Социально-психологические особенности толпы




 

Толпа – недифференцированное самозарождающееся скопление людей, вдохновленных общей идеей (убеждением, верой и/или общей целью, стремлением), возбуждающим сходные страсти.

Толпа – большое, но временное собрание людей с общим интересом или объектом внимания на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

Особенности толпы:

1. Добровольность участников, открытость границ и способность к самопроизвольному росту. Ограничения роста возможны в результате разгона толпы, погоды, дефицита пространства, недостатка видимости и слышимости, страха тесноты и репрессий.

2. Прямой физический контакт участников порождает духовное единство толпы, провоцируя всплеск идентификации, подражания, заражения. Соприсутствие сопровождается взаимоотражением чувств и мыслей, благодаря чему происходит синхронизация и интенсификация эмоциональных состояний членов толпы.

3. Анонимность и равенство людей в толпе. Люди теряют персональное пространство, пол, возраст, национальность, статус, индивидуальность, чувство личной ответственности за свое поведение и действия окружающих. Безответственность ведет к вседозволенности.

4. Неудержимость стремления к цели. Энтузиазм, вера в свои силы, иллюзия всемогущества порождены снижением рационально-логического мышления. Доминирование иррациональных основ поведения способствует актуализации стадных инстинктов и установлению господства коллективного бессознательного. Толпа импульсивна, чувства ее экзальтированны и поляризированы.

5. Наличие явного или скрытого руководящего центра, лидеров, аккумулирующих и направляющих поведение и настроение толпы.

Толпы были во все времена, но поведение толпы не изучалось в научном формате, до тех пор, пока толпы не стали влиять на общественное спокойствие. Естественно, что в поле внимания исследователей сразу же попали асоциальные скопления. Среди первых, кто взялся объяснить поведение толп был Ломброзо, известный своей теорией врожденной преступности. Он считал, что психология масс – это часть криминальной антропологии, поскольку криминальность составляет неотъемлемый элемент всякой толпы.

С. Сигеле продолжил направление исследований Ломброзо. С. Сигеле (Сигеле С., 1998) пытался решить проблему организации толпы, чтобы определить меру ответственности ее членов за общие деяния. Он ввел термин «криминальные толпы», к которым относил все социальные движения, политические группы от анархистов до социалистов, бастующих рабочих, митингующих и др.

Феномен толпы С. Сигеле исследовал с опорой на методы статистики, но с позиций психологического подхода. Он выявил коллективное торможение интеллектуальной деятельности в толпе и повышение аффективности. Объяснение организации толпы он позаимствовал у Г. Тарда: подражание путем внушения, то есть проявление известного душевного состояния возбуждает такое же состояние у того, кто его наблюдает.

С. Сигеле был убежден, что толпа более предрасположена к злу, чем к добру, и может дойти до исступления. По мере роста численности толпы интенсивность ее душевного движения возрастает. Опьянение более всего охватывает толпу «отбросов общества». «Преступники, умалишенные, дети умалишенных, алкоголики, вообще социальная грязь, лишенная всякого нравственного чувства и развращенная преступлением – составляли самую главную часть бунтовщиков и революционеров» (Сигеле С., 1998, С. 116).

На основе исследований гипноза, он сделал вывод, что внушение оказывает влияние преимущественно на людей уже предрасположенных совершать внушаемое действие. Поэтому индивидуальная ответственность членов толпы за совершенные в ее составе деяния должна составлять ½ часть размера наказания, как за преступление, совершенное в состоянии аффекта, однако полное наказание следует выносить прирожденному преступнику.

Г. Лебон считал, что массы представляют собой социальный феномен – имеют коллективную душу. «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть… новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток» (Лебон Г., 1999, С.134).

В массе стираются индивидуальные различия людей, и благодаря этому исчезают их оригинальность. Культурный и образованный человек, попадая в толпу, становится существом инстинктивным, у него обнаруживается склонность к произволу, к таким действиям, которым он не дал бы волю, если бы был один. Поведение сорока академиков в толпе, по мнению Г. Лебона, ничем не отличается от поведения сорока домохозяек. Толпа анонимна, имеет низкий интеллектуальный уровень. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Индивиды растворяются в массе под влиянием внушения. Гипнотическое внушение, понималось Г. Лебоном как модель поведения вождя масс, как основная модель социальных действий и реакций толпы. Вождь – эпицентр, от которого исходит первая волна. Процесс внушения развивается, активизируемый лидерами второго порядка, ускоряемый СМИ, облегчаемый инсценированием (парадами, ритмизированными возгласами, митингами).

Массовое аффективное напряжение ведет к сужению сознания и преимущественному восприятию тех образов, которые окрашены наиболее эмоциональными красками. Толпа легковерна и полностью лишена критики. Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Толпа не знает ни сомнений, ни колебаний. Поэтому чтобы увлечь массу лидеру надо злоупотреблять сильными выражениями, преувеличивать, утверждать и никогда не пробовать доказывать что-то рассуждениями.

Толпа требует иллюзий, от которых не может отказаться. Для нее характерна импульсивность, изменчивость и раздражительность. Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть абсолютно различными, но они всегда настолько сильны, что побеждают даже инстинкт самосохранения. Масса ничего не делает преднамеренно, но не выносит никакой отсрочки между желанием и его осуществление. У нее появляется чувство всемогущества. Для человека в толпе исчезает понятие о невозможном.

Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует.

Логика толпы начинается там, где логика индивида заканчивается. Мышление индивида критичное – толпы - автоматическое. Над ней господствуют стереотипные ассоциации, клише, глубоко сидящие в памяти. Она пользуется конкретными образами. Толпы мыслят мир не таким, каков он есть, а таким, каким их заставляют его видеть, таким, каким они его себе представляют. Мышление толп – это всегда грезы наяву.

Толпу не склонить к идеи, если она сама к ней не склонна, не загипнотизирована ею. Искусство управлять массами – это искусство управлять их воображением. Слова воскрешают психические образы, но еще могущественнее образы, представленные наглядно. Толпы восприимчивы к тому, что поражает их память, они реагируют на конкретные аспекты абстрактной идеи. Предпочитают получать простой, часто повторяющийся ответ на сложный вопрос, ответ как бы разрубающий гордиев узел. В идеале им нужно преподносить решение еще до того, как они взяли на себя труд выслушать проблему. Масса нуждается в поддержке вождя. Пропаганда, адресованная массам должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. Он должен опираться на какую-то высшую идею, которую нужно внедрять в сознание людей в виде коллективных образов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: