Глобальные проблемы человечества




Ход занятия и режим времени

Организационный момент (2 минуты)

- объявление темы и типа урока

- проверка присутствующих

- объявление цели и задач урока

Актуализация опорных знаний (10 мин)

Устный опрос:

1. Какие проблемы называются глобальными?

2. Почему возникают проблемы планетарного масштаба?

3. На прошлом уроке мы познакомились с различной классификацией глобальных проблем: историки-экономисты, социологи, географы составили перечни, где наряду с приоритетными существуют еще и целый ряд частных, но тоже очень важных. Назовите приоритетные проблемы и частные.

 

Покажите на политической карте примеры высокоразвитых стран и отсталых в экономическом плане стран. Каковы могут быть причины такой отсталости?

Формирование новых знаний (58 мин)

Мы выяснили, что глобальных проблем много и их необходимо решать всем миром, должны подключиться все страны.

Некоторые студенты получили опережающее задание. Им необходимо было подготовить сообщение по одной из глобальных проблем по плану.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

В ходе урока мы заполним систематизирующую таблицу: «Глобальные проблемы человечества», заслушивая докладчиков и дополняя материал.

 

Глобальные проблемы человечества

Глобальная проблема Сущность проблемы Причины возникновения проблемы Пути решения проблемы
1. Мира и разоружения Накопление средств массового уничтожения в мире. Гонка вооружений, создание оружия массового поражения людей Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры. Жесткий международный контроль над оружием массового поражения и его нераспространением по планете.
2. Экологическая проблема Неконтролируемые изменение климата, разрушение озонового слоя, экологический кризис в различных районах мира, глобальное загрязнение окружающей среды. - бесконтрольное расходование природных ресурсов - индустриализация хозяйства - недостаток технологий и контроля за ними - плохо развитое экологическое самосознание - Рациональное природопользование. - Рост числа ООПТ. - Очистные сооружения. - Создание безотходных технологий. - Рациональное размещение «грязных производств» и т.д.
3. Демографическая проблема - демографический взрыв в развивающихся странах; - демографический кризис в развитых странах; - неконтролируемая урбанизация; - переселение беженцев. - различный уровень экономики; - несовершенство демографической политики; - ухудшение социальных условий жизни; - наличие горячих точек. -Активная демографическая политика. -Повышение экономического уровня развития стран. -Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.
4. Продовольственная проблема Нехватка продовольствия, особенно в развивающихся странах. - Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия - загрязнение и истощение почв вследствие экстенсивного пути развития с/х - рост пустынь - Интенсивный путь развития сельского хозяйства. - активная демографическая политика - рациональное использование ресурсов растениеводства, животноводства и рыболовства
5. Энергетическая и сырьевая проблема Истощение природных ресурсов мира. - Рост спроса на сырье - исчерпаемость минеральных ресурсов - нерациональное природопользование   - Использование достижений НТР. - Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. - Использование альтернативных источников получения энергии. - Политика ресурсосбережения.
6. Проблема использования Мирового океана - Нехватка морских пищевых ресурсов - загрязнение морской среды - использование как арены военной деятельности - активное и нерациональное использование ресурсов Мирового океана - Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов. - Охрана вод Мирового океана от загрязнения. - Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.
7. Проблема мирного освоения космоса - Космос - глобальная среда, общее достояние человечества - Накопление космического мусора - выход в космос представителей многих стран - испытание разного рода оружия. - отказ от военных программ - создание космической индустрии, космической технологии, применения космических энергоресурсов.
8. Преодоление отсталости развивающихся стран - большая часть населения мира живет в бедности и нищете. - отсталая экономика, медицина - неграмотность населения - рост населения     - Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам. - Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).
9. Проблема здоровья людей На Земле практически нет здоровых людей - Возникновение и распространение неизлечимых болезней, эпидемий - нездоровый образ жизни - успехи медицины - повышение культуры человека - ЗОЖ

Каждое сообщение не более 4 минут.

Как мы видим, все проблемы взаимосвязаны, и решать их нужно комплексно.

Чтобы узнать, какие последствия могут быть, если не решать глобальные проблемы, ученые их разных научных областей выдвигают глобальные гипотезы, разрабатывают глобальные прогнозы развития человечества и создают глобальные проекты. О глобальных гипотезах, прогнозах и проектах нам расскажет (студент - 8 минут).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: