Клинические проявления пневмоний




МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Утверждаю:
Зам. директора по УМ и ВР ___________ И.М. Алексеева   «___» ____________2016 года  

 

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫВ ПРОФИЛАКТИКЕ

ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа

по специальности 34.02.01Сестринское дело

 

   
  Руководитель _______________С.Л. Королёва «___»_____________ 2016 года  
  Студент группы 2881до __________ Е.В. Александрова «___»______________2016 года

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПНЕВМОНИИ 6

1.1 Причины и предрасполагающие факторы 6

1.2 Виды пневмонии 8

1.3 Клинические проявления пневмонии у детей 11

1.4 Принципы лечения пневмонии 16

РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫВ ПРОФИЛАКТИКИ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ 19

2.1 Профилактика пневмонии у детей 19

2.2 Специфическая профилактика 21

2.3 Анализ результатов анкетирования 23

2.4 Заключение 24

2.5 Список литературы 25

2.6 ПРИЛОЖЕНИЕ А Проявление пневмонии 27

2.7 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета 28

 

 

Введение

Пневмония - это острое или хроническое полиэтиологичное инфекционное воспаление легочной ткани (альвеол), которое сопровождается дыхательными нарушениями и подтверждается изменениями в легких при рентгенологическом исследовании.

Развитие пневмонии зависит от вида возбудителя, состояния иммунной системы, условий и местонахождения ребенка при развитии пневмонии (в стационаре или дома).

Фактором, способствующим, развитию пневмонии могут быть различные вирусные инфекции. Они вызывают воспаление верхних дыхательных путей, обеспечивая «комфортные условия» для развития заболевания, что значительно ухудшает прогноз болезни.

Внедрение международных и отечественных руководств, рекомендаций и приказов по внебольничной пневмонии у детей обеспечило значительные успехи в диагностике и лечении данного заболевания.

При анализе данных Роспотребнадзора о санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации отмечалось ежегодное снижение заболеваемости внебольничной пневмонией в течении 2013 - 2015 годов. За 12 месяцев 2013 года показатель заболеваемости внебольничными пневмониями, составил 389,9 на 100 тыс. населения. За 12 месяцев 2014 г. - 354,1 на 100 тыс. населения. В 2015 году показатель заболеваемости ещё снизился на 4,6 % и составил 337,77 на 100 тыс. населения. Однако за январь 2016 года отмечается рост заболеваемости внебольничными пневмониями – на 26,1%.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в структуре первичной заболеваемости детей 0-14 лет в России в течение многих лет лидирующие позиции (59%) занимают болезни органов дыхания.

Для детей раннего возраста пневмония опасна не только как самостоятельное заболевание, но и как осложнение острых респираторных инфекций, особенно гриппа. Наибольшему риску развития тяжелой пневмонии на фоне гриппа подвергаются дети младше 5 лет и дети с сопутствующими нарушениями здоровья.

Актуальность избранной темы определяется тем, что эта патология занимает третье место в структуре младенческой смертности (17.5% всех случаев для малышей 1-5 лет). Среди госпитализированных детей в возрасте до 1 года по поводу острых бронхолегочных заболеваний на острую пневмонию приходится 25-35% случаев. Во время диагностики у каждого пятого пропускают пневмонию, путая ее с другими заболеваниями.

Во всем мире признается лидирующая роль пневмококка в этиологии бронхолегочных и многих других заболеваний ребенка.

Частота носительства пневмококка нарастает в течение первого года жизни. Особенно высока частота носительства в детских дошкольных учреждениях (может достигать 50%). В начальной школе частота носительства снижается до 35%, а в старших классах — до 25%. Заболеваемость преимущественно носит спорадический характер, но иногда могут возникать и вспышки заболевания среди детей в одном коллективе.

Объект исследования – дети с острыми инфекциями верхних дыхательных путей.

Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры по организации профилактики пневмонии у детей.

Цель исследования – выявить роль медицинской сестры в организации профилактики пневмонии у детей.

Задачи:

- проанализировать медицинскую литературу по теме «Пневмония. Профилактика пневмонии у детей»;

- определить факторы, влияющие на развитие пневмонии;

- выявить степень информированности родителей часто болеющих детей о профилактике пневмонии

- разработать предложения по проведению профилактических мероприятий.

При проведении данной работы были использованы следующие методы:

· наблюдение;

· социологический;

· аналитический.


РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПНЕВМОНИЙ

1.1 Причины и предрасполагающие факторы

 

Термин «пневмония» объединяет большую группу заболеваний, характеризующихся поражением респираторной части легких. В большинстве источников встречается следующее определение:

«Пневмония – острое инфекционное воспаление нижних дыхательных путей с обязательным вовлечением легочной ткани (альвеол, бронхов, бронхиол)».

В России с 1980 г. пневмония определяется как «острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным при наличии очаговых или инфильтративных изменений на рентгенограмме». Это не значит, что без рентгенограммы нельзя ставить диагноз пневмонии. Однако указанные изменения являются «золотым стандартом», поскольку позволяют дифференцировать пневмонию — преимущественно бактериальное заболевание — от чисто вирусных поражений нижних дыхательных путей (бронхитов и бронхиолитов), что, в частности, доказывается их успешным лечением без антибиотиков [20].

Пневмонии известны со времен Гиппократа, который считал возбудителем «воспаления легких» своеобразную «одухотворенную субстанцию». Первые упоминания о воспалении в респираторных отделах дыхательного тракта приводились Цельсом и в дальнейшем за счет накопления клинического опыта с подробным описанием Виллисом 1684 году приблизило врачей к пониманию пневмонии как самостоятельно заболевание. Выделение Рокитанским (1842г.) двух морфологических вариантов пневмонии: долевой и бронхопневмонии, затем открытие Рентгеном (1895) возможности лучевой диагностики создало основы классификации и диагностики пневмонии, которыми пользуются и современные клиницисты [4].

 

Профессор В.Д. Чеботарёва отмечала, что " диагностика пневмонии у детей раннего возраста не редко затруднена, особенно тяжело диагностировать пневмонию у новорожденных, у которых они не имеют характерного начала, данные перкуссии и аускультации в начале болезни могут быть весьма скудны"[19]. Эти слова написаны в 1955 году, но они являются чрезвычайно актуальны и сегодня. До настоящего времени обсуждается вопрос о причинах развития пневмоний.

 

Этиология

Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп, с измененным иммунитетом, ослабленных пациентов и находящихся на стационарном лечении.

При развитии пневмонии вне стационара чаще активируется собственная (эндогенная) бактериальная флора, находящаяся в носоглотке. Но может возбудитель поступать также и извне.

В 60–70-е годы на первое место среди причин пневмоний у детей выходил золотистый стафилококк.

В настоящее время при внутриутробном инфицировании чаще всего диагностируются хламидийные пневмонии.У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого преимущественно причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк.

Наиболее частыми возбудителями пневмоний у малышей со второго полугодия жизни и до 5 лет, заболевших дома, являются пневмококк – Streptococcuspneumonia и гемофильная палочка - Haemophylusinfluenzae b.

В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы - Mycoplasmapneumoniae как возбудителя пневмонии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В подростковом возрасте причиной пневмонии может стать хламидия.

Пневмонии также могут быть следствием аллергических реакций в легких или проявлением системных заболеваний.

Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» штаммами возбудителей, обычно высоко резистентными к антибиотикам (стафилококки, клебсиеллы, синегнойная палочка, протей), либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, т.к. она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате этого «открывается дорога» к заселению нижних отделов респираторного тракта чуждыми ему бактериями.

Частому возникновению пневмонии у малышей способствуют такие особенности организма:

- дыхательная система полностью не сформирована;

- дыхательные пути более узкие;

- легочная ткань незрелая, менее воздушна, что снижает газообмен;

- слизистые в дыхательных путях легко ранимы, имеют много кровеносных сосудов, при воспалении быстро отекают;

- реснички эпителия слизистых тоже незрелые, не справляются с удалением мокроты из дыхательных путей при воспалении;

- брюшной тип дыхания у малышей. Любая «проблема» в животе (вздутие живота, заглатывание воздуха в желудок при кормлении, увеличение печени и др.) еще больше затрудняет газообмен;

- незрелость иммунной системы.

 

1.2 Виды пневмоний

В настоящее время выделяют несколько разновидностей пневмоний:

1) Внебольничная пневмония – самый распространенный вид заболевания.

2) Внутрибольничная или госпитальная пневмония. К данной форме относят заболевание, развившееся при нахождении больного в стационаре более 72 часов. При этом при поступлении пациент не имел клинических проявлений пневмонии.

Аспирационная пневмония – возникает в результате попадания в дыхательные пути околоплодной жидкости или ее загрязнение, как последствие синдрома рвот и срыгиваний. Попадание пищи и воды связывают с нарушением техники кормления ребенка. Преимущественно встречается у недоношенных или новорожденных в их первые дни жизни. В первые дни клинические симптомы отсутствуют. В некоторых случаях проявляется нарушением дыхания. Возможно обнаружение патологического процесса на рентгеновском снимке.

4) Атипичная пневмония. Разновидность заболевания, вызываемая атипичной микрофлорой (хламидиями, микоплазмами, легионеллами и т.д.).

Характеризуется особенным, специфическим протеканием болезни. Во время ее протекания структурно изменяются легкие или «сгорают» альвеолы. Раньше данная пневмония наблюдалась у детей исключительно первых шести месяцев жизни. Теперь ею болеет каждый во время эпидемии гриппа.

5) Гриппозная пневмония. Вирусные пневмонии преимущественно встречаются у детей первого года жизни. Провоцируются вирусами гриппа штамма А2 или В. Протекает тяжело. Отличаются токсическими явлениями.

6) Стафилококковая пневмония приводит к особенно тяжелым формам. Чаще всего она является вариантом внутрибольничной пневмонии. Золотистый стафилококк, вызвавший воспаление, обладает устойчивостью к пенициллину. Вне стационара эта форма регистрируется в редких случаях. Наиболее опасна для детей первых месяцев жизни. Это заболевание очень сильно изменяет легочную ткань. Характерна склонность к развитию осложнений в виде формирования абсцессов вплоть до пневмоторакса, быстро развивается дыхательная недостаточность.

Интерстициальная пневмония проявляется тем, что воспалительный процесс преимущественно локализуется в межуточной соединительной ткани. Чаще встречается у детей первых 2 лет жизни. Отличается особой тяжестью у новорожденных и грудничков. Чаще встречается в осенне-зимний период. Вызывается она вирусами, микоплазмой, пневмоцистами, хламидиями.

8) Группа заболеваний, характеризующихся поражением респираторной части легких, делится на крупозные (долевые) и очаговые.

ü Крупозная пневмония - захватывает несколько сегментов или всю долю легкого с переходом на плевру. При этой форме чаще всего поражается левая нижняя доля, реже – правая нижняя и верхняя доля. Преимущественно встречается у детей школьного и дошкольного возраста, крайне редко наблюдается у детей возрастом от одного до трех лет. В грудном возрасте она проявляется в большинстве случаев бронхопневмонией. В настоящее время в связи с ранним применением антибиотиков и сульфаниламидов и чувствительностью к ним бактериальной флоры типичная крупозная пневмония встречается редко. Она утратила классическую динамику крупозного воспаления (стадия прилива, красного и серого опеченения, разрешения). У детей обычно вслед за приливом и лейкоцитарной инфильтрацией наступает фаза разрешения. В большинстве случаев имеет циклическое течение с острым началом.

ü Локализованная пневмония наиболее типичное детское заболевание. Различают полисегментарную (крупноочаговую, мелкоочаговую) и моносегментарную (рассеянноочаговую).

9)Затяжные и рецидивирующие пневмонии. Преимущественно встречаются у детей второго полугодия жизни и старше 1 года. Часто это дети страдающие врожденными аномалиями бронхов и легких, повторными ОРЗ, затяжными бронхитами, неспецифическими бронхоаденитами, патологией ЛОР-органов (ларингит, фарингит, аденоидит, гайморит, отит), экссудативным диатезом, рахитом, анемией, гипотрофией, лекарственной аллергией, и у детей, перенесших острую пневмонию, лечение которой было начато поздно или было неадекватным.

При затяжной пневмонии патологический процесс длится более 4—6 недель. Нередко выздоровление наступает лишь к 3—8 месяцу от начала заболевания. Рецидивирующие бронхопневмонии характеризуются 2—3 и большим числом обострений, возникающих на фоне не разрешившегося процесса в лёгких.

Клинические проявления пневмоний

Возбудители проникают в легочную ткань по бронхам, через кровь или лимфу. При проникновении инфекции в легочную ткань развивается отек слизистой мелкого бронха, в результате чего затрудняется подача воздуха в альвеолы, они спадаются, нарушается газообмен, развивается кислородное голодание во всех органах.

Клинические проявления пневмонии больше зависят не от вида возбудителя, вызвавшего воспаление, а от возраста ребенка.

Чем меньше ребенок, тем выше риск развития пневмонии и тяжесть ее течения. У малышей при минимальных проявлениях может быстро развиться тяжелая дыхательная недостаточность, кислородное голодание. В старшем возрасте заболевание имеет более четкие и характерные проявления.

Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, пассивное курение: оказывает токсическое действие на легкие и снижает поступление кислорода в детский организм, врожденные пороки сердца, рахит, гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты, недостаточное качество ухода за малышом. Фактором, непосредственно способствующим развитию пневмонии, является охлаждение.

Воспаление легких у ребенка может начинаться постепенно или остро. В раннем возрасте пневмония преимущественно начинается с катарального воспаления верхних дыхательных путей под воздействием вирусов.

У малыша могут появиться легкое затруднение носового дыхания, плаксивость, ухудшение сна, снижение аппетита. У грудных детей — отказ от груди, срыгивания, иногда диспепсические явления. Затем внезапно повышается температура (выше 38°С) и удерживается 3 дня и дольше. При высокой температуре у малышей возможно возникновение судорог.

Появляется учащение дыхания и пульса, бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, который усиливается при беспокойстве ребенка, потливость.

Постепенно заболевание переходит в ярко выраженную типичную форму с одышкой и кашлем. Дыхание у детей первого года жизни становится аритмичным. Кашель вначале он сухой, беспокоящий, а со временем переходит во влажный. Но его может и не быть. Одышка обычно фиксируется во время крика ребенка. У совсем маленьких детей можно увидеть пенистые выделения изо рта. В результате гипотонии кивательных мышц, можно наблюдать равномерные покачивания головы ребенка сверху вниз в такт дыханию. В дыхании начинает участвовать вспомогательная мускулатура (видно невооруженным глазом). Отмечается втяжение уступчивых мест грудной клетки (межреберных промежутков, яремной и надчревной ямок), раздуваются («парусят») крылья носа. В области грудной клетки кожная складка на стороне поражения утолщается.

Из-за эмфиземы легких, при перкуссии грудной клетки легочный звук приобретает коробочный оттенок, иногда отмечается небольшое укорочение перкуторного звука. На слух дыхание становится жестким, слышны сухие и влажные крупно- и среднепузырчатые хрипы.

При пневмонии выслушивается крепитация - своеобразный шум (треск), который появляется в результате разлипания альвеол при прохождении в них воздуха во время вдоха. Крепитация напоминает звук, возникающий при разминании пальцами пучка волос около уха. По своему характеру этот звук близок к влажным хрипам, но в противоположность последним он возникает не в бронхах, а в альвеолах. Крепитация выслушивается только на высоте вдоха и под влиянием кашля не изменяется. По мере развертывания пневмонии у ребенка резко учащается дыхание. Соотношение дыхания и пульса вместо 1:4 в норме может составлять 1:3 и даже 1:2. Появляются «охающая» одышка, мучительный навязчивый кашель. Перкуторно можно выявить большую зону притупления легочного звука. В тяжелых случаях у детей расстраивается ритм дыхания, появляются периоды остановки дыхания (апноэ). Эти нарушения наиболее часто и продолжительно наблюдаются у детей первых месяцев жизни. Со стороны сердечно-сосудистой системы появляются глухость тонов сердца, тахикардия. Пульс становится вялым, малого наполнения и напряжения. Резко снижается артериальное давление. У детей старше 1 года могут развиться явления «инфекционного сердца».

Усиливаются признаки интоксикации: рвота, отказ от груди, потеря аппетита, вплоть до анорексии (полного отсутствия аппетита), вздутие кишечника, повышенное газообразование (метеоризм), частый стул или запор. Ребенок худеет. Нарушаются обмен веществ, витаминный баланс, страдает тканевое дыхание. Это приводит к гипоксии и сдвигу кислотно-щелочного равновесия в сторону ацидоза. У детей грудного возраста пневмония может привести к острому расстройству питания и пищеварения в виде эксикоза и токсикоза. Признаками эксикоза являются сухость кожных покровов, яркая гиперемия, сухость и трещины на слизистых, бледность кожи с сероватым оттенком, заострение черт лица, редкое мочеиспускание и уменьшение количества выделяемой мочи (олигурия), вплоть до полного отсутствия мочеиспускания (анурия). По мере нарастания токсикоза страдает центральная и вегетативная нервная система, наблюдаются беспокойство, затем адинамия, вялость, апатия, потеря сознания. Лицо ребенка краснеет, но носогубный треугольник бледнеет, приобретает цианотичную окраску. Взор отсутствующий, устремленный в пространство. Конечности становятся бледными и холодными. Отмечается красный дермографизм. Резко выражена потливость, наблюдается озноб. Температура тела поднимается до 39—40°С и выше, может быть постоянно высокой или волнообразной, иногда гектической (с большими размахами). Нередко наблюдаются ригидность затылочных мышц, напряжение родничка, судороги, менингеальный синдром.

У детей старшего возраста напряжение мышц брюшной стенки и локальная болезненность в правой подвздошной области могут привести к ошибочной диагностике аппендицита. Иногда можно наблюдать увеличение и болезненность печени.

У ослабленных детей, особенно первых месяцев жизни, возможен переход токсической пневмонии в токсико-септическую. Первыми признаками перехода являются резкое ухудшение общего состояния ребенка, септическая лихорадка до 40°С с размахами, беспокойство, типичная рентгенологическая картина, выраженный лейкоцитов с резким сдвигом влево вплоть до появления палочкоядерных нейтрофилов, миелоцитов, токсическая зернистость нейтрофилов, резкое ускорение СОЭ.

При пневмонии у младших школьников и подростков практически всегда имеются предшествующие незначительные проявления вирусной инфекции. Затем состояние нормализуется, а спустя несколько дней появляются и боль в груди, и резкий подъем температуры. Кашель возникает в течение 2-3 последующих дней. При долевой, крупозной пневмонии дыхание и кашель сопровождаются сильной болью в грудной клетке. Начало такой пневмонии бурное, температура с ознобами поднимается до 40°С. Выражены симптомы интоксикации, могут появиться боль в животе, понос, вздутие живота.

При пневмонии, вызванной хламидиями, отмечаются катаральные проявления в зеве и увеличенные шейные лимфатические узлы.

Микоплазменная пневмония характеризуется невысокой температурой, отмечается сухой кашель и осиплость голоса.

Крупозная пневмония у детей отличается от проявлений ее у взрослых:

· обычно не появляется «ржавая» мокрота;

· не всегда поражается вся доля легкого, чаще процесс захватывает 1 или 2 сегмента;

· признаки поражения легких появляются позже;

· исход более благоприятный;

· хрипы в острой фазе выслушиваются только у 15% детей, и практически у всех – в стадии разрешения (влажные, стойкие, не исчезающие после кашля).

Стафилококковая пневмония. Клинические симптомы отличаются более высокой (до 40°С) и более продолжительной лихорадкой (до 10 дней), трудно поддающейся действию жаропонижающих средств. Начало, как правило, острое. Симптомы: одышка, синюшность губ и конечностей, нарастают быстро. У многих детей отмечается рвота, метеоризм, понос.

Интерстициальная пневмония по клинической картине отличается тем, что на первый план выступают признаки поражения сердечно-сосудистой и нервной систем. Отмечается нарушение сна, ребенок сначала беспокоен, а потом становится безучастным, малоподвижным. Частота сердечных сокращений до 180 в 1 минуту, может отмечаться аритмия. Выраженный цианоз кожных покровов, одышка до 100 дыханий за 1 минуту. Кашель, вначале сухой, затем становится влажным.

Для пневмоцистной пневмонии характерна пенистая мокрота, повышение температуры в пределах 39°С, волнообразного характера. Клиника скудная: умеренная интоксикация, одышка, кашель. Развитие болезни может быть и острым, и постепенным.

Одним из главных симптомов затяжной бронхопневмонии является упорный, «трескучий» кашель, часто «пыхтящее» дыхание. Отмечаются бледность и цианоз кожных покровов, слизистых оболочек, умеренная одышка, т. е. дыхательная недостаточность. Выслушиваются разнокалиберные рассеянные влажные и грубые сухие хрипы на вдохе и выдохе (преобладают явления бронхита). Характерна длительная субфебрильная температура, чередующаяся с нормальной.

Рентгенография органов грудной клетки является основным методом диагностики пневмонии. Главный диагностический признак - воспалительный инфильтрат.


Принципы лечение

Лечение пневмонии проходит с учетом патогенеза, этиологии и тяжести заболевания, отталкиваясь от состояния центральной нервной системы. Учитывая высокую вероятность развития осложнений со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем, рекомендуется стационарное лечение.

В основе лечения лежат общие мероприятия:

- обязательный постельный режим;

- достаточная аэрация;

- витамины;

- обильное питье.

Ребенку следует обеспечить правильный уход:

· укладывать таким образом, чтобы верхняя часть тела была выше нижней;

· постоянно менять положение: правый бок, левый бок, класть на спину;

· витаминизированное питьё (соки, негазированная минеральная вода, чай с лимоном и т.д.;

· пища должна быть легкоусвояемая;

детей раннего возраста

· чаще брать на руки;

· аспирировать дыхательные пути от секрета;

· обеспечить больного малыша чистым воздухом.

Лечение пневмонии подразумевает под собой комплексный подход и

можно разделить на медикаментозное и немедикаментозное.

В первую группу входят антибактериальные, муколитические, жаропонижающие средства.

Во вторую – физиотерапевтические методы и лечебная физкультура.

Все медицинские препараты назначаются исключительно врачом.

Препаратами выбора являются антибиотики (пенициллины, цефалоспорины 3-го поколения, макролиды.

При лечении антибиотиками необходимо помнить несколько условий:

- Четко соблюдать временные интервалы употребления (например, через каждые 6 или 12 часов);

- Строго соблюдать длительность лечения, даже если состояние значительно улучшилось (обычно около 7 дней);

- Желательно одновременно применять средства, нормализующие кишечную микрофлору (пробиотики или эубиотики).

 

Жаропонижающие средства

По рекомендациям ВОЗ температуру необходимо снижать, если она поднялась выше 38.5оС у маленького ребенка и 39оС у взрослого. Но в любом случае необходимо ориентироваться на состояние больного, и при его ухудшении, ознобе и т.д., можно дать жаропонижающее, не дожидаясь подъема температуры до высоких цифр. Для этого могут быть использованы препараты парацетамола или нестероидные противовоспалительные средства.

 

Муколитические препараты

Данная группа лекарственных средств разжижает мокроту, что облегчает ее отхаркивание. Они могут применяться в таблетированной форме, в виде сиропа (для детей), а также в растворе для ингаляций.

 

Физиотерапевтические методы

Здесь успешно зарекомендовали себя УВЧ, СМВ-терапия, воздействие переменным магнитным полем. Противопоказаниями для данных методов является лихорадка. Длительность и кратность процедур определяет врач-физиотерапевт исходя из течения заболевания.

 

Лечебная физкультура (ЛФК)

ЛФК является неотъемлемой частью лечения и реабилитации пациентов с пневмонией. Сюда относятся специальные дренирующие упражнения и дыхательная гимнастика. Они способствуют лучшему отхождению мокроты, насыщают кровь кислородом, увеличивают вентиляцию легких. Начинать можно из положения лежа, а по мере улучшения состояния переходить в положение сидя и стоя. Для профилактики застойных явлений необходимо контролировать, чтобы пациент периодически менял свое положение в постели. Продолжительность упражнений увеличивается постепенно, ориентируясь на самочувствие пациента.

Только строгое выполнение предписаний врача поможет вылечиться в максимально короткие сроки и избежать развития осложнений.

 

 


РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫВ ПРОФИЛАКТИКЕ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ

2.1 Профилактика пневмонии

 

При организации профилактики пневмонии у детей с необходима совместная деятельность медицинской сестры с детьми, родителями и близкими ребенка. Большое значение приобретает установление взаимоотношений с этими людьми. Необходимо, чтобы они понимали важность рекомендаций и выполняли их.

В отдельных случаях пневмония может быть врожденной, когда патогенный микроорганизм проникает к плоду, попав в кровь беременной матери. В этом случае самым верным профилактическим средством является внимательное отношение женщины к своему здоровью, особенно во время вынашивания малыша. Важно, чтобы во время беременности женщина не переносила никаких заболеваний, особенно вирусных.

После появления малыша на свет очень важно обеспечить ему полноценное грудное вскармливание на протяжении минимум полугода – первого года жизни. Грудное молоко повышает сопротивляемость детского организма к инфекции. Оно содержит большой комплекс иммуноглобулинов, интерферонов, лактоферин, макрофаги и т.д., обеспечивающие бактериальную и противовирусную защиту.

Санитарно-просветительная работа – один из ответственных разделов работы медицинской сестры в детских поликлиниках и стационарах.

Медицинская сестра проводит беседы, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка в различные возрастные периоды.

Профилактические меры включают:

- проведение комплекса социально-гигиенических мероприятий;

- рациональное питание, закаливание, улучшение экологии жилища;

- предупреждение ОРВИ, вакцинопрофилактика пневмоний, гриппа;

- профилактика внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы, отказ от необоснованного назначения антибиотиков.

Можно выделить следующие меры предосторожности, позволяющие предотвратить развитие пневмонии у ребенка:

- максимально ограничить контакт с возможными носителями заболевания и тем более с уже заболевшими людьми. При контакте с заболевшими рекомендуется надевать одноразовую маску. Во время массовых заражений лучше не отправлять ребенка в детский сад и не появляться с ним в местах массового скопления людей;

- научить малыша правильно следить за гигиеной своих рук. Так, мыть их с мылом нужно не менее 20-ти секунд;

- одним из факторов риска является проживание в загрязненных помещениях (часто загрязнение воздуха возникает при использовании биологического топлива для приготовления пищи или отопления). По возможности маленького ребенка необходимо оградить от данного фактора, найдя альтернативу используемым методам отопления помещения;

- если ребенок постоянно находится в перенаселенном жилище, то очень важно, чтобы все жильцы соблюдали общие правила гигиены;

- питание должно обеспечивать поступление витаминов в необходимом объеме;

- важно проводить мероприятия, направленные на общее повышение иммунитета. В первую очередь, это закаливание – воздушное и водное, массаж;

- полное и своевременное излечение заболеваний вирусной и инфекционной природы, для предупреждения развития осложнения в виде пневмонии;

- огромный вред детскому организму наносит курение родителей. Хоть ребенок сам не курит, сигаретный дым все равно попадает в легкие, нанося вред малышу как пассивному курильщику. Для снижения риска появления воспаления легких, родителям рекомендуется воздержаться от этой вредной привычки;

- немаловажное значение для здоровья ребенка имеют регулярные прогулки и проветривание воздуха в комнате;

- у старших детей первопричиной заболевания могут служить хронические очаги инфекции (кариозные зубы, хронический тонзилит). Регулярное посещение стоматолога и ЛОР – врача способствует предупреждению инфекционных заболеваний;

- часто пневмония развивается после перенесенной вирусной инфекции, поэтому ежегодная вакцинация от гриппа (препаратом гриппол, гриппол плюс) также считается превентивной мерой. Вакцинации подлежат:

дети, посещающие дошкольные учреждения; учащиеся 1-11 классов, студенты;

- согласно позиции ВОЗ, «...вакцинация — единственный способ существенно повлиять на заболеваемость пневмококковой инфекцией», в том числе пневмонией;

 

2.2 Специфическая профилактика пневмонии

Для того чтобы использовать вакцинацию как эффективный профилактический метод предотвращения болезни, необходимо знать этиологию пневмонии.

С целью минимизации риска заражения была разработана вакцина, призванная сформировать иммунитет к конкретному возбудителю. Детям (особенно тем, которые часто болеют, страдают от бронхиальной астмы, сахарного диабета или различных форм иммунодефицита) делают прививку от пневмококка, который в большинстве случаев становится причиной воспаления легких. Цель вакцинации – защитить организм в рисковом возрасте от высокой вероятности возникновения заболевания. Однако такая защита имеет непродолжительный характер (действует обычно до 5-ти лет).

В мире используется несколько разновидностей вакцин. Самые распространенные виды вакцин в России представлены в трех вариантах:

1. суспензия для внутримышечных инъекций Превенар, производства США;

2. французская вакцина Пневмо-23;

3. Порошковый препарат АКТ-Хиб.

Самое большое распространение в Российской Федерации получила вакцина Превенар, которую можно вводить детям уже с 2-месячного возраста.

В результате вакцинации дети получают иммунную защиту от инфекции уже в первый год жизни, когда особенно опасно взаимодействие с возбудителем инфекции. Если малыш и заразится пневмококком, несмотря на прививку, болезнь будет протекать легче и без осложнений.

Препарат Пневмо 23 разрешен для детей только с 2-летнего возраста. В ходе клинических испытаний в России была подтверждена высокая безопасность вакцины, но ребенок оказывается беззащитен перед инфекцией в самый опасный период жизни.

Порошок АКТ-Хиб подходит для деток в возрасте от 3 месяцев. По сравнению с другими вакцинами данный препарат имеет огромный плюс: он создает иммунную защиту не только от пневмонии, но и от множества других заболеваний. Эта вакцина защищает ребенка от менингитов, воспаления легких и суставов, сепсиса и др.

График прививок зависит от возраста ребенка.

Противопоказаний к данной профилактической процедуре нет. Единственный факт, из-за которого дата прививки может быть отложена на какое-то время, — это какое-либо заболевание в острой форме.

Побочные эффекты после введения препаратов наблюдаются крайне редко. В отдельных случаях возникают местные реакции (в виде отека на месте укола, незначительного покраснения), иногда повышается температура. Все побочные реакции проходили без лечения в течение 24-48 часов от момента их появления.

Вакцинация является одним из самых надежных и распространенных способов профилактики детской пневмонии.

 

 

2.3 Анализ результатов анкетирования

В ходе прохождения практики была разработана анкета для определения ознакомления населения о профилактике пневмонии (См. Приложение В).

По результатам проведенного анкетирования были получены следующие данные.

 

Рисунок А.1 – Знаете ли Вы что такое «пневмония»?

Вывод: Все опрошенные родители знают, что такое пневмония.

 


Рисунок А.2 – Как часто в течении года болеет Ваш ребенок?

 

Вывод: Среди опрошенного контингента дети чаще всего болеют

от 3 до 5 раз в течении года.


Рисунок А.3 Как часто Ваш ребенок болел «пневмонией»?

Вывод: На данный момент заболеваемость пневмонией намного снижена, дети болею не более одного раза.

 

Рисунок А.4 – Знаете ли Вы о прививке от пневмонии?

Вывод: Все опрошенные мамы знают о прививке от пневмонии.

Рисунок А.5 – Привит ли Ваш ребенок от пневмонии?

Вывод: В 90% случаев ребенок привит от пневмонии, в оставшихся 10% причиной является-отказ или медотвод.

 

Рисунок А.7 – Как ребенок перенес прививку?

Вывод: В большинстве случаев прививка переносится без осложнений.

 

Рисунок А.8 – Как часто Вы делаете влажную уборку?

Вывод: В большинстве случаев влажная уборка проводится 2-3 раза в неделю.

 

Рисунок А.9 – Как часто Вы гуляете с ребенком?

Вывод: По результатам анкетирования, родители гуляют с ребенком

почти каждый день.

Заключение

Таким образом, исходя из проделанной ра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: