Изменение церковной политики во время правления Н.Хрущева и Л. Брежнева




Положение религиозных организаций в БССР в середине 1940-х – конце 1980-х гг. XX в.

Конфессиональная политика советской власти в первые послевоенные годы.

 

После освобождения территории Беларуси и восстановления советской власти начался процесс налаживания государственно-церковных отношений.

1944 г. – принято постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей на территории, освобожденной от немецкой оккупации». Этот документ означал определенную либерализацию условий для существования православной церкви. Что касается других, неправославных культов, то их положение было сложнее. Никаких послаблений для них не предусматривалось.

Во второй половине 1940-х гг. в БССР происходило становление сразу двух бюрократических институтов:

1) уполномоченный по делам РПЦ;

2) уполномоченный по делам религиозных культов.

Долгое время эти структуры существовали параллельно. И только в

1965 г. произошло их объединение. Первейшей обязанностью уполномоченного была регистрация религиозных общин.

В 1945 г. на территории Гомельской области были зарегистрированы сразу 65 религиозных общин. Из них 60 - православных, 40 – евангельских христиан-баптистов, 1 – старообрядцев.

В 1067 г. в Гомельской области таких общин было уже 100. Но зарегистрированных было только 64. Остальные существовали подпольно (нелегально). Самыми законопослушными были православные, старообрядцы, евангельские христиане-баптисты. Только они прошли регистрацию. Иудеи, католики, пятидесятники игнорировали требования государственных органов.

В 1948 г. отношение власти к православной церкви начало постепенно меняться. В это время прокатилась очередная волна по закрытию церквей. Официально это объяснялось тем, что абсолютное большинство в 1920 - 1930-е гг. были переоборудованы под школы, клубы больницы и т.д. Кроме того на реконструкцию были затрачены серьезные денежные средства. Многие культовые здания в ходе этой реконструкции утратили церковный облик.

Таким образом, на протяжении 1948 г. были уже повторно закрыты десятки церквей. Например, в Гомеле это коснулось сразу двух храмов:

- Георгиевская церковь: 1922 г. - церковь был превращена в Дом физической культуры и спорта, 1930 – на реконструкцию здания было затрачено 400 тыс. руб., с начала войны Дом физической культуры и спорта занимают верующие, 1948 – осуществляется повторная процедура закрытия храма. Так как церковь была крупная и находилась в центре города, власти не рискнули просто закрыть ее в административном порядке. Они были вынуждены создать видимость законности действий. По линии общественных организаций начался сбор подписей за закрытие. Например, от общества «Трудовые резервы» поступила 1 тысяча подписей, от спортивного общества «Локомотив» - 500 подписей и т.д.

В 1949 г. по решению властей в Гомеле была закрыта еще одна церковь – Александроневская в Новобелице. Также, как и в случае с Георгиевской, новобелицкая церковь была переоборудована до войны. По разным данным здесь в 1930-е гг. находится пионерский клуб (здание банка). В 1941 г. богослужения возобновились. После освобождения Гомеля верующие этой церкви активно включились в сбор средств в фонд обороны страны, а также «в пользу сирот, воинов Красной армии и их семей». Несмотря на эти обстоятельства, в 1949 г. на заседании совета по делам РПЦ принимается решение возвратить здание храма пионерскому клубу.

Таким образом, в 1949 году в Гомеле остались две действующие церкви. В целом по республике с 1948 по 1952 гг. было закрыто 87 православных храмов и арестовано 55 священнослужителей.

Куда более серьезные проблемы церкви начинаются после прихода к власти Хрущева.

 

Изменение церковной политики во время правления Н.Хрущева и Л. Брежнева

 

После смерти Сталина в 1953 г. I секретарем ЦК КПСС становится Н.С.Хрущев. Период его правления принято называть политикой «оттепели». В это время прекращаются массовые политические репрессии, выпускаются из лагерей тысячи заключенных (амнистия), многие из них были реабилитированы, ослабляется цензура, появляются некоторые элементы свободы слова. Но вся эта либерализация никак не коснулась церкви. Более того, ситуация резко меняется в худшую сторону. С одной стороны, Хрущев был ярым противником политики Сталина и старался делать все с точностью наоборот. С другой стороны, Хрущев на XXII съезде КПСС (1961 г.) провозгласил курс на построение коммунизма в течении 20 лет. В соответствии с теоритическими наработками классиков марксизма, при новом строе не будет места религии и церкви. Все люди должны стать атеистами.

В 1954 г. началось законодательное оформление новой конфессиональной политики. Принимается постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». В этом постановлении власти констатировали, что церковь и многочисленные церкви и многочисленные секты активизировали свою деятельность и приспособились к современным условиям. Отмечалось, что партия не может безразлично относиться к религиозному мракобесию, констатировалось, что атеистическая пропаганда должна составлять одну из отраслей партийной работы. В ходе этой пропаганды необходимо было разоблачать реакционную сущность религии, доказывать ее вредность для общества.

В 1960 г. принимается очередное постановление ЦК «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах». Если первое постановление было направлено в первую очередь на организацию атеистической пропаганды, то второе постановление – на борьбу с духовенством. Хрущев лично высказался по этому поводу в интервью, пообещал скоро показать миру «последнего советского попа».

По сравнению с довоенным периодом, репрессии 1960-х гг. отличались. В этот период духовенство уже не расстреливали. Чаще всего священников снимали с регистрации и запрещали религиозную деятельность. Изредка могли подвергать аресту.

Результаты такой политики были налицо. Только в 1960 г. было закрыто более 200 храмов. В 1963 г. закрывается Минская духовная семинария, а также женские монастыри в Полоцке, Гродно. Параллельно с этим проводилось сразу несколько компаний, затрагивающих повседневную сторону жизни верующих. Например, в 1957 г. начался массовый снос крестов, установленных на дорогах и окраинах деревень. В 1958 г. ограничивается производство свечей, резко увеличиваются налоги. В 1961 г. ограничивается право пользования колоколами.

В Гомеле в 1960 г. был закрыт Петропавловский кафедральный собор. С 1962 г. в его здании начал работу планетарий. Это учреждение было предназначено для наблюдения за небесными светилами. Планетарий также использовался как площадка для атеистической пропаганды. Эта работа проводилась по линии общества «Знание» (в прошлом «Союз воинствующих безбожников»).

В 1964 г. Н. Хрущев в результате государственного переворота был отстранен от власти. По мнению Брежнева и его сподвижников, страна устала от бесконечных шатаний и крайностей хрущевской эпохи. Им хотелось некой стабильности. Это стремление проявилось и в церковной политике.

В 1965 г. принимается специальное постановление «О некоторых фактах нарушения социалистического законодательства в отношении верующих». Тем самым власти признали, пусть и частично, но ошибочность проводимого курса. Это не означает, что в церковной политике настала оттепель, просто она стала носить менее дискриминационный характер. В остальном все осталось без изменений. В 1970–х гг. власти обратились к новому направлению борьбы с церковной обрядностью. Например, борьба с церковными венчаниями.

В целом ограничительная политика по отношению к церкви практически без серьезных изменений сохранялась вплоть до второй половины 1980-х гг.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: