Проблема происхождения естественного человеческого языка не является чисто лингвистической. Она решается в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.
Вопрос происхождения языка интересовал человечество с самых давних времен. Уже в библейских легендах обозначились две противоположные точки зрения:
• язык не от человека – в I главе Книги Бытия говорится, что Бог сотворил мир и человека словесным заклинанием;
• язык от человека – во II главе Книги Бытия говорится, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек сам дал им имена.
В раннем средневековье (IV век до н.э.) Григорий Нисский опроверг теорию происхождения языка как «божественного дара», утверждая, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов.
В античном языкознании вопрос о происхождении языка был поставлен в рамках общих философских дискуссий о сущности языка. В греческой (а позднее и в эллинистической) науке существовали две теории языка и его происхождения:
• биологическая обусловленность возникновения языка;
• искусственность, сознательный характер возникновения языка в обществе.
Эти два борющихся направления продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до середины XIX века.
К биологическим гипотезам происхождения языка относятся я теории звукоподражания и теория междометий.
Согласно теории звукоподражания язык возник в результате того, что человек подражал звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Звукоподражание понималось широко, как собственно звукоподражание (подражание звуком звуку), так и звукосимволизм (подражание звуком не-звуку).
Сильные стороны теории:
• признание существования первоначальной связи между звуком и
значением в словах языка;
• признание естественного, природного характера этой связи.
Недостатки теории:
• недооценка социальных условий возникновения языка;
• абсолютизация принципа звукоподражания (есть так называемые «безгласные» слова – «камень», «дом» - происхождение которых не вписывается эту теорию).
Согласно теории междометий язык возник в результате того, что первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» - междометия, сопровождающиеся эмоции.
Недостатки теории:
• причина возникновения языка сводится только к экспрессивной функции;
• междометий в языке немного, а на вопрос о происхождении других слов теория не дает ответа.
К социальным гипотезам происхождения языка относят теорию «трудовых выкриков» и теорию социального договора.
Теория «трудовых выкриков» сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. «Трудовые выкрики» ничего не выражали (ни эмоций, ни мыслей), а являлись лишь средством оптимизации (ритмизации) и согласования трудовой деятельности коллектива людей. Им не присуща ни одна из характерных для языка функций.
Сущность теории социального договора состоит в том, в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
Недостаток
• она ничего не дает для объяснения первобытного языка, так как для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык. На котором «договариваются».
Социально-биологическая теория изложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и объединяет биологические и социальные предпосылки возникновения языка как реакции на потребность в разумном сообщении, где осуществляются сразу и коммуникативная, и номинативная, и экспрессивная функции языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, а не как индивидуальное свойство отдельной особи.
Основные положения учения Энгельса о происхождении языка:
• вопрос о происхождении языка нельзя рассматривать вне происхождения человека;
• происхождения человека нельзя доказать научно, а можно только выдвинуть гипотезы;
• проблема происхождения языка не является чисто лингвистической; ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей разных наук (истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, общей теории коммуникации, семиотики, этнографии);
• язык является одной из основных и первых характеристик человека, без языка человек не мог бы быть человеком;
• так как «язык – важнейшее средство человеческого общения» (В.И.Ленин), то он появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения»;
• язык выражает понятия, которых нет у животных (наличие этих понятий отличает человека от животных);
• факты языка с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка (сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания);
• язык возник в виде звуков.
Вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков и языковых семей решается на основании реальных исторических данных.
Таких данных больше всего о языках периода развития наций, когда возникла наука о языке; меньше – о языках периода складывания народностей (здесь важным материалом служат не описания языков, а письменные памятники); еще меньше информации о реальных чертах языков родоплеменных.
О первобытных языках могут быть высказаны лишь более или менее вероятные гипотезы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Классификация языков — определение места каждого языка среди языков мира; распределение языков мира по группам на основе определенных признаков в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования.
Вопросы классификации многообразия языков мира, распределения их по определенным рубрикам стали активно разрабатываться в начале XIX века.
Наиболее разработанными и признанными являются две классификации — генеалогическая и типологическая (или морфологическая).
Генеалогическая (генетическая) классификация:
• базируется на понятия языкового родства;
• цель — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи;
• основной метод — сравнительно-исторический;
•основная классификационная категория — семья, ветвь, группа языков;
• степень устойчивости классификации — абсолютно устойчивая (так как каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности).
В соответствии с этой классификацией выделяют следующие языковые семьи:
• индоевропейская;
• афразийская;
• дравидская;
• уральская;
• алтайская;
• кавказская;
• китайско-тибетская.
В индоевропейской семье есть множество ветвей, среди них — славянская (русский язык, польский, чешский и т.д.), германская (английский, голландский, немецкий, шведский и т.д.), романская (французский, испанский, итальянский, португальский и т.д.), кельтская (ирландский, шотландский, бретонский, валлийский).
Татарский язык входит в алтайскую языковую семью, в тюркскую ветвь
Типологическая классификация (первоначально известная как морфологическая):
• базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков; основывается на особенностях структуры языков (на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова);
• цель – сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры (принципов ее организации), определить место того или иного языка с учетом формальной организации его языкового строя;
• основной метод – сравнительно-сопоставительный;
• основная классификационная категория — тип, класс языков;
• степень устойчивости классификации — относительна и исторически изменчива (так как каждый язык постоянно развивается, меняются его структура и сами теоретические основы этой структуры).
Согласно морфологической классификацией языки распределяются по 4 классам:
1) изолирующие или аморфные языки, например, китайский язык, большинство языков Юго-восточной Азии. Для языков этой группы характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.
2)агглютинативные языки
В агглютинативных языках каждое морфологическое значение выражено отдельным аффиксом, и каждый аффикс имеет одно назначение, вследствие этого слово легко расчленяется на составные части, связь между корневой частью и аффиксами слабая. К этим языкам относятся тюркские, угро-финские, иберийско-кавказские (например, грузинский). Для них характерна развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов.
3) флективные языки
Связь между основой и аффиксами более тесная, что проявляется в так называемой фузии - слиянии аффикса с основой. К данной группе относятся индо-европейские языки (русский, немецкий, латинский, английский, индийский и др.), семитские (арабский, еврейский и др.)..
4)инкорпорирующие или полисинтетические языки
Например, чукотско-камчатский, многие языки индейцев Северной Америки. В этих языках в одно сложное целое объединяются все предложение - глагол с субъектом, объектом, с определением и обстоятельствами. В полисинтетических языках вне предложения нет слов, предложение составляет основную единицу речи. Эта единица многосоставная, в эту единицу включены слова, поэтому полисинтетические.
Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры; учитывает историческую последовательность развития культуры; выделяет:
• бесписьменные языки;
• письменные языки;
• литературные языки народности и нации;
• языки межнационального общения.
По распространенности языка и количеству говорящих на нем людей различают:
• языки, которые распространены в узком кругу говорящих (племенные языки Африки, Полинезии; «одноаульные» языки Дагестана);
• языки, на которых говорят отдельные народности (дунганский – в Киргизии);
• языки, на которых говорит вся нация (чешский, болгарский языки);
• языки, которые используются несколькими нациями, так называемые межнациональные (французский – во Франции, Бельгии, Швейцарии; русский, обслуживающий народы России);
• языки, которые функционируют как международные (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский).
По степени активности языка различают:
• живые – активно функционирующие языки;
• мертвые (латинский, галльский, готский) – сохранившиеся только в памятниках письменности, в названиях мест или в виде заимствований в других языках или исчезнувшие бесследно; некоторые мертвые языки применяются и сегодня (латинский – язык католической церкви, медицины, научной терминологии).