Производственная логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных производственных и обеспечивающих подразделениях.
К общим задачам производственной логистики относятся:
· планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции (далее ГП) и заказов потребителей;
· разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
· разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
· установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
· оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
· контроль за количеством и качеством ГП;
· участие в разработке и реализации производственных нововведений;
· контроль себестоимости производства ГП.
Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производства продукции.
Главным объектом внимания при этом остается оптимизация движения материального потока на стадии производства.
Функции производственной логистики. Управление материальными потоками на предприятии предполагает выполнение следующих функций:
· координация действий участников логистического процесса;(и доведении целей управления материальными потоками до отдельных подразделени и обеспечении слаженной работы всех звеньев логистической цепи.)
· организация материальных потоков в производстве;(формирование материальных потоков,установление пространственных и временных связей между участниками товародвижения, а также создание системы управления материальными потоками на предприятии.)
· планирование материальных потоков;(включает выполнение таких подфункций, как научно-техническое и экономическое прогнозирование, разработка программы действий и детализация планов.)
· контроль за ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы;(осуществляется по каналам, определяемым организационной структурой предприятия, и состоит в непрерывном наблюдении за ходом процесса товародвижения по установленным параметрам)
· регулирование хода выполняемых работ.(включает в себя следующие операции; анализ нарушений графика работ по выполнению производственных заказов и вызвавших их причин, разработку программы устранения отклонений и мер, обеспечивающих ее реализацию.)
Билет 9. Закупочная логистика: понятие, функции и задачи.
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
закупочная логистика – область деятельности потребителя.
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач.
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Логистика закупок выполняет следующие функции:
· формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
· получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
· выбор поставщиков;
· определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
· согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
· контроль за сроками поставки материалов;
· входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
· доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
· поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.