Историографический обзор.




АЗАРТНЫЕ ИГРЫВ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

 

  Курсовая работа студентки 12ПО144 группы Арсаевой Марьям Жакияевны Научный руководитель - к.и.н., доцент, и.о. зав. кафедрой Анкушева Ксения Александровна

 

Тюмень

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АЗАРТНЫХ ИГР…………………………………....8

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ КАРТОЧНОЙ ИГРЫДЛЯ РУССКОГО НАРОДА

2.1. Дворянство……………………………………………………………....13

2.2. Крестьянство…………………………………………………………….17

ГЛАВА 3. АЗАРТНЫЕ ИГРЫВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………...20

ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР…………….…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...…………..34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Игра - это свободное добровольное действие с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, выходящее за рамки «обыденной» жизни, не преследующее прямого материального интереса и протекающее по определенным правилам внутри ограниченного пространства и времени, по определению Й. Хейзинги. Необходимым элементом игры для самих играющих можно считать азарт - состояние, вызванное страстной увлеченностью и поглощенностью игровым ходом, сопровождающееся повышенным эмоциональным напряжением и возбуждением. Собственно, азарт может присутствовать не только в игре или отдельных ее моментах, но и в любой другой человеческой деятельности при определенных обстоятельствах.

Азартная игра - это игра, результат которой определяется случаем и связан с материальным выигрышем, игра, в которой выигрыш или проигрыш зависит от случая, а не от личных качеств участников[1].

В настоящем исследовании будут проанализированы азартные игры первой половины XIX века. Как известно, простой народ, а именно, крестьяне, на жизни которых отразился период правления Екатерины II, со временем стали налаживать свою жизнь, а также довольствоваться различными «радостями» жизни. Для дворян игры являли собой синтез культуры и европейского элемента. Игра в карты не только структурировала время, но и выполняла коммуникативную функцию. Можно сказать, что они являлись ключевым звеном в беседе, при знакомстве, но самое сложное для понимания то, что азартные игры определяли положение в обществе: круг карточных партнеров. Вечерняя партия в вист была типичной бытовой ситуацией в дворянском обществе XIX века. В совокупности, мы рассмотрим важный элемент культуры русского народа.

Актуальность темы исследования.

В последнее время проблема азартных игр приобрела огромное значение в связи с повсеместным распространением незаконных игорных заведений. Многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей опасность для некоторой части населения. Ими было выяснено, что существует определённая зависимость от азартных игр, которая представляет собой психическое расстройство, заключающееся в нередких повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни человека и ведет к снижению профессиональных, материальных, семейных и других социально значимых ценностей. В России и в новых демократических обществах необычайно выросли роль и место игровых явлений и технологий.

В результате бесконтрольного распространения игорного бизнеса в России появилась новая социальная болезнь - патологическое влечение к азартным играм. Масштабы игорного бизнеса огромны, а потому также велики размеры игромании.

Объектом исследования являются азартные игры первой половины XIX века.

Предметом исследования выступают карты и карточные игры.

Хронологические рамки исследования представлены первой половиной XIX в. Нижняя граница обусловлена приходом к власти Александра I, верхняя – концом правления Николая I.

Целью исследования является проведение комплексного исследования процесса становления и развития азартных игр в России в первой половине 19 века.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение

следующих задач:

1. проанализировать сообщения исследователей, основанные на письменных и этнографических источниках;

2. изучить мемуарные источники и памятники художественной литературы, содержащие информацию по данной теме;

3. рассмотреть особенности азартных игр, их классификацию и значение в жизни людей.

Историографический обзор.

Изучение азартных игр всегда вызывало горячий интерес историков и этнографов. Одним из первых исследователей представленной темы был Лотман Ю. М., который разделил карты на две категории:

· для гадания;

· для игры.

Также им были выделены коммерческие и азартные игры. Первые рассматриваются как приличные, для солидных людей, окружались ореолом уюта семейной жизни, поэзией, а вторые - встречают решительное нравственное порицание. Азартные игры строятся так, что игрок вынужден принимать решение, фактически не имея никакой информации. Таким образом, он играет со случаем.

Книга Г. Ф. Парчевского "Карты и картежники" посвящена одной из самых ярких сторон повседневного быта российского дворянина - азартной карточной игре. Автор подвергает анализу сословно-психологический аспект азартной игры, которая была важным занятием дворянства, как столичного, так и провинциального. Петербург сформировал определенную манеру игры, в основе которого - дворянское самоутверждение, вольное или невольное противостояние государству и обществу.

Основным для нашего исследования является труд Шевцова В.В., посвященный феномену карточной игры в русской истории и культуре. Анализируется процесс распространения карточной игры в русском обществе, выявляются особенности организации игрового пространства и времени в жизненном укладе людей, рассматриваются меры государственного регулирования карточного производства и торговли, прослеживаются изменения карточной игры как противоправного действия в нормах государственного законодательства, приводятся правила наиболее популярных в России вначале XIX вв. карточных игр.

В труде Пылаева М. И. «Азартные игры в старину» говорится об отношении к азартным играм со стороны дворянства, а также, какие меры применялись к нарушителям законов. Также прослеживается становление и развитие азартных игр с древних времен.

В статье А. В. Сохана рассматривается становление и развитие законодательства, регулирующего азартные игры, в Российском государстве с древнейших времен до конца XVIII в. Автор детально изучает правовые источники, запрещающие азартные игры и устанавливающие меру ответственности за несоблюдение запрета.

Методы. В данной работе использован сравнительно - исторический метод анализа текста. Этот метод позволяет сравнить сведения исследователей и информацию источников и выявить общие и особенные черты явлений, на основе их сравнения.

Методологическую основу настоящего исследования, составили принципы историзма и объективности. Основополагающим принципом научного исследования для нас является историзм, руководствуясь которым, мы рассматриваем все изложенные события в определенной взаимосвязи.

Источники.

В исследовании мы использовали источники личного характера, такие как мемуары и произведения художественной литературы.

Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века дают возможность увидеть русскую жизнь того времени под другим углом. Данный сборник содержит воспоминания крестьян-мемуаристов, которые помогают понять, о чем думали и к чему стремились представители этого сословия. В нем также рассказывается, об ужасном обращении с крестьянами. Например, женщина повествует нам о том, что ее, как вещь, проиграл в карты барин и еще много историй можно прочитать в данном произведении.

Русские писатели и поэты в своих произведениях часто упоминали игры. Например, великий поэт А.С. Пушкин в знаменитой прозе «Пиковая дама» затрагивает тему азартных игр. Это произведение наполнено загадкой и мистикой, азартом и тщеславием и отчаянными действиями. Главный герой повести никогда не брал в руки карты. Но его приятель рассказывает ему тайну. И тут наступает новая жизнь нашего героя…

Многие произведения русской литературы пропитаны азартом карточной игры. Так как играли не только герои произведений, но и сами писатели. В драме Лермонтова «Маскарад» главному герою азарт затуманил разум, и он убивает свою невинную жену. И также губит свою жизнь, заканчивая ее в безрассудстве. Играют и герои Н. В. Гоголя в произведении «Игроки».

Как показывают данные примеры, карточная игра не приводит ни к чему хорошему. В игре люди просто пытаются отыскать оправдание своим проблемам денежным в том числе.

Структура исследования состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет и объект исследования, указываются его хронологические рамки, формулируются цель и задачи исследования, показан его методологический аппарат, характеризуется источниковая база.

В первой главе рассматриваются особенности азартных игр.

Во второй главе анализируется значение карточной игры для русского народа.

В третьей главе говорится об азартных играх в русской литературе.

В четвертой главе говорится о правовом регулировании азартных игр.

В заключении подводятся итоги исследования.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АЗАРТНЫХ ИГР

Нужно сказать, что карты привлекали к себе членов российских клубов, постоянных участников и гостей столичных салонов и провинциальных кружков. Они интересовали посетителей трактирных сообществ и являлись неотъемлемой частью общественных собраний, балов и вечеров, независимо от сословной принадлежности, культурных интересов и возраста людей. Карты представляли собой мир несбывшихся надежд и упомрочительных успехов, головокружительных взлетов и трагических падений, рискованных поступков и непредсказуемых ситуаций. Тут поистине царили азарт, риск, страсть. Люди, садясь за стол, могли стать богатыми или наоборот проиграть все.

В карты, как и, зернь и, или шашки, уже известны в XVI. Существовало разнообразие игр, позволяющих всевозможные потребности. Существовал ряд игр, связанных с и развлечениями, игроками, как от процесса, так и от общения с игроками. игры, как «» и ее разновидности; «», русский бостона — бостон,, рамми, «» и иные. Эти реализовывали, всего, функции. Во их проведения атмосфера, добродушия, и приличия.

игры от играющих определенных качеств:, умения собой, и регулировать эмоциональное. Утрата рассматривалась как дурного.

В самом виде игры разделить на, азартные, и пасьянсы, представлены в их возникновения. судьбы, провидения с финалом и обогащением предположить, что ранние игры - это азартные, то связанные с выигрышем и результата. заметить, что правил игр к появлению игр – игр, предусматривающих под процесс на с целью прибыли. этих игр не исключительно факторами, а способностями. Пасьянс одним из коммерческой для одного и без материального.

Умение в карточные, и особенно в, стало хорошего, своеобразной традицией. В XIX в. в России профессиональные, новый вид или, можно, профессии, «преследовали» и навязывались к ним. Что интересное, в империи они не наказаниям, их были. А в Англии же,, шулера наказаниям и.

Кроме игр, существует количество карточных игр, при в которых зависит не от,а от умения своими способностями. К играм короли,, пикет,, вист,, бридж,, скат, и другие. Эти основываются на (играющие карты и взятки), комбинаций (сочетания по мастям и), переговорах (между за прикуп), козыря или «» игры, (счет, в процессе) и многовариантности и игровых.

Азартные игры имели свои особенные правила. Обязательным условием было то, что карточные игры проходили в полной тишине. Разрешён был только «язык игры», предусматривающий под собой специальные термины, которые были использованы в промежутках перед сдачей карт. Например, взятка, трик, тсет – одно выкладывание карт (один игрок выкладывает карту, второй выкладывает, итак далее, пока кто-то не выиграет взятку);раунд, сдача – очередность взяток от первой до последней, пока не будут разыграны все имеющиеся на руках карты (в отличие от нашего, допустим, «Дурака», раньше в течение игры карты часто не забирались из пачки оставшихся непрерывно; в начале разыгрывался один раунд, затем подсчитывали очки или мешали карты, и только после этого брали следующие).

игры,, всячески и не имели запретов. Они не только в моде на всего времени, но и своего нормативно-ориентационную, то есть как непременное.

В отличие от, о коммерческих можно, что это более игровой. Элемент представлен в раздачи, однако карты, неопытному, не могут ему успеха, как в азартных. правил в перечисленных буквально не шансов игроку победу над. При высоких выигрышах за очки между и азартными становится непрочной. В игры играть с увлечением и, азартность уравновешивается умственной. Игрок выбор стратегии, расчет ходов или партнеров, он уметь в большом правил, при ведении. Так, бридж требует от таких же способностей, как и. Некоторые игры в себе азартных и. Например, в выигрывает получивший комбинацию, но увеличение требует от знания.

По мнению В.И., игральные привезли в через ее и юго-западные греческие и купцы. они ввозили товар, а когда его запрещать, то путем. Для своей автор на дружественные молдавских с Москвой и чешского и культуры на в XV-XVI. В настоящее нет прямых, что карточные проникли в из Чехии., много терминологии, но все же не убедительным. в этой затруднено еще и тем, что до времени не изображения карт, и названия игр конца XVI - XVII, которые было бы с европейскими.

Таким образом, вопрос о путях и времени проникновения игральных карт в Россию остается открытым. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что игральные карты были заимствованы Россией из Европы и в последней четверти 16 века уже были известны в Московском государстве.

Несмотря на все запреты, игорный бизнес процветал в первой половине 19 века. По имеющимся данным, в 1799-1800 гг. было продано 54 228 дюжин игральных карт, а в 1808-1809 годах в два раза больше - 108 266 дюжин.

Правительство пыталось ввести огромные налоги для торговцев, которые занимались продажей импортных товаров с целью развития своего карточного производства. Задача повсеместного и непрерывного удовлетворения публики игральными картами была возложена на Александровскую мануфактуру, первую русскую фабрику.

На практике и азартные игры, и игорные дома, и игорное ремесло существовали и развивались, несмотря ни на какие правительственные и полицейские меры.

В клубах сложилось особое отношение к карточным долгам. Они защищали должников и давали им много времени для выплаты. Это было связано с ревностным отношением к главной доходной статье клуба. Не желая терять постоянных клиентов, старшины, то есть руководители данных заведений, делали все, чтобы люди приходили сюда снова и снова. Каждый устав клуба тщательно прописывал процедуру уплаты долга, чтобы предотвратить недоразумения при их уплате. Например, Петербургский Купеческий клуб в статьях своего устава фиксировал, что если проигравший не заплатил свой проигрыш, то выигравший может записать своего должника в долговую книгу не позже, чем через неделю после игры. При этом все данные должны были быть вписаны четко, в тома числе и сумма. Долг должен быть погашенным в течение 14 дней, до уплаты долга должнику не разрешалось посещать события. Если член Собрания не записал долг, то он исключается с собрания по Совету Старшин. Стоит подчеркнуть, карточный долг уплачивался в обязательном порядке, иначе честь человека была бы поругана.

 

 

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ КАРТОЧНОЙ ИГРЫДЛЯ РУССКОГО НАРОДА

Дворянство

Хотя в России в карты играли все сословия, все-таки преимущественно это было развлечение для тех, у кого было свободное время и свободные деньги, то есть дворянство.

мода на началась во так называемого «века », то есть в годы Екатерины II. М. И. Пылаев в своем, что карточная стала распространённой, что только и время за ней вне, мужчина это или, зима это или, вечер или (играли при свеча), только на перерыв; прерывались ответственные по причине, что заседания на игру в самого. Также М.И. отмечает, что на большую времени стали за карточными.

Но настоящий карточной пришел на XIX век. В XIX в. карточная институализируется, то, становится и общепринятой досуга, из способов дворянства. морали тревогу,, что ежедневно десятых мужской с десяти вечера за карты. игры сильно в жизнь, что о человеке судить по одному из, играет он в или нет. Петр писал: «карты не в такое, как у нас. В русской карты – из непреложных и стихий».

игра под собой то, что тратят количество и почти не выигрывают, дворяне и другие люди продавать имения, а завели, на первое всех поразивший, людей без, особенно в, чиновники – казенные, дворяне – в откупы. много, когда продавали за долги. В «Воспоминания крестьян - первой XIX века» рассказывает о нелегкой, ее, будучи ребенком, от семьи и к новому: «Ну, дядя, недобрую я принес. Сейчас мною от приказ: привезти к твою. Там, слышь,, что он проиграл ее в другому ». Приехав в, мы узнали, что я господину Гавриилу, жившему на улице в доме. Вот я пред барином; толкает в бок, говоря: «господам в и целуй у них ».

В это время правила поведения за игрой. В году выпущена книга «игрока, им самим, или хитрости игры», где прочего, что игрок быть и шалуном, и, и дураком, а быть и, вспыльчивым, и так он сможет. Советы по за игральным включались и в «вежливости и этикета», так как значительной светской была игра, обойти её.

Для молодых крупный выступал как акт «инициации», к занятию благородного и переводящий их в «настоящих» местного общества. О распространении игры и такие, как превращение производства и игральными в выгодный. Эти производства большие от карточного. На всем пространстве империи в обществе не каких-либо отличий в игрового. И. Белов, 1844-1848 Омск, и Тверь, одну и ту же, в дворянских. Он словно и не в пространстве и и отмечает в воспоминаниях, что за столами играли в. Бал золотопромышленников в и других, по описаниям С.Я., по своему ничем не от бала в - танцы,, музыка,, вино и.

Людей, не имели или возможность участие в, ставили вне дворянского. Так, на вечерах «общества» в проводят за картами, за и просиживают за полночь; тот же, кто не к подобной никакой, будет в обществе, или должен, желания, другим, время за.... Один из автобиографической Ф.М. Решетникова «людьми» занимая помощника, но он не был принятым в как не имел, чтобыиграть с чиновниками в «», а если нет возможности, то рне быть и о дружбе.

С. Н. Терещенко писал, лишними являлся тот в обществе, кто не отличался бы на зеленом лугу, то есть тот, кто умен и искусен в игре; тот, кто знал все картежные тонкости, мог указывать, поправлять других, а также и стоять выше других. Кто знает тонкости картежные, тот имеет право указывать, поправлять, учить и стоять выше других. Он утверждает, что мало обществ, которые бы не играли в карты; кто не играл, того считали скучным и с ним только лишь можно разговаривать о просвещении. Более того, неучастие в игре могло свидетельствовать о намеренном игнорировании и осуждении господствовавшего образа жизни.

Таким образом, в этот период карточная игра стала одним из основных элементов жизненного уклада придворного общества и воспринималась не только как игра, ценная сама по себе или как средство проведения досуга, но и как форма расточительства и обогащения, свойственная лицам, занимающим высокое общественное положение и приобщенным к европейской культуре.

 

 

Крестьянство

В традиционной крестьянской культуре игра носила обрядовый характер, связанный с народными представлениями об обеспечении плодородия земли и подготовке к будущим сельскохозяйственным работам, об обереге от воздействия вредоносных сил и поддержании семейного благополучия. Так, например, песни колядующих должны были способствовать увеличению урожайности и плодовитости скота, сохранению здоровья людей в наступающем году. Святочные игры (игры со снегом), ряженье, с последующим очищением, призваны были изгнать злых духов, преодолеть мертвенное, нечистое начало и продемонстрировать торжество сил добра. Битье яиц на Пасху несло в себе мифологическую символику рождения и воскресения и считалось ритуалом, направленным на улучшение плодородия. Катание с гор, качание на качелях также призваны были ускорить рост посевов. Проводы Костромы означали окончание весны и наступление лета, символизировали вечный естественный круговорот жизни и смерти.

и народные игры, во время, - чет или нечет,, зернь, (передвижение по доске с), яичный бой и те же. Игра на мелкие, орехи,, пироги,, битки (или битые).

С Рождеством и связано различных и традиций, и игры не. В качестве выступали предметы и игрового. Игра во праздника, критические года (и Пасха как раз в себе семантику), призвана в форме разыграть ситуацию борьбы, поединка между старым и новым годом, плодородием и неурожаем, светлым и темным началом, добром и злом. В этом отношении ближе к исходным значениям игры шашки, шахматы и кости, в которых наличие двух партнеров и игровой инвентарь противоположных цветов и сторон подчеркивали бинарное противопоставление.

В народной же среде карточная игра сохранила общественный, коллективный и зрелищный характер. Она проходила при большом количестве людей в шумной веселой компании, и, как обычно, со всех сторон сыпались советы, а игроки были в центре внимания.

Если для дворянства карточная игра маркировала свое пространство, являлась своеобразным допуском в тот или иной круг и организовывалась в местах ежедневного пребывания (клуб, салон, домашний круг), то для крестьянина она рассматривалась как принадлежность пространства, специально отведенного и отличного от обыденного, - посиделочной избы, кабака. Необходимо сказать несколько слов о том, в каком смысле мы употребляем определение азартная игра в отношении крестьян. В языке XIX века определение «азартные» относится к таким играм, результат которых зависит от случая, а не от ловкости или искусства игроков. Определяющим для этого разделения оказывается, таким образом, в первую очередь фактор случайности, а не эмоционального отношения к игре.

Мотив экономического ущерба, наносимого крестьянскому хозяйству от картежной игры, можно сравнить с дворянским мотивом проигрывать огромные суммы, хотя крестьянские ставки сильно разнились от ставок в благородном обществе. Денежные расходы, с которыми неизбежно была связана игра, создавали ситуацию «имущественного ценза»: игроками могли становиться лишь относительно состоятельные крестьяне, тем же, кто победнее, не только приходилось играть на «суррогаты» денег, но и часто довольствоваться лишь ролью наблюдателей за чужой игрой[2].

Следует сказать, несколько слов о составе участников карточной игры среди крестьян. Кроме того, что это были люди более или менее состоятельные, можно говорить и о возрастном цензе игроков. Как отмечается во многих текстах, играли в основном молодые, падкие до новизны.

Можно предположить, что старшее поколение отрицало внезапную возможность обогатиться — это, помимо прочего, могло быть связано с необходимостью изменения привычного (традиционного) уклада жизни и, в частности, влекло за собой модификацию структуры крестьянской экономической деятельности. Кроме того, именно у старшего поколения могли быть более сильны представления о греховности карточной игры[3].

Как известно, игра в карты заменила все другие традиционные способы проведения досуга и стала одной из самых востребованных форм игр на различных встречах и молодежных посиделках. И.Е. Вольнов вспоминал о своем родном селе Орловской губернии и упоминает, что в праздники молодежи приходила к кому-нибудь в дом и до самого рассвета даже при самом малейшем свете или при лампе, которая была подвешена к потолку, от которой было мало света, в табачном дыму эмоциональные (разгневанные или довольные), молодые люди сидели и жадно заглядывали друг к другу в карты, ругаясь при проигрыше. Переход крестьянских подростков в совершеннолетие связывался с получением ими права самостоятельного участия в хозяйственно жизни семьи и включением во взрослые мужские компании, в которых «в позднее время все игры в основном сводились к картам»[4].

 

ГЛАВА 3. АЗАРТНЫЕ ИГРЫВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А в ненастные дни

Собирались они

Часто;

Гнули – бог их прости! –

От пятидесяти

На сто,

И выигрывали,

И отписывали

Мелом.

Так, в ненастные дни,

Занимались они

Делом[5].

В XIX веке появляется большое количество произведений, посвященных игре. Что самое удивительное, русская литература настолько глубоко затрагивает и описывает данный вопрос, будто вся состоит из азартных игр. Писатели и поэты России, которые внесли большой вклад в развитие русской литературы, сами не были прочь поиграть в карты, а также описывали весь процесс в своих произведениях.

Литературный альманах «Северные цветы на 1828 год» писал, что карты благодаря всей своей увлекательностью заменили интерес к книгам и другим средствам досуга.

Используя методы сравнительного анализа научной литературы и художественных текстов, исследования литературных источников, описания наблюдений, я убедилась в том, что интересно само отношение русских писателей к карточной игре. Например, Пушкин именовал влечение к игре самой сильной из страстей, утверждал, что она «наполняет душу самыми сильными ощущениями, всегда увлекательными для людей необыкновенных».

Пушкин любил карты и часто играл в них. Как правило, безуспешно. Влечение к игре не могла не сказаться на жизненных обстоятельствах, не могла не оказать воздействия на творчество. Карты оказывали влияние на судьбу его рукописей, способствовали рождению стихотворных писем, активному обмену посланиями. Игра стала сюжетом произведений "Выстрел" и "Пиковая дама".

Большинство игр заканчивалось для него неудачно. В среднем на 4 игры приходилось 3 проигрыша, но его это не останавливало, а подпитывало его страсть. В своем произведении «Пиковая дама» А. С. Пушкин уделяет внимание азартным играм, где главный герой сходит с ума от азарта и желания заполучить деньги легким путем.

В Москве составилось общество богатых игроков под председательством славного Чекалинского, который был известен своими достижениями в карточных играх, а также миллионным состоянием, заработанный им с помощью карт. Как только он появился в Петербурге, вся молодежь столицы нахлынула к нему, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства. В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит[6].

В отдельных литературных произведениях не указано название игры. По всей видимости, это не является важным для писателя. Определяя функцию карточных игр как литературного образа, тема карт - одна из классических в русской литературе. Чаще всего она осмыслялась в русле проблематики судьбы, рока, власти сверхъестественных сил над человеком.

Помимо А. С. Пушкина и другие авторы затрагивали тему азартных игр, например, М. Ю. Лермонтов в своем произведении «Маскарад» поднимает эту же тему. Произведение начинается сценой карточной игры, но деньги не самая крупная ставка в ней, на кону честь и достоинство человека, в конечном счете, его жизнь.

Что ни толкуй Вольтер или Декарт

Мир для меня - колода карт.

Жизнь - банк: рок мечет, я играю,

И правила игры я к людям применяю[7].

Конечно, невозможно исключить и нравственный аспект анализа. Существует две точки зрения насчет этого вида досуга. С одной стороны, если карточная игра связана с обманом, лукавством, является орудием мести, как в некоторых произведениях, если игра в карты содержит отрицательные последствия, то их, конечно же, оправдать невозможно. Но в то же время, если карты не связаны с алчными намерениями, не провоцируют горе, переживания, трагедию, то карточные игры оправдать можно, так как они развивают острую наблюдательность, хорошую память, быструю реакцию, а также интеллектуальные способности, что немаловажно для всех слоёв населения. Необходимо также отметить еще несколько положительных качеств карточных игр, которые служат для выработки многих качеств:

· есть дух состязания;

· есть победители и побежденные;

· требуют умения логически мыслить, мобилизовать силы для достижения определенной цели.

Еще одним произведением Лермонтова, которое ярко показывает, чем может пожертвовать человек ради одного шанса, является поэма «Тамбовская казначейша». В ней автор демонстрирует безумие и глупость одного человека, который ради азарта пойдет на все. Старый казначей проигрывает мужчине, влюбленному в его супругу, все, что у него есть, и под конец просит позволения отыграть свое именье, но на кон он ставит свою жену.

Недолго битва продолжалась;

Улан отчаянно играл;

Над стариком судьба смеялась —

И жребий выпал... час настал...

Тогда Авдотья Николавна,

Встав с кресел, медленно и плавно

К столу в молчаньи подошла —

Но только цвет ее чела

Был страшно бледен. Обомлела

Толпа, — все ждут чего-нибудь —

Упреков, жалоб, слез... Ничуть!

Она на мужа посмотрела

И бросила ему в лицо

Свое венчальное кольцо[8].

Мечта о мгновенном обогащении или же желание острых ощущений, жажда борьбы с Судьбой, две одинаково сильные страсти, — толкали людей к игорному столу. Как заметил Ю. М. Лотман: «...отсутствие свободы в действительности уравновешивается непредсказуемой свободой карточной игры. Не случайно отчаянные вспышки карточной игры неизбежно сопутствовали эпохам реакции». Проигрыш приводил в отчаяние — одни стрелялись, другие сходили с ума.

Играют и герои Льва Николаевича Толстого: молодой Николай Ростов проигрывает огромную сумму Долохову, и Ростовы с трудом выплачивают этот долг.

Игра моделировала и ситуацию противоборства человека с неизвестными факторами (случаем), которые выступали как враждебные силы: «Заключительный момент [прометки колоды] отмечен конечной гибелью (проигрыш, который никогда не бывает частичным или не очень значительным, а влечет за собой гибель или безумие персонажа) или победой, также имеющей эсхатологический характер»; «Отождествление игры с убийством, самоубийством, гибелью («Пиковая дама», «Маскарад», «Фаталист»), а противника - с инфернальными силами («Пиковая дама», «Штосс» и проч.) связано с интерпретацией случайного как хаотического, деструктивного…»[9].

Для русского человека карты и карточная всегда занимали определённую роль в его жизни. Поэтому эта тема являлась и является актуальной, она не осталась без внимания многих писателей и поэтов, которые отражают в собственных произведениях явления действительности. Тема карточной игры присутствует в трудах множества авторов, которые так или иначе ее осмысляют и преобразовывают в собственных произведениях. Благодаря большому числу игр и их классификации, для автора существовало большое разнообразие тем.

 

ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР

Так как мы рассмотрели понятие и историю развития карточных игр, то сейчас мы раскрываем понятие карточных игры с юридической точки зрения. Необходимо для начала разобраться, кто такой азартный игрок. Азартный игрок - экспрессивный, импульсивный игрок, это игрок-авантюрист, который действует нелогично, по своему предчувствию. Влечение к денежному выигрышу, риску и азарту - вот главные движущие силы, которые определяют поведение такого игрока.

Александра I государственную на создание и игральных. В утвержденной записке Федоровны выгодность монополии для дома и повышения продукции («... принятии домом дела в управление будет также в совершеннейшем, нежели продаются»). Все частные мануфактуры, изготавливать карты только дому. Для публики игральными, как розничная, так и, осуществлялась комиссионеров дома и приказы призрения. При устанавливался контроль над.

Штраф за торговлю запрещенными картами увеличивался до 48 р. с дюжины в пользу доносителя.

При Екатерине II азартные игры рассматривались как противоправное деяние. Однако же критерием для определения наказания за азартную игру служил не сам прецедент, а значение и сопровождающие условия в каждом конкретном случае. Сам заголовок («Управа благочиния какие игры и игрища не запрещает, но смотрит на намерение...») и построение статьи 67 прямо указывают на то, что одна и та же азартная игра, но при всевозможных условиях ее осуществления, имела возможность повлечь или не повлечь за собой уголовное наказание. «В запрещенной же игре смотрит [Управа благочиния] на намерение, с каким играли, и обстоятельства[10].

Что же считалось «запрещенной игрой»? Если игра предусматривала за собой получение прибыли, то за нее могло быть уголовное наказание. Но если игра проходит в кругу семьи и является средством для проведения времени, то это было разрешено.

То есть на практике азартная игра не влекла за собой наказания, если она не сопровождалась какими-либо противозаконными действиями и была лишь развлечением, не переходящим рамки семьи или дружеского круга. Те кто играли в азартные игры наказывались только в том случае, когда азартная игра была профессиональным ремеслом или происходила в особом помещении, в определенной обстановке и приносила запрещенный доход.

В 1801 году, уже через четыре месяца после вступления на престол Александра I, был издан указ «Об истреблении непозволенных карточных игр». В это же время было отправлено письмо, адресованное петербургскому военному губернатору, в котором указывалось, что до него доходят сведения, что карточная игра, несмотря на все его запреты, а также принятые меры и постановления, продолжает развиваться в столице, при этом люди не испытывают страха. Александр 1 также просил в этом письме применить всю строгость закона на «это преступление», чтобы остановить пока не поздно, а виновных лиц и их сообщников брать под стражу и сообщить государю все данные о них.

В 1806 г. столичному военному губернатору также предписывалось принимать точные меры «к открытию и пресечению азартной карточной игры», «поступать с виновными по законам» и доносить о случившемся императору, устраивали даже показательные суды. Однако показательные суды над игроками устраивались в том случае, когда растрачивались казенные деньги. Влечение к запрещенной игре и алчность к приобретению чужой собственности не перестают являть и новые жертвы, и новых нарушителей законов. Азартная игра стала достоянием у семейств, с которым им было тяжело попрощаться.

В 1811 году в Сенат представили дело о капитане гарнизонного батальона Подгорном, виновном в трате 704 голландских червонцев и 1 р. 44 копеек. Капитан был лишен дворянства и разжалован в рядовые, а проигранные средства провиантского ведомства взысканы с игравших с ним офицеров и госслужащих.

Ф.В. Булгарин писал об обществе времен Александра I, что в те времена играли все и везде, и азартные игры не являлись запрещёнными во многих трактирах и кофейнях, люди то и делали, что постоянно играли. Карточная игра, расточительство и иные факты биографии сомнительного порядка вполне совмещались с исполнением служебных обязанностей. Так, А.Н. Голицын (1773-1844), известны<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: