология.

C. Гистология.

D. Антропология.

10. Как называют тип конституции человека с преобладанием в строении тела продольного размера?

A. Астеническим (долихоморфным).

B. Гиперстеническим (брахиморфным).

C. Нормостеническим (промежуточным).

D. Симпатикотоническим.

Эталоны ответов

Тестовое задание: 1 - В, 2 - С, 3 - С, 4 - D, 5 - С, 6 - С, 7 - А,

8 - А, 9 - С, 10 - А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: