Комплексное влияние причин




Критерии школьной дезадаптации

При обращении к феномену школьной дезадаптации как к социально – психологическому и социально – педагогическому явлению неуспешности ребенка в процессе обучения, выделяется ряд дополнительных критериев в определении понятия. При таком понимании феномена школьной дезадаптации акцент сделан на неуспешности обучения ребенка, которая, в свою очередь, связана с неразрешимым для него конфликтом между требованиями внешней образовательной среды, ближайшего окружения ребенка и его психофизическими особенностями, способностями.

Собственно критериями школьной дезадаптации являются:

1. Неуспешность в обучении (когнитивный компонент)

Признаки: хроническая неуспеваемость, недостаток общеобразовательных знаний и навыков.

2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению (эмоционально – личностный компонент)

Признаки: нарушения в отношении к жизненной перспективе, связанной с учебой, к фигуре учителя, к процессу обучения, которые проявляются в пассивно – безучастной, негативно – протестной, демонстративно – протестной стратегиях поведения.

3. Повторяющиеся, стойкие нарушения поведения (поведенческий компонент)

Признаки: реакции отказа, антидисциплина, пренебрежение школьными правилами, противопоставление себя другим ученикам, учителям.

Гендерная специфика проявлений ПШД

По мнению Кагана Е.В., психогенная школьная дезадаптация наиболее распространена среди мальчиков и в меньшей степени среди девочек. Такая разница объясняется биологическими, семейными факторами, полоролевыми особенностями развития и воспитания детей. Под биологическим фактором подразумевается более высокая уязвимость нервной системы мальчиков к возникновению пограничных психических расстройств, в сравнении с группой девочек.

Относительно полоролевых особенностей воспитания отмечают большее давление на мальчиков в процессе воспитания с меньшим, чем у девочек, диапазоном приемлемости особенностей их поведения, как фактор, способствующий большей уязвимости к возникновению школьной дезадаптации. Количественное преимущество в школьном коллективе женщин также отмечается как условие, способствующее благоприятному развитию девочек в большей степени, чем мальчиков.

Подходы к пониманию причин ПШД

1. Влияние процесса обучения

Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учете индивидуальных особенностей ребенка и его социальной среды.

Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребенка.

Влияние наследственных факторов

Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врожденная и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребенка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД.

Влияние отношения учителя к ученику

Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации)

Влияние семьи

Психотравмирующим фактором признается отношение к ребенку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации.

Комплексное влияние причин

В рамках данного подхода предполагается учет всех ранее обозначенных четырех факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД.

Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́льшая продуктивность психокоррекции нарушений.

 

Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять ее протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются:

 

Низкий уровень функциональной готовности к школе - «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);

 

Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.

Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.

Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).

Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: