Ход занятия и режим времени
Организационный момент (2 минуты)
- объявление темы и типа урока
- проверка присутствующих
- объявление цели и задач урока
Актуализация опорных знаний (10 мин)
Устный опрос:
1. Какие проблемы называются глобальными?
2. Почему возникают проблемы планетарного масштаба?
3. На прошлом уроке мы познакомились с различной классификацией глобальных проблем: историки-экономисты, социологи, географы составили перечни, где наряду с приоритетными существуют еще и целый ряд частных, но тоже очень важных. Назовите приоритетные проблемы и частные.
Покажите на политической карте примеры высокоразвитых стран и отсталых в экономическом плане стран. Каковы могут быть причины такой отсталости?
Формирование новых знаний (58 мин)
Мы выяснили, что глобальных проблем много и их необходимо решать всем миром, должны подключиться все страны.
Некоторые студенты получили опережающее задание. Им необходимо было подготовить сообщение по одной из глобальных проблем по плану.
План характеристики глобальной проблемы:
1. Сущность проблемы.
2. Причины ее возникновения.
3. Пути решения проблемы.
В ходе урока мы заполним систематизирующую таблицу: «Глобальные проблемы человечества», заслушивая докладчиков и дополняя материал.
Глобальные проблемы человечества
Глобальная проблема | Сущность проблемы | Причины возникновения проблемы | Пути решения проблемы |
1. Мира и разоружения | Накопление средств массового уничтожения в мире. | Гонка вооружений, создание оружия массового поражения людей | Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры. Жесткий международный контроль над оружием массового поражения и его нераспространением по планете. |
2. Экологическая проблема | Неконтролируемые изменение климата, разрушение озонового слоя, экологический кризис в различных районах мира, глобальное загрязнение окружающей среды. | - бесконтрольное расходование природных ресурсов - индустриализация хозяйства - недостаток технологий и контроля за ними - плохо развитое экологическое самосознание | - Рациональное природопользование. - Рост числа ООПТ. - Очистные сооружения. - Создание безотходных технологий. - Рациональное размещение «грязных производств» и т.д. |
3. Демографическая проблема | - демографический взрыв в развивающихся странах; - демографический кризис в развитых странах; - неконтролируемая урбанизация; - переселение беженцев. | - различный уровень экономики; - несовершенство демографической политики; - ухудшение социальных условий жизни; - наличие горячих точек. | -Активная демографическая политика. -Повышение экономического уровня развития стран. -Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания. |
4. Продовольственная проблема | Нехватка продовольствия, особенно в развивающихся странах. | - Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия - загрязнение и истощение почв вследствие экстенсивного пути развития с/х - рост пустынь | - Интенсивный путь развития сельского хозяйства. - активная демографическая политика - рациональное использование ресурсов растениеводства, животноводства и рыболовства |
5. Энергетическая и сырьевая проблема | Истощение природных ресурсов мира. | - Рост спроса на сырье - исчерпаемость минеральных ресурсов - нерациональное природопользование | - Использование достижений НТР. - Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. - Использование альтернативных источников получения энергии. - Политика ресурсосбережения. |
6. Проблема использования Мирового океана | - Нехватка морских пищевых ресурсов - загрязнение морской среды - использование как арены военной деятельности | - активное и нерациональное использование ресурсов Мирового океана | - Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов. - Охрана вод Мирового океана от загрязнения. - Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов. |
7. Проблема мирного освоения космоса | - Космос - глобальная среда, общее достояние человечества - Накопление космического мусора | - выход в космос представителей многих стран - испытание разного рода оружия. | - отказ от военных программ - создание космической индустрии, космической технологии, применения космических энергоресурсов. |
8. Преодоление отсталости развивающихся стран | - большая часть населения мира живет в бедности и нищете. | - отсталая экономика, медицина - неграмотность населения - рост населения | - Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам. - Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ). |
9. Проблема здоровья людей | На Земле практически нет здоровых людей | - Возникновение и распространение неизлечимых болезней, эпидемий - нездоровый образ жизни | - успехи медицины - повышение культуры человека - ЗОЖ |
Каждое сообщение не более 4 минут.
Как мы видим, все проблемы взаимосвязаны, и решать их нужно комплексно.
Чтобы узнать, какие последствия могут быть, если не решать глобальные проблемы, ученые их разных научных областей выдвигают глобальные гипотезы, разрабатывают глобальные прогнозы развития человечества и создают глобальные проекты. О глобальных гипотезах, прогнозах и проектах нам расскажет (студент - 8 минут).