Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | «Тик - так, Тик – так» - стучат часы, И кружатся под ними усы. А сверху маленький звонок. Часы звонят «Вставай, дружок!» Торопят в школу на урок. (М. Кильчичаков). - Те ребята, которые берегут наше драгоценное время, могут сесть. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. – Число, счет | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы, цели урока | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний | 1. Собери пословицу 2. Обобщение знаний о единицах времени | - На столах лежат карточки со словами. Вам необходимо составить пословицы: * Время дороже золота. *Время разум дает. . * Упустишь минуту – потеряешь час. - Какие часы появились первыми? - Какие виды часов существуют? -Какие единицы измерения вы знаете? - Из данных единиц выберите и назовите единицы времени: метр, час, километр, килограмм, минута, сутки, сантиметр, литр, секунда, год, дециметр, квадратный метр, век, грамм, месяц. | (Солнечные) (Водяные, песочные, механические, электронные) | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (решение задач, использование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняют задания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа со статьей учебника (вверху). | Путешествие в прошлое. (стр. 108 учебник).
Наш календарь ведёт своё начало от календаря древних римлян. Именно древние римляне дали названия месяцам года, которые приняты у нас сейчас.
Январь назван по имени древнеримского божества Януса (бога всякого начала). Март – по имени древнеримского бога войны Марса. Май – по имени древнеиталийской богини земли Майи. А вот июль и август названы в честь римских императоров Гая Юлия Цезаря и Августа.
Двенадцатый месяц называется – декабрь. Слово это происходит от греческого слова – дека десять. Выходит, что месяц декабрь носит название десятый. Чем объяснить такое несоответствие? Дело в том, что римляне (до Юлия Цезаря, который провёл реформу календаря) считали началом года не с первого января, а с 1 марта. Декабрь тогда был, следовательно, десятый месяц. С перенесением начала года на 1 января, названия некоторых месяцев изменены не были. Отсюда и произошло то несоответствие между названиями и порядковыми номерами ряда месяцев.
- Когда начинается год? -Кто знает, когда начинается год у коренного населения нашей Республики? (22 марта). - Почему? (день весеннего равноденствия) - Знаете ли вы, что у хакасов месяцы носили название животных? (февраль – месяц медведя, март – бурундук, апрель – кукушка и т. д). (Просмотр видеофрагмента)
| Работают с учебной статьей. | Фронтальная. Индивидуальная. | с поставленными целями и задачами; используют математические термины, символы и знаки. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; слушают собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | знаний о единицах измерения длины и массы). Знание единиц измерения времени Работа с учебной статьей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Практическая деятельность | 1. Работа в тетрадях (стр.30 Т № 2) | - Что необходимо сделать, чтобы рисунок был полным? | После чтения задания дети рисуют стрелки так, чтобы часы показывали данное время. Самостоятельно (с последующей провер кой) составляют и записывают выражение. | Индивидуальная. | П – владеют логическими действиями; осуществляют сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи, примеров) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Решение задач | - Весь наш урок связан с материалами родного края. - Вы знаете, когда был открыт краеведческий музей? Кто не знает, можно узнать об этом, решив задачу: Хакасский кукольный театр «Сказка» был открыт в 1979 году, а краеведческий музей на пол века раньше. В каком году жители Хакасии впервые посетили музей? Как выразить в часах 2 сут. 5 ч? Как выразить в минутах 12 ч 30 мин.? | волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – согласовывают свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, корректно отстаивают свою позицию. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Составление задач по исходным данным. | - А вот наши предки наблюдали за растениями и могли по ним определить время. (Показ иллюстрации).
-Заполните таблицу:
Посмотрите на данную таблицу, и используя её данные, придумайте задачи, чтобы они решались: 1) в 2 действия; 2) в 3 действия; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Решение примеров. | - По цвету карточек разбейтесь на группы и решите примеры. Какая группа выполнит задания быстрее и правильнее 1 группа 2 ч = … мин 1 мин 2 сек = …сек 1 ч 15 мин =… мин 2 мин 30 сек =… сек 4ч 8 мин = …мин 8 мин = … сек 2 группа Выразить в часах: 1сут.15ч 10 сут 18 ч 7 сут 3 ч 3 группа Выразить в минутах: 12 ч 42 мин 2 ч 38 мин 8 ч 7 мин | Выполняют в группах | Групповая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Сравнение единиц времени |
- Послушайте следующее задание: Из данных неравенств вычеркните неверные, а из оставшихся букв соберите слово, и вы узнаете, какое животное в Хакасских сказках было первым другом богатыря, пастуха, скотовода.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие знания вам понадобились на этом уроке? – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие подобные задания вам хочется еще раз выполнить? - Оцените наш урок, продолжив высказывания. (карточка….) | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домаш- нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |