4.1. В рамках отбора проектов для финансирования со стороны Фонда осуществляется оценка проектов на соответствие следующим критериям:
· рыночная перспективность и потенциал импортозамещения/экспортный потенциал продукта;
· научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших доступных технологий;
· производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации;
· финансово-экономическая эффективность и устойчивость проекта;
· финансовая состоятельность Заявителя;
· качество и достаточность обеспечения возврата займа;
· юридическая состоятельность Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение, ключевых исполнителей и схемы реализации проекта.
4.2. Для оценки соответствия проекта критерию «Рыночная перспективность и потенциал импортозамещения/экспортный потенциал продукта» осуществляется, в частности, экспертиза соответствия Проекта одному или нескольким из следующих параметров:
· наличие рынка для продукта;
· положительная динамика развития рынка;
· выпускаемая продукция имеет конкурентные преимущества относительно российских или зарубежных аналогов, представленных на рынке, или по своим технико-экономическим параметрам соответствует мировому уровню или превышает его;
· сбыт выпускаемой продукции направлен на замещение импорта на внутреннем рынке, в том числе отнесение продукта к категории импортозамещающих согласно отраслевым планам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ;
· сбыт выпускаемой продукции ориентирован на экспорт.
4.3. Для оценки соответствия проекта критерию «Научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших доступных технологий» осуществляется, в частности, экспертиза соответствия Проекта одному или нескольким из следующих параметров:
· отнесение внедряемых новых технологий к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в частности, соответствуют перечню критических технологий, утвержденному указом Президента Российской Федерации № 899 от 07.07.2011;
· новизна технических решений относительно российского технического уровня;
· отнесение получаемой в ходе реализации проекта продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в Российской Федерации;
· соответствие разработок и внедряемых технологий принципам наилучших доступных технологий, в том числе утвержденным информационно-технологическим справочникам по наилучшим доступным технологиям;
· наличие у получаемой в ходе реализации проекта промышленной продукции потенциала импортозамещения;
· техническая реализуемость проекта;
· наличие научно-технического задела и подтверждение прав Заявителя на него.
4.4. Для оценки соответствия проекта критерию «Производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
· наличие производственных активов на территории России для внедрения результатов или наличие соответствующих мероприятий по созданию активов и бюджета в бизнес-плане;
· отсутствие критической зависимости проекта от импортного сырья или комплектующих;
· соответствие проекта основной деятельности компании и ее бизнес-стратегии, стратегическая важность проекта для компании, заинтересованность компании в его реализации;
· наличие материально-технической базы для выполнения разработки у Заявителя;
· обоснованность графика и сроков мероприятий разработки нового продукта;
· обоснованность бюджета на разработку нового продукта;
· наличие необходимых для разработки компетенций, профессиональная репутация проектной команды Заявителя.
4.5. Для оценки соответствия проекта критерию «Финансово-экономическая эффективность и устойчивость проекта» осуществляется, в частности, экспертиза финансовых ресурсов Заявителя по следующим параметрам:
· обоснованность и достаточность планируемых финансовых ресурсов для реализации проекта;
· наличие в полном объеме необходимых финансовых ресурсов для реализации всего проекта с учетом суммы займа и обоснования объемов софинансирования со стороны третьих лиц;
· наличие в полном объеме необходимых финансовых ресурсов, достаточных для обслуживания и погашения займа Фонда Заявителем, в т.ч. за счет денежных потоков, генерируемых проектом, либо подтверждена возможность обслуживания займа Фонда за счет денежных потоков от текущей деятельности Заявителя;
· сумма чистого дисконтированного денежного потока, генерируемого проектом (net present value, NPV), положительна;
· бизнес-план содержит необходимую информацию с обоснованными оценками параметров, критических для достижения целей проекта, и не содержит внутренних противоречий.
4.6. Для оценки соответствия проекта критерию «Финансовая состоятельность Заявителя» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам: текущее и прогнозируемое на срок займа финансовое положение Заявителя устойчиво с точки зрения достаточности активов и денежных потоков, отсутствуют признаки банкротства, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. Для оценки соответствия проекта критерию «Обеспечение возврата займа» осуществляется экспертиза на соответствие предоставленного Заявителем обеспечения возврата займа требованиям Положения Фонда № ПФ-02-2017, предъявляемым к качеству и достаточности обеспечения.
4.8. Для оценки соответствия проекта критерию «Юридическая состоятельность Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение и схемы реализации проекта» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
· соответствие учредительных документов Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение, действующему законодательству;
· соответствие схемы предполагаемых сделок по проекту действующему законодательству, включая отсутствие расчетов, проводимых с использованием средств целевого финансирования Фонда, через кондуитные компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях, или с целью перечисления средств займа бенефициарным владельцам;
· прозрачность состава участников (акционеров) / бенефициарных владельцев Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение;
· отсутствие открытых судебных разбирательств или неурегулированных требований, прямо влияющих на реализацию проекта (включая разбирательства с кредитными организациями или институтами развития), или в объеме, превышающем 10% от стоимости балансовых активов Заявителя / лиц, предоставивших обеспечение;
· отсутствие процедуры банкротства, ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования, присоединения, слияния) Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение (за исключением реорганизации институтов развития и кредитных организаций, предоставивших гарантии/поручительства, а также третьих лиц, предоставивших в залог имущество);
· наличие полномочий представителей сторон к совершению предполагаемой сделки Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение.
4.9. В случае привлечения для реализации проекта ключевого исполнителя Фонд осуществляет оценку соответствия такого лица требованиям к ключевому исполнителю.
Для оценки соответствия проекта критерию «Производственная обоснованность привлечения ключевого исполнителя» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
· наличие производственных активов и материально-технической базы у ключевого исполнителя;
· соответствие выполняемых работ по проекту основной деятельности компании;
· обоснованность бюджета;
· наличие необходимых для разработки компетенций, профессиональная репутация ключевого исполнителя.
Для оценки соответствия проекта критерию «Юридическая состоятельность ключевого исполнителя» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
· соответствие учредительных документов ключевого исполнителя действующему законодательству и деятельности по проекту;
· прозрачность состава участников (акционеров) / бенефициарных владельцев ключевого исполнителя;
· отсутствие открытых судебных разбирательств или неурегулированных требований, прямо влияющих на реализацию проекта, с участием ключевого исполнителя;
· отсутствие процедуры банкротства, ликвидации ключевого исполнителя;
· соответствие схемы предполагаемых сделок с Заявителем по проекту действующему законодательству, включая отсутствие расчетов, проводимых с использованием средств целевого финансирования Фонда, через кондуитные компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях, или с целью перечисления средств займа бенефициарным владельцам.
4.10. Для целей финансовой поддержки Фондом идентификация бенефициарных владельцев не проводится в отношении лиц, являющихся:
· государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
· эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
· дочерними или контролируемыми обществами иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России,[1] либо раскрывающими информацию о владельцах на общедоступных ресурсах на ином основании;
· дочерними обществами иностранных структур, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца.
4.11. Для целей финансирования Фондом под низконалоговой юрисдикцией понимается территория, включенная в Перечень государств и территорий государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 № 108н) или иной аналогичный документ, действующий на дату проведения экспертизы.
Для целей финансирования Фондом кондуитные компании определяются с учетом официальных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации в качестве компетентного органа по применению действующих соглашений об избежании двойного налогообложения.[2]