О культуре мышления и менталитете




В какой степени достижения средневековых мусульман­ских ученых-педагогов были сохранены в арабских странах? Религиозное образование определенным способом влияет на мышление. Как отражается это на менталитете арабской элиты? Мы не говорим об относительно быстро меняющемся стиле мышления, нас интересует более стабильная форма интеллекта.

Что такое менталитет? Многие авторы полагают, что менталитет — это то же самое что и мышление. Однако это не совсем так. В отличие от менталитета «мышление существует только как индивидуальное мышление многих... людей». Поэтому различают быстроту, гибкость мышления, его связь с памятью, эмоциями, настроением, нравственностью и т.д. Менталитет (или ментальность) является особым свойством личности, возникающим не только под влиянием социума и образования, но имеющим и генетические корни в духовном развитии народа (см. Б. Гершунский). Это сознательное и подсознательное, инстинкт и опыт, переходящие по наследству от поколения к поколению, национальные традиции, обычаи и верования и т.д. Менталитет считают психологической основой интеллектуального развития личности, тем более что он связан с языком народа, орудием мысли и средством общения, с образом его жизни на протяжении столетий (см. M. И. Махмутов). Именно ментальность мусульман обуслов­ливает преемственность их религиозного знания, синтез мен- тальности с исторической памятью служит основой их нацио­нальной самоидентификации.

В литературе существует мнение, что прежняя арабо-му- сульманская школа формировала лишь догматическое мыш­ление учащихся, что там не было места для самостоятельной мыслительной деятельности и творческого развития учащихся.

Знакомство со средневековым периодом развития мусуль­манской культуры показывает, что это не совсем так. Даже при условии, что содержанием обучения был Коран и рели­гиозная догматика, процесс обучения в больших медресе содер­жал и диалогический метод, и суггестопедию, и дискуссии по религиозным темам. В сочетании с нравственно-этическим учением Корана и сунны эта методология формировала опре­деленный уровень учебной самостоятельности учащихся и их поисковый стиль мышления. Иначе как объяснить появление в мире ислама знаменитых ученых, поэтов, архитекторов — Ибн Сина, аль-Фараби, аль Кинди, Фирдоуси, Рудаки, Низами и сотен других корифеев Востока?

В чем еще значение арабского образования в истории мусульман? Результатом образования всегда является качество личности человека, объем его знаний, познавательных умений, способов применения знаний для решения задач, степень развития памяти и мышления. Значение образования и в том, что оно вырабатывало особый тип мыслительной деятель­ности человека, формировало их религиозные убеждения, стиль и типы мышления. Особая ментальность мусульман формирует их идеологию, социально-политическое сознание и поведение.

Выдвижение в качестве важнейшей цели образования и воспитания развитие интеллекта с помощью обучения и воспи­тания в доступной для данного возраста форме, выработка нравственных норм поведения на основе примера и личной практики общения с людьми — несомненная заслуга ученых исследуемого исторического периода и их последователей. Педагогические взгляды устанавливаются у них из воззрений на науку, человеческое общество, нравственность и из фило­софских исканий. Это совместимо с учением ислама о един­стве религиозных и научных знаний и не противоречило выводам ученых. Однако практика работы учебных заведе­ний была неодинакова: от примитивного заучивания молитв до высокого уровня высшего образования. Тем не менее спо­собная молодежь пробивалась и пробивается теперь «наверх», активно участвуя в социально-политической, экономической и культурной жизни общества.

Вот несколько известных имен наших современников: Ахмад Зувейл — лауреат Нобелевской премии в области хи­мии (1999 г.); Наджиб Махфуз —лауреат Нобелевской премии в области литературы; известный в интеллектуальном мире писатель Таха Хусейн — кавалер ордена Почетного легиона (Франция); произведения Аль-Баяти читают на 12 языках мира; о творчестве Аниса Мансура написаны две докторские диссертации в США и Германии; Ибрахим Махавваз создал 15 новых концептуальных положений в математике («Человек года» за 2001—2002 гг. в США); Фарук аль-Ваз — известный в мире геолог, бывший директор ПАСА (США); Али Мустафа — специалист в области ядерной физики, о кото­ром А.Эйнштейн сказал: «Мы потеряли одного из великих ученых мира». Мы не называем многочисленных деятелей культуры Турецкой республики, не говорим о ее музыке, литературе, хорошо известных интеллигенции Европы.

Нет сомнения в том, что при благоприятном стечении обстоятельств экономического и политического характера многие арабские страны поднимутся на уровень информа­ционной эпохи и войдут в группу развитых стран.

 

2.ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД

 

Когда заходит речь о теологическом образовании, то обычно ожидается стандартный ответ: теология — это наука, предметом изучения которой является Бог и которая отражает элементы христианского вероучения с точки зрения и посредством научных методов. Но такой ответ при всей его верности не является исчерпывающим, - говорит И.В. Понкин,

член Общественной палаты по образованию в городе Москве,

доктор юридических наук

Современная теология поднимает вопросы жизни как общества в целом, так и отдельного человека, рассматривая их целостно и системно, делая акцент на ценностную ориентацию и религиозное сознание человека. Поэтому теологическое образование связано с изучением обширного спектра предметов, с овладением всеми основными научными методами и существенным объемом познаний в самых разных областях человеческого знания. По мнению руководителя по учебе теологического (католического) факультета Университета кантона Люцерна Швейцарии Маркуса Верли, при теологическом образовании речь идет не только о приобретении знаний и не только о занятии религией, но и о содействии становлению и развитию таких человеческих качеств, как чуткость, способность к аргументации и готовность к диалогу[2].

Очевидно, что развитие теологического образования в России пойдет своим путем, будет обусловлено присущими России особенностями. Однако здесь очень важны знание и, в определенной мере, учет зарубежного, прежде всего — европейского, опыта правового регулирования теологического образования в государственных университетах, а также на автономных теологических факультетах, имеющих государственное признание и финансирование.

В законодательстве зарубежных светских государств одним из наиболее существенных и сильных аргументов против толкования светскости государства и светскости образования как полной «внерелигиозности» государства и его системы образования, их «равноудаленности» от религиозных организаций и т.п. является законодательно закрепленный статус теологических факультетов государственных университетов. Для понимания значимости правового статуса теологических факультетов государственных университетов важным является то, что в ряде стран установлена жесткая ответственность за незаконное самоприсвоение организациями себе наименования «университет». Такой порядок установлен, например, в Швейцарии и во Франции. Так, статья 78 Закона кантона Берна об Университете от 5 сентября 1996 г. устанавливает наказание в виде штрафа или лишения свободы за незаконное обозначение учреждения как университета в смысле статьи 4 этого же Закона.

В Европе действует множество теологических факультетов государственных университетов:

факультет католической теологии в государственном Университете Страсбурга, католический Автономный образовательный центр религиозной педагогики в Меце (Франция),

факультет протестантской теологии Университета Страсбурга Марк Блок (Франция),

теологический факультет Университета Лозанны (кантон Ваадт, Швейцария),

теологический факультет Университета Люцерна (кантон Люцерн, Швейцария),

теологический факультет Университета Невшателя (кантон Невшатель, Швейцария),

Брюссельский университетский факультет протестантской теологии (Бельгия),

теологические факультеты (евангелической теологии и католической теологии) Университета Берна (кантон Берн, Швейцария),

теологический факультет Университета кантона Базеля-города (кантон Базель-город, Швейцария),

теологический факультет Софийского государственного университета (Болгария),

Автономный факультет протестантской теологии Университета Женевы (кантон Женева, Швейцария),

теологический факультет Университета Фрибура (кантон Фрибур, Швейцария),

теологический факультет Университета Цюриха (кантон Цюрих, Швейцария),

теологический факультет Тартуского университета (Эстония),

теологические факультеты (евангелической и католической теологии) Боннского университета (Германия),

Теологический факультет Университета Гейдельберга (федеральная земля Баден-Вюртемберг, Германия),

теологический факультет Университета Лейпцига (Германия), теологические факультеты (евангелической и католической теологии) Университета Карла Эберхарда (Тюбинген, Германия),

теологический факультет Венского Университета (Австрия),

теологический факультет Университета Гумбольдта (Берлин, Германия), факультет евангелической теологии Университета Филиппа (Марбург, федеральная земля Гессен, Германия),

факультет теологии Хельсинкского университета (Финляндия),

теологический факультет Копенгагенского университета (Дания),

теологический факультет Орхусского университета (Дания) и мн. др.

Признание государством дипломов теологических факультетов государственных университетов или определенных церковных образовательных учреждений, придание им силы государственных дипломов может осуществляться по нескольким сценариям, согласно нескольким установленным правовым порядкам. Прежде всего, следует отметить такую модель, как автоматическое признание государством дипломов авторитетных церковных вузов, имеющих давнюю историю и традиции общепризнанного уровня, содержания и качества образования.

К примеру, в Германии насчитывается свыше 40 вузов, находящихся в ведении Католической и Евангелическо-лютеранской церквей, дипломы которых приравнены к дипломам государственных высших учебных заведений, эти вузы получают финансовую поддержку государства. Вузы Евангелическо-лютеранской церкви готовят священнослужителей и преподавателей Закона Божьего. В вузах, так же находящихся в ведении евангелической церкви, преподается церковная музыка. Кроме того, ряд высших специальных учебных заведений евангелической церкви готовят наряду с преподавателями Закона Божьего (факультеты и отделения педагогики) будущих работников систем социального обеспечения и попечения. Подготовка будущих священнослужителей ведется и на теологических факультетах вузов, находящихся в ведении Католической церкви. Различные католические орденские организации (иезуиты, капуцины и т.д.) так же готовят свои молодые кадры в собственных вузах. В г. Санкт-Августине (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) находится единственный в Германии философско-теологический католический вуз, где преподают теологию миссионерства. В г. Роттенбурге открыт единственный церковно-музыкальный вуз Католической церкви. В ведении Католической церкви также находятся высшие специальные учебные заведения, готовящие кадры для системы социального обеспечения, попечения, а также педагогов различных направлений, в том числе и для приходской деятельности. Так как количество абитуриентов превышает количество учебных мест в церковных высших специальных учебных заведениях, набор студентов осуществляется в ходе собеседований в соответствии с критериями, установленными каждым отдельным вузом[3].

Признание государством дипломов теологических факультетов государственных университетов или определенных церковных образовательных учреждений, придание им силы государственных дипломов осуществляется на основе законодательного закрепления соответствующих норм как в федеральном законодательстве (для федераций), так и в региональном законодательстве страны. В этом смысле, прежде всего, следует отметить нормы, устанавливающие правовой статус теологических факультетов как факультетов в составе государственных университетов, как их структурных подразделений, выдающих на законных основаниях в этом качестве дипломы государственного образца (или дипломы равноценные дипломам государственного университета).

Так, часть 3 статьи 9 Конституции федеральной земли Мекленбург-Форпоммерн от 23 мая 1993 г. устанавливает: «Согласно договорам Церквямразрешается организация теологических факультетов в рамках университетов земли ».

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 60 Конституции федеральной земли Гессена от 1 декабря 1946 г. (с последующими изменениями и дополнениями): «Теологические факультеты в университетах сохра­няются. Назначение их преподавателей производится на основе консультаций с церковью. Церковные теологические образовательные учре­ждения сохраняются ».

Согласно статье 150 «Богословские институты и факультеты» Конституции федеральной земли Баварии от 2 декабря 1946 г. (в редакции, действующей с 1 декабря 1998 г.): «(1) Церкви имеют право готовить лиц духовного звания в своих собственных богословских вузах и там же повышать их квалификацию. (2) В вузах сохраняются теологические факультеты »[4].

Закон федеральной земли Баварии о высшем образовании Баварии в редакции от 1 декабря 1993 г. устанавливает:

«Право церквей, их духовных лиц на собственный вуз (включая вузы ордена) остается неизменным. 2 К этим вузам не применяется данный раздел, за исключением ст. 108 абз.5, ст. 111 абз. 6 и ст. 112. Курсы подготовки, предметом которых не является или является не только обучение и повышение квалификации духовных лиц, могут проводиться в церковных вузах только на основе государственного признания; признание ограничивается только этими курсами. Если курсы подготовки не имеют своим предметом или имеют своим предметом не только обучение и повышение квалификации духовных лиц, при издании регламентирующих документов согласно ст. 115 абз. 1 требуется соглашение с Министерством земли; к этим курсам подготовки не применяется ст. 109 абз. 2 фр. 2. » (статья 114)[5];

«В высших профессиональных учебных заведениях осуществляется подготовка по направлениям: техника, экономика, социальное обеспечение, оформление, а также религиозное воспитание и церковное образование. Министерство образования может по согласованию с высшим профессиональным учебным заведением расчленить данные направления подготовки на профессиональные направления » (часть 1 статьи 79)[6].

«Более детальная регламентация прохождения и содержания конкурса разрабатывается Министерством земли. Процедура составления списка предложений регулируется в Основных правилах; при составлении списка предложений необходимо обеспечить учет интересов всего вуза. Списки предложений при назначении профессоров теологии, религиозной педагогики и дидактики составляются теологическим отделением подобного профиля ближайшего вуза, если в вузе отсутствует теологическое отделение данного профиля. Имеющиеся профессоры теологии, религиозной педагогики и дидактики входят в состав соответствующих комитетов по вопросам назначения на должность этих отделений ближайшего вуза. 5. Статья 3 § 4 Конкордата Папского Престола остается неизменной » (часть 7 статьи 56)[7];

«Имеющий право принимать экзамены научный персонал в области теологии, религиозной педагогики или дидактики преподавания религии в университете, в котором отсутствует теологическое отделение, участвует в вузовском экзамене (включая защиту диссертации на степень доктора), по результатам которого присваивается теологическая академическая степень или целью которого является подтверждение соответствующих знаний, на теологическом отделении ближайшего университета, в котором имеется подобное отделение » (часть 7 статьи 80);

«Для курсов обучения церковных вузов, которые не приравнены к государственным вузам, могут быть сделаны исключения в части требований, приведенных в абз. 2 №№ 2, 6 и 7, для теологических курсов обучения церковных вузов могут быть сделаны исключения из абз. 2 № 3, если обучение приравнивается к обучению в государственном вузе » (часть 3 статьи 108);

«Лютеранской высшей школе в Нойендеттельзау дано право присваивать степень доктора и степень на право преподавания в вузе в области евангелической теологии. Высшая школа имеет право присваивать академическую степень доктора теологии претендентам, успешно окончившим соответствующий университетский курс » (пункты 1 и 2 части 2 статьи 115);

«Философско-теологическому вузу Залезианского Дона Боскоса Бенедиктворна дано право принимать к защите диссертации на степень доктора в области католической теологии. Вуз имеет право присуждать степень доктора теологии претендентам, успешно закончившим соответствующий университетский курс » (пункты 1 и 2 части 3 статьи 115).

Статус теологических факультетов урегулирован и в законах других стран. Подпараграф 3 § 1.12 Закона Нидерландов о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов от 26 ноября 1992 г. устанавливает, что несмотря на положения подпараграфа 2 в части, касающейся учебных программ по теологии или программ, готовящих к религиозным или идеологическим постам, предоставляемых признанными учебными заведениями, данное учебное заведение должно действовать согласно положениям подпараграфа 4 данного параграфа и согласно положениям данного закона в отношении гарантирования качества и регистрации, а обучение и научные исследования в данном учебном заведении должны регулироваться статусами, хартией или правилами юридического лица с полной юридической правомочностью, основавшего данное учебное заведение.

Согласно параграфу 1 Регламента последипломного обучения профессиональной ориентации на факультете I римско-католической теологии Института Люцерна от 4 февраля 1999 г.: «Последипломное обучение профессиональной ориентации реализуется для принятия церковной службы в епархии Базеля, содействует человеческому и духовному развитию студентов и помогает в принятии решении о форме (священник, диакон, ассистент пастора) и сроках обязательства службы в епископстве Базеля. Успешные выпускники последипломного обучения профессиональной ориентации получают государственное свидетельство ».

Вместе с тем, статус теологических факультетов государственных университетов, признаваемых государством в смысле признания их дипломов, может быть урегулирован и посредством заключения соответствующих договоров. Примеров тому в Европе достаточно много.

Так, согласно пунктам XI–XIII Ратификационной грамоты от 4 декабря 1979 г. Соглашения от 3 января 1979 г. между Испанией и Папским Престолом, касающегося образования и культурной деятельности, Католическая церковь, в соответствии со своим собственным правом, сохраняет автономию в учреждении университетов, отделений, высших учебных заведений и других центров духовной науки для того, чтобы обучать священников и мирян. Подтверждение занятий и признание государством гражданских последствий получения ученых степеней, присужденных указанными центрами высшего образования, должно быть предметом особого регулирования между компетентными властями церкви и государства. Пока это регулирование не действует, возможные подтверждения данных занятий и предоставление гражданской ценности присужденным ученым степеням должны осуществляться в соответствии с общими нормами, регулирующими данный вопрос. Подтверждение и признание проводимых занятий и ученых степеней, полученных священнослужителями или мирянами в отделениях, одобренных Папским Престолом, за границей, должны также регулироваться на основе общего согласия. Государственные университеты до соглашения с уполномоченными церковных властей могут учреждать Центры высшего образования для изучения католического богословия. Церковным учебным центрам, независимо от их категории и специализации, и обучающимся в этих центрах, должно быть дано право на получение таких денежных ассигнований, стипендий, налоговых льгот и иных видов помощи, какие Государство оказывает частным учебным центрам и обучающимся в них, в соответствии с системой равных возможностей.

Согласно статье 11 Договора между Чешской Республикой и Папским Престолом об упорядочении взаимных отношений от 25 июля 2002 г., высшие учебные заведения, открываемые Католической церковью, получают право действовать в Чешской Республике после выполнения условий, установленных законодательством Чешской Республики, дают высшее образование, равноценное образованию, которое можно получить в государственных образовательных учреждениях. Документы об образовании, полученные в таких школах и вузах, договаривающиеся стороны считают равноценными документам, выданным вузами и школами государственной образовательной системы Чешской Республики. Чешская Республика признает документы о высшем образовании и ученые степени теологии и теологических наук, выдаваемые государственными и церковными вузами, признаваемыми Католической церковью, при соблюдении условий, установленных законодательством Чешской Республики.

В соответствии со статьей 10 Конкордата между Итальянской Республикой и Ватиканом от 18 февраля 1984 г., университеты, семинарии, академии, колледжи и другие учебные заведения, предназначенные для священников и членов орденов или конгрегаций, созданные для получения образования в соответствии с каноническим правом, остаются в исключительном подчинении церковных властей. Академические звания в области богословия и других церковных дисциплин, определенных по согласованию Сторон, присуждаемые факультетами с одобрения Папского Престола, признаются государством. Равным образом признаются дипломы Ватиканских школ палеографии, дипломатики, архивного и библиотечного дела. Назначение преподавателей Католического университета Священного Сердца и подчиненных ему институтов подведомственно компетентным по религиозному профилю церковным властям. Пункт 1 статьи 9 Конкордата между Итальянской Республикой и Ватиканом от 18 февраля 1984 г. устанавливает, что в соответствии с принципом свободы образования и преподавания в пределах предусмотренных Конституцией, Итальянская Республика гарантирует Католической церкви право свободно создавать всех видов и ступеней учебные заведения и педагогические учреждения. Эти учебные заведения по статусу приравниваются к государственным учебным заведениям, им обеспечивается полная свобода, а их учащимся — условия, равноценные условиям, созданным для учащихся учебных заведений Государства и территориальных единиц; одинаковые требования предъявляются и к экзаменам[8].

В отношениях теологического факультета с соответствующей церковью должны соблюдаться два общих принципа, которые зачастую трудно совместимы:

• принцип свободы религии, в том числе свободы самостоятельно определять и защищать вероучение, осуществлять подготовку пасторов;

• принцип независимости преподавателей университета.

Поэтому как раз одна из черт уникальности теологических факультетов и состоит в том, что при подчиненности в той или иной мере церкви, с которой теологический факультет связан и теологию конфессиональной направленности которой теологический факультет преподает, он обладает существенной мерой свободы в своей образовательной и научно-исследовательской деятельности, которые ограничены лишь рамками требования неискажения вероучения относительно принятого в данной церкви (католической, протестантской той или иной конфессии).

Поэтому в деятельности теологического факультета должна быть найдена и соблюдена мера равновесия, определенного компромисса между двумя требованиями – требованием академической независимости факультета, которая только и в состоянии гарантировать свободу и научный характер исследований и образовательной деятельности в рамках теологического факультета, и требованием неискажения вероучения. В частности, эта мера равновесия успешно реализована в отношениях Факультета протестантской теологии Университета Страсбурга Марк Блок с протестантскими церквями.

Определенная академическая свобода теологического факультета от чрезмерного церковного давления обычно закрепляется в общих актах, регламентирующих статус и деятельность Университета в целом.

Так, статья 1 Закона кантона Женевы Швейцарии от 26 мая 1973 г. об Университете Женевы (вступил в силу с 1 января 1974 г.) устанавливает: «Университет – это кантональное государственное учреждение публичного права. Университет автономен и обладает правами юридического лица в рамках Конституции и настоящего закона ».

Аналогично, согласно статье 5 Закона кантона Фрибура Швейцарии от 19 ноября 1997 г. об Университете, свобода образования и научных исследований гарантирована в пределах закона и в соответствии с целями Университета.

Вместе с тем, академическая свобода теологического факультета может прямо закрепляться в регулирующих документах.

Например, часть 2 статьи 2 Устава Факультета католической теологии Университета Фрибура от 23.01.2001 определяет: «Самостоятельность Факультета по отношению к органам контроля церкви, равно как и государства гарантируется ».

Вместе с тем, как уже было сказано, академическая свобода ограничена необходимостью поддержания церковного авторитета.

Теологические факультеты государственных университетов поддерживают тесные взаимоотношения со своими церквями или церквями, с которыми установлены партнерские отношения, в организации и реализации своей образовательной (особенно это касается стажировок) и научно-исследовательской деятельности.

Формами прямого участия церковных структур или их уполномоченных в различных аспектах деятельности теологического факультета государственного университета являются следующие:

• двойная подчиненность факультета теологии – Университету и церковной организации;

• назначение профессорско-преподавательского состава на основе консультаций с церковью и при непосредственном участии церковных представителей;

• прямое участие церковных структур и представителей в процедуре разрешения образовательных споров;

• участие церковных представителей в организации и осуществлении образовательного процесса на теологическом факультете;

• обязательность утверждения церковными инстанциями учебных программ и учебных пособий на теологическом факультете;

• участие церковных представителей в принятии решения о приеме на учебу на теологический факультет;

• участие церковных представителей в принятии решения о выдаче диплома теологического факультета;

• обязательность утверждения (или согласования) регламентов теологического факультета церковными инстанциями;

• установление в качестве условия для допуска к процедуре соискания степени доктора теологии принадлежности к определенной церкви.

Именно двойная подчиненность теологического факультета определяет то, что, не отличаясь от других факультетов университета по участию в управлении университетом, по вопросам организации образовательного процесса и научных исследований и по принципам финансирования, вместе с тем, теологический факультет наделен особым статусом по сравнению с другими факультетами университета.

Так, часть 1 § 10 «Факультеты» Закона кантона Люцерна Швейцарии об университетском образовании высшей школы (Университетский закон) от 17 января 2000 г. устанавливает: «Университет состоит из факультета I теологии, факультета II гуманитарных наук и факультета III юриспруденции. Правительственный совет заключает о значении факультета I соглашение с епископом Базеля ».

Задачи Конференции швейцарских епископов на Факультете теологии Университета Фрибура определяются Соглашением от 8 июля 1985 г. и Уставом Факультета католической теологии Университета Фрибура от 23 января 2001 г. В частности, устанавливается, что Конференция швейцарских епископов принимает в расчет именно университетский, научный и международный характер Факультета, который, со своей стороны и в контексте его основных задач, проявляет заботу о кадровых пасторских потребностях местных церквей в Швейцарии. Обязательность утверждения церковными инстанциями учебных программ и пособий на теологическом факультете может быть реализована посредством различных механизмов. А правовое закрепление обязательности утверждения церковными инстанциями учебных программ и пособий на теологическом факультете может быть установлено законодательными актами, внутренними регламентами Университета или / и теологического факультета или же соглашением Теологического факультета (или в целом Университета) с конкретной церковью.

Данный вопрос может быть урегулирован в самом общем виде. Например, в правовых актах могут содержаться нормы о том, что учебные программы и учебные пособия должны «соответствовать церковной традиции ».

Церковный контроль может проявляться в непосредственном участии в приеме студентов на учебу на теологический факультет. На теологическом факультете могут устанавливаться и требования по конфессиональной принадлежности при приеме в докторантуру теологии (см. ниже соответствующий раздел). Возможно и участие церковных представителей в принятии решения о выдаче диплома.

Например, согласно части 1 параграфа 15 Регламента последипломного обучения профессиональной ориентации на факультете I римско-католической теологии Института Люцерна от 4 февраля 1999 г., сертификат выдается Советом по образованию и дополнительно подписывается ответственным за учебу как представителем епископства Базеля. Сертификат содержит наименование «Сертификат в практической теологии», указание изученных учебных тем и пройденный срок обучения.

Прямое участие церковных структур в деятельности теологического факультета государственного университета может выражаться в обязательности утверждения ими внутренних регламентов теологических факультетов. Так, параграф 18 Регламента последипломного обучения профессиональной ориентации на факультете I римско-католической теологии Института Люцерна от 4 февраля 1999 г. устанавливает, что этот регламент вступает в силу с момента утверждения епископом Базеля.

В большинстве случаев, теологические факультеты устанавливают ограничения на поступления студентов и слушателей по признаку религиозной принадлежности. Если применительно к первичных ступеням образования такие ограничения достаточно компромиссны, то применительно к соисканию ученой степени доктора теологии существуют уже достаточно жесткие ограничения. Так, на Факультете евангелической теологии Университета Филиппа (Марбург, Германия), согласно пункту 1 и подпункту «g» пункта 2 § 3 Положения Факультета евангелической теологии Университета Филиппа от 12 ноября 1992 г. о порядке присуждения докторской степени, претендент на степень доктора теологии должен подать заявление и подтверждение о членстве в Евангелической церкви.

Целесообразно кратко осветить и вопрос статуса преподавателей теологического факультета государственного университета.

На Факультете католической теологии Университета Фрибура Швейцарии, согласно части 4 статьи 2 Устава Факультета католической теологии Университета Фрибура от 23 января 2001 г., должности (а также функционалы и учебная нагрузка) на Факультете могут замещаться мирянами и мирянками[9], равно как священнослужителями.

Преподаватель – это обычная штатная должность в образовании и научных исследованиях в основных теологических дисциплинах.

Профессор (преподаватель с особым статусом — professeur extraordinaire) замещает ведущую преподавательскую и научно-исследовательскую должность на ограниченный срок.

Священники и миряне могут отвечать за образовательные задачи и за исследования в теологических науках, с учетом требуемых способностей.

Определен следующий порядок выдачи разрешений преподавать: разрешения преподавать («venia docendi»), разрешения преподавать от лица церкви («missio canonica»), разрешения «nihil obstat».

Для имеющего административно-правовую силу зачисления на должность преподавателя и ответственного за курс должно быть истребовано разрешение на преподавание («venia docendi»). Такое разрешение предоставляется Главным канцлером с согласия Конференции швейцарских епископов.

В том случае, когда, по мнению Католической церкви, существуют препятствия для назначения преподавателя, дело будет передано Главному канцлеру, который должен будет заслушать рассматриваемого кандидата.

При предоставлении любых форм разрешений преподавать Конференция швейцарских епископов, в соответствии со статьей 4 настоящего Устава, имеет право на учет ее мнения.

Выборы преподавателей, профессоров, привлеченных преподавателей осуществляются Советом факультета большинством в две трети голосов членов с правом решающего голоса.

Накопленный в европейских демократических государствах богатейший опыт организации и развития теологического образования в рамках государственных университетах, понятно, не в полном объеме, но может быть воспринят и, тем более, учтен российской системой образования. Теологию, конечно, можно рассматривать в рамках философских дисциплин, и она близка с философским способом мышления. Как отмечают исследователи: представляется, что богословие — это не только наука о памятниках, о культурном и историческом контексте. В богословии имеется метафизическое измерение. Теология — это наука предельных вопросов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: